Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс
Тридцать с лишним лет Гудини поражал воображение тысяч людей во многих странах мира, делая на сцене, абсолютно невозможное.
При жизни его называли «величайшим иллюзионистом всех времен и народов», «повелителем духов», «королем магов» и «человеком, творящим чудеса».
Считалось,что секреты трюков юному Гудини передал умирающий старый факир, когда девятилетним мальчишкой Гарри убежал из дому и странствовал по Штатам с бродячими цирками. Было немало таких, кто верил, что он прибегает к помощи сверхъестественных сил.
На глазах изумленных зрителей этот человек за секунды вскрывал самые сложные сейфы; легко освобождался от любых оков; выбирался из смирительной рубашки, наглухо зашитого мешка или запертого сундука, сброшенного в воду; освобождался из тюремных камер и вылазил из глубокой могилы.
Слава Гарри Гудини была настолько громкой, что в обиходе американцев появился даже глагол «гудинайз», означающий «умение выпутаться из трудного положения».
Догадкам и логическим построениям не было числа, но объяснения дать так никому и не удалось.
Некоторым утешением, правда, могло служить то, что в день столетия со дня его рождения — 6 апреля 1974 года — должны были вскрыть завещание Гудини, и если не его современники, то хотя бы потомки узнают, на чем же все-таки основывались поразительные трюки. Шли годы, и по мере приближения долгожданной даты рос ажиотаж вокруг имени Гудини.
И вот наступило 6 апреля. Репортеры еще накануне обзвонили все мало-мальски подходящие нотариальные конторы, но, увы, безрезультатно. Оставалось ждать, пока хранитель завещания не объявится сам. Во всяком случае, во многих газетах на первых полосах было оставлено место для экстренного сообщения. К величайшему разочарованию поклонников мира таинств и иллюзий, ни на следующий день, ни позже завещание так и не обнаружилось - его просто не существовало. Даже спустя почти полвека после смерти (Гудини скончался 31 октября 1926 года) он преподнес свой последний трюк».
Ну а тайны Гарри Гудини? Неужели он унес их с собой теперь уже навсегда?
Эрих Вейс ( это настоящее имя Гарри Гудини) — родился в маленьком американском городке Аплтон, в штате Висконсин, в семье раввина, венгерского эмигранта. Какого-либо контакта с ведьмами, привидениями и прочими потусторонними силами его набожные родители не поддерживали. А добрые факиры из легенд, щедро делившиеся своими секретами с мальчишками, в 19 веке уже перевелись. Поэтому Эриху приходилось полагаться на собственные силы.
В одиннадцать лет он бросил школу и устроился учеником в слесарную мастерскую. Там он даром времени не терял, и через несколько месяцев придумал, как сделать из кусочка проволоки отмычку, открывавшую любые замки.
Замки замками, однако подросток не забывал о тренировках силы, выносливости и гибкости суставов.
В шестнадцать лет Эрих купил у букиниста толстенный растрепанный том, под названием «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Вейс читал, и перечитывал. Книга оказалась настолько полезной, что Вейс на радостях выбрал фамилию Гудина в качестве своего псевдонима, прибавив к ней букву «и» .
Первые успехи Гарри Гудини на волшебном поприще были весьма скромными. Вместе с младшим братом Теодором он выступал с бродячими труппами на провинциальных ярмарках, выставках, благотворительных вечерах. Кульминацией их номера «Братья Гудини — освобождение от оков» был трюк с деревянным ящиком, имевшим выдвижную доску. Во время одного из представлений Эрих Вейс познакомился с девицей Беатрисой Ранер, нечаянно пролив половину содержимого «волшебной чаши» ей на платье. Девушка благосклонно приняла смущенные извинения начинающего фокусника, а потом , в качестве компенсации за причиненный ущерб, и сшитое его матерью платье . Вскоре Беатрис стала его женой, и постоянной ассистенткой.
Единственное, что омрачало счастье юной пары, было постоянное безденежье.
