В семидесятых годах прошлого века многие ведущие мировые авто и мотопроизводители полным ходом работали над роторно-поршневыми двигателями. Не отставали от них и советские инженеры. Ранее я уже писал о вазовских легковушках с РПД и японском мотоцикле, но это машины более-менее известные, в отличие от советских мотоциклов с такой силовой установкой.
Разработка отечественного мотоцикла с двигателем Ванкеля началась в самом начале семидесятых в стенах ВНИИмотопром, а самым подходящим для испытаний такого проекта оказался тяжелый мотоцикл «Днепр», всем нам хорошо известный К-650.
В штатной версии на него ставился оппозитный четырёхтактный двухцилиндровый двигатель мощностью 27 л.с., агрегаты трансмиссии позволяли переваривать куда большую мощность и крутящий момент.
Поначалу на мотоцикл установили опытный мотор Р-350В, его мощность в 30.5 л.с. не намного превышала параметры штатного оппозитника, поэтому трансмиссию оставили без каких либо изменений. Испытания показали главную проблему – низкий ресурс мотора, едва превышавший 6 тыс. километров.
Вскоре, с учётом выявленных проблем, был создан усовершенствованный РД 500 В. Он стал легче, за счет алюминиевого сплава из которого сделали корпус, мощность выросла до 40 л.с., но охлаждение по-прежнему оставалось воздушным, из-за чего появилась новая проблема – перегрев мотора на высоких оборотах.
Поэтому, в 1976 году начались испытания двигателя РД-510, кардинально отличавшегося от предшественников жидкостным охлаждением, электронным бесконтактным зажиганием и увеличенной до 48 л.с. мощностью. Мотоцикл МТ-9, на котором обкатывался данный агрегат, показывал отличную динамику, скоростные параметры и хорошую управляемость. Основным его предназначением была работа в патрульной службе ГАИ, аналогично известным «догонялкам», как правило, роторно –поршневым «Жигулям», и сопровождении кортежей высокопоставленных чиновников союзных республик.
Всё было хорошо, кроме ресурса, он всё так же оставлял желать лучшего, поэтому в самом начале восьмидесятых появляется РД-515. Мощность снизили до 40 л.с, а уплотнительные детали ротора унифицировали с вазовской разработкой ВАЗ 111…
Итогом многолетних трудов инженеров стал РД 601, созданный в 1987 году, а годом спустя появился опытный образец мотоцикла под индексом 7.151.
Для своего времени это был хороший аппарат, унаследовавший лучшие технические решения от существовавших моделей, с роторным мотором и легкосплавными колёсными дисками (тормоза, правда, были барабанными), современным на те годы дизайном, а главное – ресурсом мотора в 50 тыс. километров, превышавшим большинство обычных советских поршневых движков для мотоциклов.
Он имел все шансы на успех, то есть, серийное производство.
Как вы уже догадались, в серию мотоцикл не пошел. Отчасти причиной тому стали сложные времена последних лет существования Союза, но и у западных производителей с роторами как-то не срослось. Доходило даже до курьёзов. Радует лишь, что некоторые опытные экземпляры уцелели до наших дней.