Это работа рассказывает про самый ранний период истории восточных славян VIII–IХ вв. Это не пересказ последовательных исторических событий, а первая работа цикла, посвящённого поэтапному развитию Руси – России, на основе актуальных научных исследований по данной теме.
Начальный период русской истории, согласно выводам выдающегося русского филолога А. А. Шахматова (1864–1920 гг.), был описан в недатированной части летописи. Первая информация была внесена на основе устных преданий, отсюда много нестыковок в датах и событиях. Раннюю историю восточных славян существенно дополняют археологические данные. Исследователи по-разному смотрят на археологические культуры, которые предшествовали археологической культуре восточных Славян. Одни настаивают на преемственности этих культур, другие считают, что преемственности нет, и культуры принадлежат разным этносам.
Предки Восточных славян обитали в среднем Поднепровье, карпатском регионе. Отсюда, а также из Повислья началось продвижение славян на север, восток и северо-восток.
Ранние события, описанные в летописи, застают славян (особенно в некоторых районах) в самом начале колонизации. Продвижение славян происходило по рекам. Места для поселений выбирались обычно на мысу, так как мыс с двух сторон окружен водой и его проще укрепить и оборонять.
Главной целью было создание защищенного племенного центра – «города» во враждебной среде, а никак не доминирование над речными торговыми артериями, чего не было в этот период в Восточной Европе.
Есть мнение, что в момент расселения славян по Восточно-Европейской равнине климат был более мягким, чем сейчас.
Славянское продвижение по этим территории не было мирным, о чем свидетельствуют как археологические памятники, так и краткая информация летописей. Борьба шла не только с финно-уграми и балтами, но и между собой. Племя волынян одно время доминировало на территории западной и центральной части Украины, древляне «примучивали» полян. Многие исследователи предполагают, что расселение славян происходило в местах, мало привлекательных для балтов и финно-угров из-за различных типов хозяйствования. Финно-угорские племена вели присваивающий вид деятельности: охота, собирательство и подсечное земледелие, а основным типом хозяйствования славян было пашенное земледелие. Более высокий тип хозяйствования обеспечивал им экономическое преимущество. Тем не менее еще выдающийся советский археолог М. И. Артамонов (1898–1972 гг.) писал:
Редкость финно-угорского и балтского населения на этих территориях ничего не меняла. Племенные границы, «охотничьи территории» были неприкосновенными у всех народов на рассматриваемых стадиях развития. Столкновения не могли привести ни к какой ассимиляции. Чего, по сути, и не было. Стычки вели к уничтожению враждебного племени или его изгнанию.
О чем и свидетельствует этнографический материал. Ранние же славянские города многие исследователи считают, по аналогии со средневековым европейским поселением периода борьбы городов с феодалами в XIII–XV вв., торговыми или межэтническими центрами, часто чуть ли не всегалактического значения.
Но они являлись исключительно укрепленными племенными центрами славян, осуществлявших колонизацию во враждебной среде. Таковыми были Смоленск (Гнездово), Ладога, Псков, Новгород. Археологи открыли множество таких «городов» периода миграции. Например, Городок на Ловати, Рюриково городище и Холопий бугор в северном Приильменье, поселенье Кобылья Голова, Малышево, Малые Полищи в восточном Приильменье и т.д. Город Муром и Владимир на Клязьме был основан в чисто финской среде. Огромное количество городков таких (как типа поселения) просуществовало на Руси вплоть до XV в., когда с разделением труда началось и разделение на город и деревню, в прямом смысле.
С возникновение Русского раннего потестарного «государства» колонизация усилилась.
Происходит «исчезновение» финно-угорского населения, запустение их племенных и сакральных центров. Что же касается ассимиляции, то касательно Северо-Восточной Руси или современных северных и северо-восточных областей центрального округа РФ серьезный процент наличия финно-угорского компонента у славян встречается только на периферии, она не затрагивала (или затрагивала крайне мало) центр будущего великорусского государства: Ростово-Суздальскою землю с городами.
«Легенда о призвании варягов» повествует о распрях между финно-угорскими племенами северо-запада Восточной Европы и славянскими пришельцами: между чудью и мерей (финно-угорскими племенными союзами), кривичами и словенами (славянскими племенными союзами).