Хотя Гарри Гудини иногда выступал по двадцать раз в день, а по ночам часами выдумывал и репетировал все новые и новые фокусы, супруги едва сводили концы с концами. Дело дошло до того, что, во время гастролей в Чикаго, он обошел редакции нескольких газет, предлагая за 20 долларов раскрыть секрет своего освобождения от веревок и наручников. А эти тупые , жадные придурки отказались. Представляю,как они рвали на себе волосы , в дни его славы!
Гудини был типом предприимчивым и активным. После множества неудачных попыток, он наконец допер до простой мысли, которая привела его к славе и, соответственно деньгам: «Газетам нужна сенсация, а не объяснение фокусов»!
Друзья устроили ему знакомство с шефом чикагских детективов Энди Роуаном. Гудини вместе с женой дважды приходил к нему с визитами вежливости в городскую тюрьму. Пока Бесси развлекала веселого толстяка Роуана светскими разговорами, ее муж знакомился с тюремными замками. Третий визит Гудини нанес в сопровождении репортеров и фотографов и пообещал продемонстрировать «невозможное»: освободиться от наручников и выйти из запертой тюремной камеры. Удивленный , Энди Роуан охотно согласился. На Гудини надели наручники и заперли в самый надежный карцер. Через несколько минут, он появился в кабинете шефа детективов. Но увы.. Узнав о его предыдущих посещениях тюрьмы, репортеры решили, что он просто заранее сделал слепок с ключей или замков.
Гудини не сдавался. Чтобы убедить упрямых репортеров, он предложил повторить «волшебное освобождение». Причем, его должны были раздеть донага, одежду запереть, а рот заклеить гипсовой повязкой. Раздели, заклеили ... И СЮРПРИИИИЗЗЗ!!! Репортеры и Роуан офигели ОЧЕНЬ удивились! Гарри Гудини вошел в кабинет полностью одетый, причем не из внутреннего коридора, а из двери, ведущей к уличному входу. На следующий день газеты были полны описаниями невероятного «волшебства», продемонстрированного «магом» Гарри Гудини. Так пришла слава.
За долгие годы своих выступлений, знаменитый иллюзионист проделывал этот трюк с освобождением во всех главных тюрьмах Штатов и Европы. В Вашингтоне, где его посадили в камеру убийцы президента Гарфилда, он не просто вышел из нее, но и сумел поменять местами всех заключенных в соседних камерах. В 1903 году во время гастролей в России Гарри Гудини продемонстрировал свое мастерство в Бутырской тюрьме.
Надо сказать, что эксперты в области циркового искусства, только в общих чертах сумели разобраться, на чем строились трюки Гудини со всевозможными освобождениями.
Гудини научился делать со своим телом все, или почти все: складываться пополам, значительно увеличивать или уменьшать объем мышц и даже смещать кости в суставах. Свое неподражаемое искусство он однажды продемонстрировал в Канзас-Сити перед тысячами зрителей. Его повесили за ноги в строгой смирительной рубашке на высоте 30 футов перед зданием почтамта. Начальник городской полиции перед этим официально заявил, что ни одному человеку в мире не удастся освободиться из нее, сколько бы он ни бился, и даже предложил пари на крупную сумму. Гудини принял его и к тому же пообещал «не задерживать публику дольше 15 минут».
На следующий день в газетах появился отчет о небывалом представлении: «Тысячи любопытных наблюдали, как блок медленно поднимал над тротуаром туго спеленатое тело мага. Наконец, слегка раскачиваясь, оно повисло высоко в воздухе. И почти сразу заключенный в жесткий брезентовый кокон Гарри Гудини начал извиваться, словно его охватили страшные конвульсии. Казалось, что у него просто нет костей: связанные узлом рукава смирительной рубашки вскоре уже свободно болтались.. По мере того, как маг извивался и крутился, брезентовый кокон все больше сползал по телу к голове. Несколько энергичных рывков и конвульсий, и вот он уже собрался вокруг шеи наподобие толстенного воротника. Свободными руками Гудини моментально развязал узлы шнуровки и сбросил смирительную рубашку вниз. Тысячи голосов приветствовали искусного храбреца... «Всего две с половиной минуты, — сказал пораженный начальник полиции. — Хотел бы я знать, как это ему удалось!»
