Приходилось ли вам обращать внимание на то, что многие старые, еще винтовые самолеты, как будто стреляли прямо сквозь пропеллер? Лучше всего это заметно у самолетов времен Первой мировой войны. Однако, встречаются такие машины и пантеоне крылатой техники Второй мировой войны. Так как же у пилотов получалось вести огонь без вреда для пропеллера и при этом эффективно поражать цель.
Стреляли через винт. /Фото: guns.allzip.org.
Во-первых, стрельба велась не так уж эффективно. Во-вторых, стрельба осуществлялась не совсем без вреда для винта самолета. В-третьих, стреляли действительно сквозь пропеллер. Так как же это все работает? На самом деле не так уж сложно, во всяком случае в сухой теории. Дело в том, что стрельба через винт стала возможной благодаря специальному устройству – «отсекателю пуль». Хотя по началу не было и их. В начале Первой мировой войны винт машины приходилось менять буквально после нескольких вылетов (если летчику доводилось пострелять из пулемета). И это было серьезной проблемой и для летчиков, и для техников.
Сначала появились отсекатели. /Фото: ya.ru.
В 1915 году французский летчик и инженер Ролан Гаррос придумал тот самый «отсекатель пуль». Это специальное призматическое устройство, которое крепилось на лопасти винта самолета в тех местах, где пуля должна была потенциально сталкиваться с пропеллером. Как можно догадаться из названия, отсекатель заставлял попавшие в винт пули рикошетить в нужном направлении. Для того, чтобы большинство выстрелов не превращалось в дождь рикошета, инженерам даже пришлось снизить темп стрельбы авиационных пулеметов. Впрочем, даже с отсекателем винты постепенно приходили в негодность.
Пули легко и быстро портят винт. /Фото: truehunter.ru.
В 1916 году нидерландский летчик и конструктор Антон Фоккер создал для немецкой армии новое устройство – синхронизатор стрельбы. Создавать подобные приспособления на тот момент пытались уже многие, однако наиболее успешное приспособление получилось только у голландца. Синхронизатор стрельбы – это система, соединяющая гашетку пулемета и тягу винта в один узел и позволяющая делать так, чтобы темп стрельбы оружия максимально корректно соотносился с темпом вращения винта. Таким образом благодаря синхронизатору до 100% выстрелов проходят сквозь вращающийся пропеллер, не попадая в него.