Посмотрим же на картину расселения восточных славян перед объединением этих земель.
Бужане, Волыняне, Дулебы, Поляне, Древляне, Дреговичи, Белые Хорваты обитали и осваивали территории центральной и западной части Украины и западной и центральной Белоруссии.
Радимичи пришли с территории будущей Польши («ляшкое» племя) и осели на реке Сож, на территории современной Могилёвской и Гомельской областей.
Племенной союз Кривичей, имевший тесные связи с балтскими племенами, занял территорию Псковщины, а потом продвинулся на юг, в верховье Днепра и Волги (современная Минская и Смоленская области). Стоит отметить, что в их племенной союз входили неупомянутые в летописи племена, например Смоляне.
Северяне обитали по левобережью Днепра, их столица – будущий город Чернигов.
Вятичи жили в бассейне Оки и Москвы-реки, на территории современной Московской, Рязанской, Орловской, Калужской, Ростовской и Липецкой областей.
Словени ильменские заняли территорию современной Новгородской и части Ленинградской области. Историки по-разному описывают их происхождение. Одни предполагают, что они мигрировали с территории Поднепровья, другие – что с балтийского Поморья (современная Германия и Польша).
Тиверцы и Уличи поселились в междуречье Дуная, Прута, Днестра и Днепра, вдоль побережья Чёрного моря. Это современная территория Молдавии (Молдовы) и юга-запада Украины.
Есть предположение, что в конце VIII века в Восточную Европу двинулась новая волна славянских переселенцев с Дуная и из Моравии. Они принесли новые технологии и социальные навыки, например, гончарный круг и даже термин «кънязъ». Но как они встроились в родовые структуры племен Восточной Европы объяснения нет.
Восточнославянское общество мало отличалось от раннеславянского VI–VIII вв. И в основе его лежал родоплеменной строй.
Род – это коллектив родичей, состоящий из родственников по мужской линии. В родовой коллектив, конечно, мог быть введен сторонний участник, не родственник, который выполнял определенный обряд, типа клятвы на крови.
Право-обязанность отстаивать и защищать каждого члена рода (месть или возмещение) сплачивала коллектив. Коллектив обязан был заботиться и защищать каждого его члена, что являлось неотъемлемой частью родоплеменного строя:
Во главе коллектива стоял глава рода, который имел сакральную и абсолютную власть над членами рода. Несколько родов объединялись в племя. «Каждый княжил родом своим», – пишет летописец, то есть каждое племя имело самоуправление. Старцы градские или старейшины управляли племенем. Рядом со старейшинами, вероятно, были военные предводители общины, хотя ими могли быть и вожди племени.
Как минимум, мы знаем славянских вождей Кия, Щека, Хорива у полян, у древлян – Мала, у словен, возможно, Вадима Храброго и Гостомысла. Свои предводители были у вятичей. Термин князь появился позднее и стал обозначать военного вождя и главу «исполнительной власти».
Племя состояло из свободных «мужей» – воинов, которые принимали участие в решении важнейших вопросов на народном собрании (вече). Причём они стояли на разных уровнях родоплеменного строя:
Археологи показывают, что поселения-городища, состоящие из 3–4 или 5–15 поселений, располагались рядом, на расстоянии 1–5 км. Они образовывали «гнездо». Гнездо занимало территорию 30 на 60 или 40 на 70 км. Они были отделены от соседних гнёзд «нейтральной» полосой в 20–30 км. Поселение-городище – это род, а гнездо – племя.
Из поселений-городищ и произошли все ранние города. Первоначально они имели исключительно племенной характер и были племенными центрами.
Род был не только основой социальной, но и хозяйственной жизни. Экономической базой общества была коллективная собственность всей общины на землю. Археологический материал говорит об определённом социальном равенстве больших семей. Во всей деятельности определяющими были не хозяйственные, а кровнородственные отношения.
Ключевым занятием было земледелие. И этим славяне существенно отличались от других обитателей Восточной Европы, что давало им экономическое преимущество. Хотя и промыслы занимали огромное место в их хозяйственной деятельности.