Знаменитый иллюзионист писал: « Главное для меня победить страх. Раздевают ли меня донага и заковывают в кандалы, помещают ли в надежно запертый ящик и бросают в воду или заживо хоронят в могиле, я должен сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом мне приходится работать буквально молниеносно и с величайшей точностью. Если я хоть на секунду поддамся панике, то погибну».
Гарри Гудини рассказал близким, как дважды был на пороге смерти и спасся только потому, что, не терял присутствия духа.
Первый случай произошел в Детройте, где он давал рекламное представление перед началом гастролей. Нужно было прыгнуть с моста в реку в наручниках и под водой освободиться от них. Но случилось непредвиденное. Утром Гудини разбудил обеспокоенный директор цирка и сообщил, что выступление придется отменить, так как река покрылась довольно толстым льдом.
— Ну и что? — с раздражением ответил иллюзионист. — Неужели трудно найти людей,чтобы проделать прорубь? Нельзя же обманывать публику!
В назначенное время Гудини появился на мосту, разделся до трусов и дал полицейским надеть наручники. Перекинувшись шутливыми фразами с собравшимися журналистами, он помахал скованными руками зрителям, и спокойно прыгнул в дымящуюся на морозе прорубь.
Обычно он освобождался через минуту. Но прошла минута, вторая, третья, а в проруби никого не было. К концу четвертой минуты полицейский врач и его коллеги, единодушно решили , что Гудини сделал какую-то ошибку и погиб. Репортеры бросились к телефонам, чтобы сообщить в редакции сенсационную новость о последнем, смертельном трюке «короля магов».
Через три минуты после прыжка Гудини, один из асистентов начал привязывать веревку к решетке парапета. Но пальцы замерзли. А время шло. Наконец ему это удалось. Человек метнул моток в прорубь и стал стаскивать с себя одежду, чтобы нырнуть и попытаться вытащить иллюзиониста . Однако, прежде чем он успел броситься в воду, вынырнула голова Гудини, а в следующий момент, с помощью веревки, он уже выбирался на лед. На глазах тысяч людей произошло невероятное: Гарри Гудини пробыл под водой целых восемь минут без всякого специального снаряжения и остался жив. Естественно, что после этого сотни людей пришли к выводу, что дело не обошлось без вмешательства сверхъестественных сил. И окончательно подтвердило наличие у Гарри Гудини сверхчеловеческих возможностей.
Что же произошло на самом деле? Как удалось Гудини пробыть под водой так долго и выжить?
«Я опустился на дно и, как обычно, быстро освободился от наручников, — рассказал он по возвращении жене, которая в тот день из-за высокой температуры осталась в гостинице. — Видимо, я неправильно рассчитал скорость течения, потому что, когда всплыл, над головой оказался сплошной лед — меня сильно снесло. Я опять опустился на дно и попытался разглядеть светлое пятно проруби вверху. Никакого результата. Я немного проплыл и опять посмотрел над собой: проклятая дыра исчезла, словно ее вдруг сковал лед. Минуты через три я почувствовал, что начинаю задыхаться. (Благодаря тренировкам, Гудини научился задерживать дыхание приблизительно на три минуты ). И тут меня осенило. Я постарался как можно медленнее подняться к нижней кромке льда.
Как я и надеялся, между водой и льдом был тоненький слой воздуха — не больше половины дюйма толщиной. Лежа на спине и осторожно приподняв ноздри над водой, я смог дышать. Я еще немного поплавал в поисках проруби, но не обнаружил ее. Там вообще почти ничего не было видно, да и холод начинал давать себя знать. Но, по крайней мере, я мог дышать, а значит, оставалась и надежда. Прошел, наверное, целый час, когда, скосив глаза, я увидел сбоку и впереди какую-то расплывчатую, извивающуюся змею. Ура! Веревка! Посмотрела бы ты, как я рванулся к ней. Ну а потом прямехонько к тебе».
