Движение чапати: как вездесущие и безвредные чапати
наводили ужас на британцев в 1857 годуЗахват Бахадур-шаха Зафара и его сыновей Уильямом Ходсоном
у могилы Хумаюна 20 сентября 1857 г.
Шел 1857 год. В оккупированной британцами Индии было неспокойно. Среди индийцев росло
недовольство правлением Ост-Индской компании и социальными реформами, навязываемых
британцами коренным народам, которых возмущали огромные налоги и потери земель.
Сипаи, наёмные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся европейскими
колонизаторами из числа местного населения, беспокоились из-за социального разделения
своих рядов по признаку касты. Также высказывались опасения, что Компания
пытается навязать населению христианство.
«Кампания в Индии 1857-58 гг.» Уильяма Симпсона, Э. Уокера.
В разгар этой растущей напряженности внутри субконтинента возникло загадочное движение, которое
напугало британских правителей и озадачило индейцев так же, как и сбило с толку их белокожих
повелителей. Согласно сообщениям, поступающим из деревень Северной Индии, тысячи чапати
- пресных лепешек, являющихся основным продуктом питания каждого индейца, - передавались из
одних рук в другие, из деревни в деревню. Никто не знал, откуда пришел хлеб и какое
послание несет это действие.
"Восстание сипаев в Мееруте", гравюра из Illustrated London News , 1857 г.
«В настоящее время по всей Индии происходит очень загадочная история»,
- написал доктор Гилберт Хадоу, армейский хирург Ост-Индской компании в письме
своей сестре в Британию.
«Кажется, никто не знает, что это значит. Неизвестно, откуда это возникло, кем
и с какой целью, предполагается ли, что это связано с какой-либо религиозной церемонией
или имеет отношение к некоему тайному обществу. Индийские газеты полны догадок
относительно того, что это означает. Это называется движением чапати ».
Чапати, индийские лепешки.
Движение чапати включало выпечку четырех (или любого другого числа) лепешек и доставку их
в ближайшую деревню, обычно деревенским чоукидаром , ночным сторожем, с указанием сделать
еще четыре и отнести их в следующую деревню. Многие чаукидары послушно следуя инструкциям,
путешествовали по джунглям на многие мили, чтобы раздать чапати в соседние деревни. Мало кто
спрашивал, откуда взялись чапати, или сомневался в мотивах этого странного поручения.
Чоукидар - индийский деревенский сторож. Он был во всех индийских деревнях,
и именно эти люди, бегавшие между своими домами и ближайшим соседним
поселением с чапати, так эффективно вызвали панику
среди правящих британцев.
Движение чапати впервые привлекло внимание британцев через Марка Торнхилла, магистрата города
Матхура, недалеко от Агры, в начале 1857 года, когда к его офису прибыла связка черствого хлеба.
На допросе Торнхиллу сообщили, что их принес один из индийских полицейских, который принял их
от деревенского сторожа, который сам, в свою очередь, получил их от другого, не менее
невежественного бегуна чапати.
Сцена из индийского восстания 1857 года (Бенгальская армия).
Торнхилл попытался отследить источник хлеба, но не смог, потому что это были обычные чапати,
приготовленные в каждом индийском доме, и ни один из них не нес в себе никаких скрытых посланий.
Что он действительно обнаружил, так это то, что это явление было массовым. Тысячи чапати проходили
через несколько частей Индии, от реки Нармада на юге до границы с Непалом в нескольких сотнях
миль к северу. Эта цепочка чапати могла возникнуть где угодно - с востока, недалеко от Калькутты,
или с севера, в провинции Авад, или из Индора, в центре страны. Некоторые из этих чапати продвигались
по суше со скоростью 200 миль за ночь.
Два сипаевских офицера и частный сипай, около 1820-х гг.
Раскрашенные вручную гравюры Фредерика Шоберла
Таинственное распространение столь милого предмета обеспокоило британских офицеров из-за их
неспособности действовать. Если бы индейцы рассылали мятежные письма, их можно было
бы остановить, но что может быть безобиднее нескольких чапати? Как можно было остановить или
арестовать человека за раздачу еды, особенно если сами бегуны часто были
полицейскими чоукидарами ?
Тем не менее, многие британские офицеры чувствовали, что движение чапати был сигналом,
зловещим знаком надвигающейся катастрофы.
«Британцы с глубоким подозрением, граничащим с паранойей, относились к любому
типу коммуникации в Индии, которую они не могли понять»,
- говорит историк Ким Вагнер. Всякий раз, когда пачка чапати приходила в полицейский
участок, это приводило офицеров в панику.
Фотография мечети в Мееруте, сделанная Феличе Беато в 1858 году,
где, возможно, молились некоторые из солдат-повстанцев.
Ходил один популярный слух, что за этим стояли сами британцы. Было высказано предположение,
что британцы пытались массово обратить индийцев в христианство, добовляя в муку для чапати
костную муку от коров и свиней, что было запрещено к употреблению индуистам и мусульманам
соответственно, и распространяя хлеб, сделанный из этой испорченной муки, в стране. После того,
как человек съел запретную еду, его единоверцы подвергли бы его остракизму, что облегчало бы его
приобщение к христианской лоне. Это был такой слух, который год спустя в конечном итоге
обрушил Ост-Индскую компанию.
Патроны для Percussion Rifle Musket Enfield Pattern 1853.
Слух стал распространяться среди сипаев, как лесной пожар, о том, что британцы придумали
еще один дьявольский план по разрушению их верований и осквернению их религии.
Индийские солдаты на службе Ост-Индской компании, которые превосходили
численностью британских войск в Индии в пять раз, заряжали патроны.
Британцы представили новую винтовку Энфилда, в которой употреблялись смазанные бумажные патроны.
Чтобы зарядить ружье, патроны приходилось разрывать зубами, так как руки солдата были при этом заняты,
для того, чтобы порох, который он содержал, можно было высыпать в ствол ружья. Бумажные патроны при
этом смазывались жиром или салом. Жир получали из коровьего жира, священного животного для индусов,
а сало - из свиного жира, животного, которое мусульмане не едят. Хотя Ост-Индская компания приказала,
чтобы все патроны, выдаваемые индийским сипаям, были обезжирены, войска были убеждены, что компания
замышляет их осквернить.
Последовавший за этим мятеж сипаев во многом был Первой войной Индии за независимость и одним из
важнейших событий в истории британской империи. Это привело к роспуску 250-летней компании и
поставило Индию под прямой контроль британской короны.
Индийские сипаи нападают на лодки бегущих британских офицеров
и их семьи во время осады Канпура в 1857 году.
Недавние исследования предполагают, что движение чапати могло быть попыткой доставить
еду людям, страдающим холерой, но где-то по пути истинный смысл передачи был утерян,
и цепочка распространялась по стране в виде «пустого» сообщения.
Захват Дели 1857 г.
Ким Вагнер, который провел самое последнее исследование этого явления, заявил:
«Хотя первоначальное специфическое значение чапатти было утеряно на ранних этапах
распространения, ужасные последствия разрыва цепи передачи сохранялись, и, таким
образом, обеспечивалось их успешное распространение на огромной территории. В любом
случае чапати не были «предвестниками надвигающейся бури». Они были тем, чем их
сделали люди, и значение, которое им приписывалось, было симптомом повсеместного
недоверия и всеобщего ужаса среди индийского населения в первые месяцы 1857 года.»