Выделение ремесла не произошло, ремесленник не производил товаров на рынок, а работал на удовлетворение, по необходимости, потребностей внутри семьи и рода.
В научной историографии ряд исследователей считают торговлю определяющим фактором развития в Восточной Европе в этот период. Это прямая модернизация исторического процесса, противоречащая исторической обстановке. Собственно, торговля «скользила» по поверхности примитивного, с точки зрения экономики, общества. Где в условиях натурального хозяйства мы наблюдаем крайне скудный материальный мир. Даже на войне использовалось оружие, которое применялось и в повседневной деятельности: лук, копье, возможно, топор. У восточных славян до прихода русов не было мечей, знакового оружия знати и надплеменной военной организации (дружины).
Современная реконструкция восточных славян.
Важнейшими факторами, которые влияли на развитие, были, во-первых, рост населения и потребность в колонизации новых земель: земледелие, охота и собирательство в условиях леса и лесостепи не давали достаточного прибавочного продукта для развития общества.
Во-вторых, внешнее давление со стороны хазар и варягов. Требовались перемены для противостояния врагам, изымавшим не только «скудный» прибавочный продукт, но и серьезную долю жизненно необходимого. Род с такими проблемами справиться не мог. Для выживания и существования было необходимо объединение на новых основах. А для объединения необходимо было соответствующее управление. Но уровень повседневного управления мог решить краткосрочные вопросы, например, объединения племен во временный союз для решения текущих проблем (изгнание варягов в 861 году), но не решал долгосрочных задач.
Для понимания процессов развития в таком обществе мы приведём цитату из работы французского этнолога К. Леви-Стросса «Структурная антропология»:
Такая ситуация была у ранних славян, в период миграции на Балканы в VI–VII вв. Её же мы видим и в период миграции восточных славян в VIII–X вв. И именно внешние факторы оказывали существенное влияние на формирование первых предгосударственных образований у славян в начале IХ – начале Х веков.
Через аналогичную структуру общества прошли большинство европейских народов, например, древние римляне, этого же периода. Рим в ранний «царский период» был племенным центром.
Племя было разделено на три трибы, а триба – на десять курий, курия – на десять родов, род –на десять семейств.
Во главе родов стояли отцы семейств – патриции.
Верховным органом управления было народное собрание, собиравшиеся по куриям.
Вторым органом управление был совет старейшин или сенат. Сенат утверждал решения народного собрания и назначал нового царя или военного вождя.
Рядом, а не над сенатом и народным собранием, стоял рекс (царь) – это племенной военный предводитель и верховный жрец, вождь, избираемый пожизненно.
Земля находилась в коллективной собственности. У каждого рода были свои общие кладбища и родовые культы.
Восточные славяне на севере Восточной Европы смогли создать «суперсоюз» (устойчивое научное понятие потестарного, негосударственного объединения) с фино-угорскими племенами, который решил тактическую задачу временного изгнания варягов, но не обеспечил постоянной безопасности и управления этим союзам. Родоплеменная структура не позволяла действовать по-другому: «встал род на род».
При отсутствии общих органов управления было принято решение установить надплеменную структуру, пригласив её извне, что и повлекло за собой преодоление статической системы родовой обособленности.
Источники и литература:
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский «Славянские хроники». М., 2011.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Артамонов М. И. Славяне и норманны в Восточной Европе в период образования русского государства // Вестник ЛГУ № 4. 1988.
Булкин В. С., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологически памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., 1978.
Колчанов М. В. Собственность М., 1962.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Восточной Европе. СПб., 1995.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2011.
Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб., 1997.
Санкина С. Л. Этническая история средневекового населения Новгородской земли. М., 2012.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Избранные труды. М., 2005.
Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985.
Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1990.
Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Продолжение следует…
Восточные славяне. Расселение и колонизация Восточной Европы
Предки Восточных славян обитали в среднем Поднепровье, карпатском регионе. Отсюда, а также из Повислья началось продвижение славян на север, восток и северо-восток.