Второй случай был не менее драматичным. Во время гастролей в Лос-Анджелесе ему предложили пари на то, что он, закованный в наручники, не сможет выбраться из шестифутовой могилы . Гудини принял вызов, поставив одно условие: сначала его должны «захоронить» на глубину фута, потом двух и так далее.
Сначала все шло хорошо, хотя, по признанию иллюзиониста, выкапываться из четырех- и пятифутовой могил, вырытых в песчаной почве, было не так-то просто. Противная сторона признала себя побежденной и предложила отказаться от финала. Но «король магов» и слышать не хотел об этом.
Гарри Гудини в наручниках опустили в шестифутовую яму и засыпали ее. И тут впервые за долгую карьеру циркового «волшебника» им овладела паника, которая чуть не стоила жизни. Нечеловеческим усилием Гудини заставил себя успокоиться, освободиться от наручников и начать осторожно разгребать песок . Но, стали убывать даже его феноменальные силы.
Как признался он потом жене, это чуть было не заставило совершить вторую, трагическую ошибку: Гудини попытался позвать на помощь , теряя последние остатки воздуха и едва не забив рот и нос песком. В конце концов скорее инстинкт, чем разум, подсказал путь к спасению: подобно кроту, осторожно, дюйм за дюймом копать туннель к поверхности. Когда Гудини выбрался из могилы, он был настолько обессилен, что не смог даже встать на ноги.
В 1926 году Гарри Гудини начал подготовку к небывалому трюку. Он намеревался на глазах зрителей дать вморозить себя в глыбу льда, а потом без посторонней помощи и без всяких инструментов освободиться из ледяного плена.
В октябре, будучи на гастролях в Монреале, иллюзионист выступил в местном университете с лекцией, в которой разоблачал шарлатанов-спиритов. Во время перерыва перед началом представления он прошел в отведенную ему комнату и прилег на диван немного отдохнуть, просматривая поступившие из зала записки. В этот момент к нему явились трое студентов, горевших желанием лично познакомиться с «королем магов». Их интересовало, есть ли предел человеческим возможностям и, в частности, правда ли то, что сам Гудини может переносить сильнейшие удары без всяких отрицательных последствий. Иллюзионист подтвердил это, добавив, что в таких случаях он должен заранее соответствующим образом подготовить себя, и продолжал читать записки.
Внезапно один из студентов вскочил и стал изо всех сил бить лежащего Гудини кулаком в живот. После четвертого удара Гарри жестом остановил его. Поговорив еще немного, студенты ушли. Гудини хотел вернуться к запискам, но вдруг почувствовал острую боль в животе. Несколько минут он массировал и разминал мускулы, а затем отправился на сцену. Ночью боли возобновились, но Гудини на следующий день все же дал дневное и вечернее представления, хотя в перерывах пластом лежал на кушетке у себя в артистической уборной, обливаясь холодным потом. Вечером в поезде, по дороге в Детройт, артист почувствовал себя так плохо, что обеспокоенные ассистенты послали вперед телеграмму с просьбой, чтобы на вокзале их встретил врач.
Прямо с поезда Гудини отвезли в больницу и положили на операционный стол. Диагноз был неутешителен — гангренозный аппендикс и острый перитонит. Это был приговор: по мнению врачей, больному оставалось жить не больше 12 часов. Однако когда Гудини очнулся от наркоза, то решительно заявил, что не собирается сдаваться. Действительно, вопреки прогнозам медиков больной был жив и через день, и через два, и через три... Врачи разводили руками, а почитатели «короля магов» по всему миру, дважды в день с нетерпением читавшие бюллетени о состоянии его здоровья, торжествовали: их кумир еще раз доказал, что для него нет ничего невозможного. И вдруг на седьмые сутки Гарри Гудини попросил вызвать своего брата Теодора. Когда тот вошел в палату, Эрих Вейс, ставший «великим волшебником» Гарри Гудини, слабо улыбнулся ему и едва слышно сказал: «Я устал бороться, Тео. На этот раз я, кажется, проиграл».
При жизни его называли «величайшим иллюзионистом всех времен и народов», «повелителем духов», «королем магов» и «человеком, творящим чудеса».
Считалось,что секреты трюков юному Гудини передал умирающий старый факир, когда девятилетним мальчишкой Гарри убежал из дому и странствовал по Штатам с бродячими цирками. Было немало таких, кто верил, что он прибегает к помощи сверхъестественных сил.
Слава Гарри Гудини была настолько громкой, что в обиходе американцев появился даже глагол «гудинайз», означающий «умение выпутаться из трудного положения».
Догадкам и логическим построениям не было числа, но объяснения дать так никому и не удалось.
Некоторым утешением, правда, могло служить то, что в день столетия со дня его рождения — 6 апреля 1974 года — должны были вскрыть завещание Гудини, и если не его современники, то хотя бы потомки узнают, на чем же все-таки основывались поразительные трюки. Шли годы, и по мере приближения долгожданной даты рос ажиотаж вокруг имени Гудини.
И вот наступило 6 апреля. Репортеры еще накануне обзвонили все мало-мальски подходящие нотариальные конторы, но, увы, безрезультатно. Оставалось ждать, пока хранитель завещания не объявится сам. Во всяком случае, во многих газетах на первых полосах было оставлено место для экстренного сообщения. К величайшему разочарованию поклонников мира таинств и иллюзий, ни на следующий день, ни позже завещание так и не обнаружилось - его просто не существовало. Даже спустя почти полвека после смерти (Гудини скончался 31 октября 1926 года) он преподнес свой последний трюк».
Ну а тайны Гарри Гудини? Неужели он унес их с собой теперь уже навсегда?
Эрих Вейс ( это настоящее имя Гарри Гудини) — родился в маленьком американском городке Аплтон, в штате Висконсин, в семье раввина, венгерского эмигранта. Какого-либо контакта с ведьмами, привидениями и прочими потусторонними силами его набожные родители не поддерживали. А добрые факиры из легенд, щедро делившиеся своими секретами с мальчишками, в 19 веке уже перевелись. Поэтому Эриху приходилось полагаться на собственные силы.
В одиннадцать лет он бросил школу и устроился учеником в слесарную мастерскую. Там он даром времени не терял, и через несколько месяцев придумал, как сделать из кусочка проволоки отмычку, открывавшую любые замки.
Замки замками, однако подросток не забывал о тренировках силы, выносливости и гибкости суставов.
В шестнадцать лет Эрих купил у букиниста толстенный растрепанный том, под названием «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Вейс читал, и перечитывал. Книга оказалась настолько полезной, что Вейс на радостях выбрал фамилию Гудина в качестве своего псевдонима, прибавив к ней букву «и» .
Первые успехи Гарри Гудини на волшебном поприще были весьма скромными. Вместе с младшим братом Теодором он выступал с бродячими труппами на провинциальных ярмарках, выставках, благотворительных вечерах. Кульминацией их номера «Братья Гудини — освобождение от оков» был трюк с деревянным ящиком, имевшим выдвижную доску. Во время одного из представлений Эрих Вейс познакомился с девицей Беатрисой Ранер, нечаянно пролив половину содержимого «волшебной чаши» ей на платье. Девушка благосклонно приняла смущенные извинения начинающего фокусника, а потом , в качестве компенсации за причиненный ущерб, и сшитое его матерью платье . Вскоре Беатрис стала его женой, и постоянной ассистенткой.
Единственное, что омрачало счастье юной пары, было постоянное безденежье.
Хотя Гарри Гудини иногда выступал по двадцать раз в день, а по ночам часами выдумывал и репетировал все новые и новые фокусы, супруги едва сводили концы с концами. Дело дошло до того, что, во время гастролей в Чикаго, он обошел редакции нескольких газет, предлагая за 20 долларов раскрыть секрет своего освобождения от веревок и наручников. А эти тупые , жадные придурки отказались. Представляю,как они рвали на себе волосы , в дни его славы!