Ранние события, описанные в летописи, застают славян (особенно в некоторых районах) в самом начале колонизации. Продвижение славян происходило по рекам. Места для поселений выбирались обычно на мысу, так как мыс с двух сторон окружен водой и его проще укрепить и оборонять.
Главной целью было создание защищенного племенного центра – «города» во враждебной среде, а никак не доминирование над речными торговыми артериями, чего не было в этот период в Восточной Европе.
Есть мнение, что в момент расселения славян по Восточно-Европейской равнине климат был более мягким, чем сейчас.
Славянское продвижение по этим территории не было мирным, о чем свидетельствуют как археологические памятники, так и краткая информация летописей. Борьба шла не только с финно-уграми и балтами, но и между собой. Племя волынян одно время доминировало на территории западной и центральной части Украины, древляне «примучивали» полян. Многие исследователи предполагают, что расселение славян происходило в местах, мало привлекательных для балтов и финно-угров из-за различных типов хозяйствования. Финно-угорские племена вели присваивающий вид деятельности: охота, собирательство и подсечное земледелие, а основным типом хозяйствования славян было пашенное земледелие. Более высокий тип хозяйствования обеспечивал им экономическое преимущество. Тем не менее еще выдающийся советский археолог М. И. Артамонов (1898–1972 гг.) писал:
«Не исключая мирного просачивания славян в иноплеменную среду, все же следует полагать, что главным в процессе их расселения было военное насилие. Об этом говорит и сравнительная быстрота славянского расселения и руины сожжения ими балтских и финских убежищ – городищ».
Редкость финно-угорского и балтского населения на этих территориях ничего не меняла. Племенные границы, «охотничьи территории» были неприкосновенными у всех народов на рассматриваемых стадиях развития. Столкновения не могли привести ни к какой ассимиляции. Чего, по сути, и не было. Стычки вели к уничтожению враждебного племени или его изгнанию.
О чем и свидетельствует этнографический материал. Ранние же славянские города многие исследователи считают, по аналогии со средневековым европейским поселением периода борьбы городов с феодалами в XIII–XV вв., торговыми или межэтническими центрами, часто чуть ли не всегалактического значения.
Но они являлись исключительно укрепленными племенными центрами славян, осуществлявших колонизацию во враждебной среде. Таковыми были Смоленск (Гнездово), Ладога, Псков, Новгород. Археологи открыли множество таких «городов» периода миграции. Например, Городок на Ловати, Рюриково городище и Холопий бугор в северном Приильменье, поселенье Кобылья Голова, Малышево, Малые Полищи в восточном Приильменье и т.д. Город Муром и Владимир на Клязьме был основан в чисто финской среде. Огромное количество городков таких (как типа поселения) просуществовало на Руси вплоть до XV в., когда с разделением труда началось и разделение на город и деревню, в прямом смысле.
С возникновение Русского раннего потестарного «государства» колонизация усилилась.
Происходит «исчезновение» финно-угорского населения, запустение их племенных и сакральных центров. Что же касается ассимиляции, то касательно Северо-Восточной Руси или современных северных и северо-восточных областей центрального округа РФ серьезный процент наличия финно-угорского компонента у славян встречается только на периферии, она не затрагивала (или затрагивала крайне мало) центр будущего великорусского государства: Ростово-Суздальскою землю с городами.
«Легенда о призвании варягов» повествует о распрях между финно-угорскими племенами северо-запада Восточной Европы и славянскими пришельцами: между чудью и мерей (финно-угорскими племенными союзами), кривичами и словенами (славянскими племенными союзами).
Посмотрим же на картину расселения восточных славян перед объединением этих земель.
Бужане, Волыняне, Дулебы, Поляне, Древляне, Дреговичи, Белые Хорваты обитали и осваивали территории центральной и западной части Украины и западной и центральной Белоруссии.
Радимичи пришли с территории будущей Польши («ляшкое» племя) и осели на реке Сож, на территории современной Могилёвской и Гомельской областей.
Племенной союз Кривичей, имевший тесные связи с балтскими племенами, занял территорию Псковщины, а потом продвинулся на юг, в верховье Днепра и Волги (современная Минская и Смоленская области). Стоит отметить, что в их племенной союз входили неупомянутые в летописи племена, например Смоляне.