Гудини был типом предприимчивым и активным. После множества неудачных попыток, он наконец допер до простой мысли, которая привела его к славе и, соответственно деньгам: «Газетам нужна сенсация, а не объяснение фокусов»!
Друзья устроили ему знакомство с шефом чикагских детективов Энди Роуаном. Гудини вместе с женой дважды приходил к нему с визитами вежливости в городскую тюрьму. Пока Бесси развлекала веселого толстяка Роуана светскими разговорами, ее муж знакомился с тюремными замками. Третий визит Гудини нанес в сопровождении репортеров и фотографов и пообещал продемонстрировать «невозможное»: освободиться от наручников и выйти из запертой тюремной камеры. Удивленный , Энди Роуан охотно согласился. На Гудини надели наручники и заперли в самый надежный карцер. Через несколько минут, он появился в кабинете шефа детективов. Но увы.. Узнав о его предыдущих посещениях тюрьмы, репортеры решили, что он просто заранее сделал слепок с ключей или замков.
Гудини не сдавался. Чтобы убедить упрямых репортеров, он предложил повторить «волшебное освобождение». Причем, его должны были раздеть донага, одежду запереть, а рот заклеить гипсовой повязкой. Раздели, заклеили ... И СЮРПРИИИИЗЗЗ!!! Репортеры и Роуан офигели ОЧЕНЬ удивились! Гарри Гудини вошел в кабинет полностью одетый, причем не из внутреннего коридора, а из двери, ведущей к уличному входу. На следующий день газеты были полны описаниями невероятного «волшебства», продемонстрированного «магом» Гарри Гудини. Так пришла слава.
За долгие годы своих выступлений, знаменитый иллюзионист проделывал этот трюк с освобождением во всех главных тюрьмах Штатов и Европы. В Вашингтоне, где его посадили в камеру убийцы президента Гарфилда, он не просто вышел из нее, но и сумел поменять местами всех заключенных в соседних камерах. В 1903 году во время гастролей в России Гарри Гудини продемонстрировал свое мастерство в Бутырской тюрьме.
Надо сказать, что эксперты в области циркового искусства, только в общих чертах сумели разобраться, на чем строились трюки Гудини со всевозможными освобождениями.
Гудини научился делать со своим телом все, или почти все: складываться пополам, значительно увеличивать или уменьшать объем мышц и даже смещать кости в суставах. Свое неподражаемое искусство он однажды продемонстрировал в Канзас-Сити перед тысячами зрителей. Его повесили за ноги в строгой смирительной рубашке на высоте 30 футов перед зданием почтамта. Начальник городской полиции перед этим официально заявил, что ни одному человеку в мире не удастся освободиться из нее, сколько бы он ни бился, и даже предложил пари на крупную сумму. Гудини принял его и к тому же пообещал «не задерживать публику дольше 15 минут».
На следующий день в газетах появился отчет о небывалом представлении: «Тысячи любопытных наблюдали, как блок медленно поднимал над тротуаром туго спеленатое тело мага. Наконец, слегка раскачиваясь, оно повисло высоко в воздухе. И почти сразу заключенный в жесткий брезентовый кокон Гарри Гудини начал извиваться, словно его охватили страшные конвульсии. Казалось, что у него просто нет костей: связанные узлом рукава смирительной рубашки вскоре уже свободно болтались.. По мере того, как маг извивался и крутился, брезентовый кокон все больше сползал по телу к голове. Несколько энергичных рывков и конвульсий, и вот он уже собрался вокруг шеи наподобие толстенного воротника. Свободными руками Гудини моментально развязал узлы шнуровки и сбросил смирительную рубашку вниз. Тысячи голосов приветствовали искусного храбреца... «Всего две с половиной минуты, — сказал пораженный начальник полиции. — Хотел бы я знать, как это ему удалось!»
Знаменитый иллюзионист писал: « Главное для меня победить страх. Раздевают ли меня донага и заковывают в кандалы, помещают ли в надежно запертый ящик и бросают в воду или заживо хоронят в могиле, я должен сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом мне приходится работать буквально молниеносно и с величайшей точностью. Если я хоть на секунду поддамся панике, то погибну».
Гарри Гудини рассказал близким, как дважды был на пороге смерти и спасся только потому, что, не терял присутствия духа.
Первый случай произошел в Детройте, где он давал рекламное представление перед началом гастролей. Нужно было прыгнуть с моста в реку в наручниках и под водой освободиться от них. Но случилось непредвиденное. Утром Гудини разбудил обеспокоенный директор цирка и сообщил, что выступление придется отменить, так как река покрылась довольно толстым льдом.
— Ну и что? — с раздражением ответил иллюзионист. — Неужели трудно найти людей,чтобы проделать прорубь? Нельзя же обманывать публику!
В назначенное время Гудини появился на мосту, разделся до трусов и дал полицейским надеть наручники. Перекинувшись шутливыми фразами с собравшимися журналистами, он помахал скованными руками зрителям, и спокойно прыгнул в дымящуюся на морозе прорубь.
Обычно он освобождался через минуту. Но прошла минута, вторая, третья, а в проруби никого не было. К концу четвертой минуты полицейский врач и его коллеги, единодушно решили , что Гудини сделал какую-то ошибку и погиб. Репортеры бросились к телефонам, чтобы сообщить в редакции сенсационную новость о последнем, смертельном трюке «короля магов».
Через три минуты после прыжка Гудини, один из асистентов начал привязывать веревку к решетке парапета. Но пальцы замерзли. А время шло. Наконец ему это удалось. Человек метнул моток в прорубь и стал стаскивать с себя одежду, чтобы нырнуть и попытаться вытащить иллюзиониста . Однако, прежде чем он успел броситься в воду, вынырнула голова Гудини, а в следующий момент, с помощью веревки, он уже выбирался на лед. На глазах тысяч людей произошло невероятное: Гарри Гудини пробыл под водой целых восемь минут без всякого специального снаряжения и остался жив. Естественно, что после этого сотни людей пришли к выводу, что дело не обошлось без вмешательства сверхъестественных сил. И окончательно подтвердило наличие у Гарри Гудини сверхчеловеческих возможностей.
Что же произошло на самом деле? Как удалось Гудини пробыть под водой так долго и выжить?
«Я опустился на дно и, как обычно, быстро освободился от наручников, — рассказал он по возвращении жене, которая в тот день из-за высокой температуры осталась в гостинице. — Видимо, я неправильно рассчитал скорость течения, потому что, когда всплыл, над головой оказался сплошной лед — меня сильно снесло. Я опять опустился на дно и попытался разглядеть светлое пятно проруби вверху. Никакого результата. Я немного проплыл и опять посмотрел над собой: проклятая дыра исчезла, словно ее вдруг сковал лед. Минуты через три я почувствовал, что начинаю задыхаться. (Благодаря тренировкам, Гудини научился задерживать дыхание приблизительно на три минуты ). И тут меня осенило. Я постарался как можно медленнее подняться к нижней кромке льда.
Как я и надеялся, между водой и льдом был тоненький слой воздуха — не больше половины дюйма толщиной. Лежа на спине и осторожно приподняв ноздри над водой, я смог дышать. Я еще немного поплавал в поисках проруби, но не обнаружил ее. Там вообще почти ничего не было видно, да и холод начинал давать себя знать. Но, по крайней мере, я мог дышать, а значит, оставалась и надежда. Прошел, наверное, целый час, когда, скосив глаза, я увидел сбоку и впереди какую-то расплывчатую, извивающуюся змею. Ура! Веревка! Посмотрела бы ты, как я рванулся к ней. Ну а потом прямехонько к тебе».