Северяне обитали по левобережью Днепра, их столица – будущий город Чернигов.
Вятичи жили в бассейне Оки и Москвы-реки, на территории современной Московской, Рязанской, Орловской, Калужской, Ростовской и Липецкой областей.
Словени ильменские заняли территорию современной Новгородской и части Ленинградской области. Историки по-разному описывают их происхождение. Одни предполагают, что они мигрировали с территории Поднепровья, другие – что с балтийского Поморья (современная Германия и Польша).
Тиверцы и Уличи поселились в междуречье Дуная, Прута, Днестра и Днепра, вдоль побережья Чёрного моря. Это современная территория Молдавии (Молдовы) и юга-запада Украины.
Есть предположение, что в конце VIII века в Восточную Европу двинулась новая волна славянских переселенцев с Дуная и из Моравии. Они принесли новые технологии и социальные навыки, например, гончарный круг и даже термин «кънязъ». Но как они встроились в родовые структуры племен Восточной Европы объяснения нет.
Родовое общество восточных славян
Восточнославянское общество мало отличалось от раннеславянского VI–VIII вв. И в основе его лежал родоплеменной строй.
Род – это коллектив родичей, состоящий из родственников по мужской линии. В родовой коллектив, конечно, мог быть введен сторонний участник, не родственник, который выполнял определенный обряд, типа клятвы на крови.
Право-обязанность отстаивать и защищать каждого члена рода (месть или возмещение) сплачивала коллектив. Коллектив обязан был заботиться и защищать каждого его члена, что являлось неотъемлемой частью родоплеменного строя:
«Среди них нигде не найти ни одного нуждающегося, – писал о западных славянах Гельмольд из Босау, – или нищего потому, что тотчас же, как только кто-нибудь из них ослабеет из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью его поддержал. Ибо гостеприимство и попечение о родителях занимают у славян первое место среди добродетелей».
Во главе коллектива стоял глава рода, который имел сакральную и абсолютную власть над членами рода. Несколько родов объединялись в племя. «Каждый княжил родом своим», – пишет летописец, то есть каждое племя имело самоуправление. Старцы градские или старейшины управляли племенем. Рядом со старейшинами, вероятно, были военные предводители общины, хотя ими могли быть и вожди племени.
Как минимум, мы знаем славянских вождей Кия, Щека, Хорива у полян, у древлян – Мала, у словен, возможно, Вадима Храброго и Гостомысла. Свои предводители были у вятичей. Термин князь появился позднее и стал обозначать военного вождя и главу «исполнительной власти».
Племя состояло из свободных «мужей» – воинов, которые принимали участие в решении важнейших вопросов на народном собрании (вече). Причём они стояли на разных уровнях родоплеменного строя:
«Все эти племена имели обычаи, – писал летописец, – и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав.
Поляне имели обычай отцов своих кроткий и тихий… Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующей день приносят за неё – что дают.
А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели нечистое и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды.
А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай, жили в лесу, как и все звери, и браков у них не бывало…»
Поляне имели обычай отцов своих кроткий и тихий… Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующей день приносят за неё – что дают.
А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели нечистое и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды.
А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай, жили в лесу, как и все звери, и браков у них не бывало…»
Археологи показывают, что поселения-городища, состоящие из 3–4 или 5–15 поселений, располагались рядом, на расстоянии 1–5 км. Они образовывали «гнездо». Гнездо занимало территорию 30 на 60 или 40 на 70 км. Они были отделены от соседних гнёзд «нейтральной» полосой в 20–30 км. Поселение-городище – это род, а гнездо – племя.
Из поселений-городищ и произошли все ранние города. Первоначально они имели исключительно племенной характер и были племенными центрами.
Род был не только основой социальной, но и хозяйственной жизни. Экономической базой общества была коллективная собственность всей общины на землю. Археологический материал говорит об определённом социальном равенстве больших семей. Во всей деятельности определяющими были не хозяйственные, а кровнородственные отношения.
Накануне суперсоюза
Ключевым занятием было земледелие. И этим славяне существенно отличались от других обитателей Восточной Европы, что давало им экономическое преимущество. Хотя и промыслы занимали огромное место в их хозяйственной деятельности.
Выделение ремесла не произошло, ремесленник не производил товаров на рынок, а работал на удовлетворение, по необходимости, потребностей внутри семьи и рода.
В научной историографии ряд исследователей считают торговлю определяющим фактором развития в Восточной Европе в этот период. Это прямая модернизация исторического процесса, противоречащая исторической обстановке. Собственно, торговля «скользила» по поверхности примитивного, с точки зрения экономики, общества. Где в условиях натурального хозяйства мы наблюдаем крайне скудный материальный мир. Даже на войне использовалось оружие, которое применялось и в повседневной деятельности: лук, копье, возможно, топор. У восточных славян до прихода русов не было мечей, знакового оружия знати и надплеменной военной организации (дружины).
Современная реконструкция восточных славян.
Важнейшими факторами, которые влияли на развитие, были, во-первых, рост населения и потребность в колонизации новых земель: земледелие, охота и собирательство в условиях леса и лесостепи не давали достаточного прибавочного продукта для развития общества.
Во-вторых, внешнее давление со стороны хазар и варягов. Требовались перемены для противостояния врагам, изымавшим не только «скудный» прибавочный продукт, но и серьезную долю жизненно необходимого. Род с такими проблемами справиться не мог. Для выживания и существования было необходимо объединение на новых основах. А для объединения необходимо было соответствующее управление. Но уровень повседневного управления мог решить краткосрочные вопросы, например, объединения племен во временный союз для решения текущих проблем (изгнание варягов в 861 году), но не решал долгосрочных задач.
Для понимания процессов развития в таком обществе мы приведём цитату из работы французского этнолога К. Леви-Стросса «Структурная антропология»:
«Первобытные общества или те, которые считаются первобытными, управляются кровнородственными связями, а не экономическими отношениями. Если бы эти общества не подвергались разрушению извне, они могли бы существовать бесконечно долго».
Такая ситуация была у ранних славян, в период миграции на Балканы в VI–VII вв. Её же мы видим и в период миграции восточных славян в VIII–X вв. И именно внешние факторы оказывали существенное влияние на формирование первых предгосударственных образований у славян в начале IХ – начале Х веков.
Через аналогичную структуру общества прошли большинство европейских народов, например, древние римляне, этого же периода. Рим в ранний «царский период» был племенным центром.
Племя было разделено на три трибы, а триба – на десять курий, курия – на десять родов, род –на десять семейств.
Во главе родов стояли отцы семейств – патриции.
Верховным органом управления было народное собрание, собиравшиеся по куриям.
Вторым органом управление был совет старейшин или сенат. Сенат утверждал решения народного собрания и назначал нового царя или военного вождя.
Рядом, а не над сенатом и народным собранием, стоял рекс (царь) – это племенной военный предводитель и верховный жрец, вождь, избираемый пожизненно.
Земля находилась в коллективной собственности. У каждого рода были свои общие кладбища и родовые культы.
Восточные славяне на севере Восточной Европы смогли создать «суперсоюз» (устойчивое научное понятие потестарного, негосударственного объединения) с фино-угорскими племенами, который решил тактическую задачу временного изгнания варягов, но не обеспечил постоянной безопасности и управления этим союзам. Родоплеменная структура не позволяла действовать по-другому: «встал род на род».
При отсутствии общих органов управления было принято решение установить надплеменную структуру, пригласив её извне, что и повлекло за собой преодоление статической системы родовой обособленности.
Источники и литература:
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский «Славянские хроники». М., 2011.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Артамонов М. И. Славяне и норманны в Восточной Европе в период образования русского государства // Вестник ЛГУ № 4. 1988.
Булкин В. С., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологически памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., 1978.
Колчанов М. В. Собственность М., 1962.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Восточной Европе. СПб., 1995.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2011.
Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб., 1997.
Санкина С. Л. Этническая история средневекового населения Новгородской земли. М., 2012.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Избранные труды. М., 2005.
Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985.
Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1990.
Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Продолжение следует…
- Автор:
- Ващенко Э., к.и.н.
- Н. Рерих. Идолы. 1901 г.