Второй случай был не менее драматичным. Во время гастролей в Лос-Анджелесе ему предложили пари на то, что он, закованный в наручники, не сможет выбраться из шестифутовой могилы . Гудини принял вызов, поставив одно условие: сначала его должны «захоронить» на глубину фута, потом двух и так далее.
Сначала все шло хорошо, хотя, по признанию иллюзиониста, выкапываться из четырех- и пятифутовой могил, вырытых в песчаной почве, было не так-то просто. Противная сторона признала себя побежденной и предложила отказаться от финала. Но «король магов» и слышать не хотел об этом.
Гарри Гудини в наручниках опустили в шестифутовую яму и засыпали ее. И тут впервые за долгую карьеру циркового «волшебника» им овладела паника, которая чуть не стоила жизни. Нечеловеческим усилием Гудини заставил себя успокоиться, освободиться от наручников и начать осторожно разгребать песок . Но, стали убывать даже его феноменальные силы.
Как признался он потом жене, это чуть было не заставило совершить вторую, трагическую ошибку: Гудини попытался позвать на помощь , теряя последние остатки воздуха и едва не забив рот и нос песком. В конце концов скорее инстинкт, чем разум, подсказал путь к спасению: подобно кроту, осторожно, дюйм за дюймом копать туннель к поверхности. Когда Гудини выбрался из могилы, он был настолько обессилен, что не смог даже встать на ноги.
В 1926 году Гарри Гудини начал подготовку к небывалому трюку. Он намеревался на глазах зрителей дать вморозить себя в глыбу льда, а потом без посторонней помощи и без всяких инструментов освободиться из ледяного плена.
В октябре, будучи на гастролях в Монреале, иллюзионист выступил в местном университете с лекцией, в которой разоблачал шарлатанов-спиритов. Во время перерыва перед началом представления он прошел в отведенную ему комнату и прилег на диван немного отдохнуть, просматривая поступившие из зала записки. В этот момент к нему явились трое студентов, горевших желанием лично познакомиться с «королем магов». Их интересовало, есть ли предел человеческим возможностям и, в частности, правда ли то, что сам Гудини может переносить сильнейшие удары без всяких отрицательных последствий. Иллюзионист подтвердил это, добавив, что в таких случаях он должен заранее соответствующим образом подготовить себя, и продолжал читать записки.
Внезапно один из студентов вскочил и стал изо всех сил бить лежащего Гудини кулаком в живот. После четвертого удара Гарри жестом остановил его. Поговорив еще немного, студенты ушли. Гудини хотел вернуться к запискам, но вдруг почувствовал острую боль в животе. Несколько минут он массировал и разминал мускулы, а затем отправился на сцену. Ночью боли возобновились, но Гудини на следующий день все же дал дневное и вечернее представления, хотя в перерывах пластом лежал на кушетке у себя в артистической уборной, обливаясь холодным потом. Вечером в поезде, по дороге в Детройт, артист почувствовал себя так плохо, что обеспокоенные ассистенты послали вперед телеграмму с просьбой, чтобы на вокзале их встретил врач.
Прямо с поезда Гудини отвезли в больницу и положили на операционный стол. Диагноз был неутешителен — гангренозный аппендикс и острый перитонит. Это был приговор: по мнению врачей, больному оставалось жить не больше 12 часов. Однако когда Гудини очнулся от наркоза, то решительно заявил, что не собирается сдаваться. Действительно, вопреки прогнозам медиков больной был жив и через день, и через два, и через три... Врачи разводили руками, а почитатели «короля магов» по всему миру, дважды в день с нетерпением читавшие бюллетени о состоянии его здоровья, торжествовали: их кумир еще раз доказал, что для него нет ничего невозможного. И вдруг на седьмые сутки Гарри Гудини попросил вызвать своего брата Теодора. Когда тот вошел в палату, Эрих Вейс, ставший «великим волшебником» Гарри Гудини, слабо улыбнулся ему и едва слышно сказал: «Я устал бороться, Тео. На этот раз я, кажется, проиграл».