22 апреля 2021

Жил отважный адмирал...

 


Тяжело он умирал...
Ровно 345 лет назад, 22 апреля 1676 года, у восточного побережья Сицилии произошло сражение между французским и голландско-испанским флотами. Интересно, что голландцы участвовали в нем совместно с испанцами, против которых они совсем недавно в течение 80 лет (!) сражались за независимость. А их противниками были французы, которые в той войне за независимость им активно помогали. Тиль Уленшпигель от такого расклада, наверное, перевернулся в гробу.

Впрочем, в международной политике, как известно, не бывает постоянных друзей и вечных противников, а бывают лишь сиюминутные конъюнктурные интересы. И вчерашний лютый враг легко может превратиться в союзника, а недавний "брат родной" - в заклятого врага.

Что же касается самого сражения, то оно завершилось вничью. Ни один корабль с обеих сторон не был потоплен или захвачен, но в личном составе голландцы потеряли больше - примерно 700 офицеров и матросов убитыми против 500 французов. А испанские галеры держались в сторонке и потерь не понесли. Их участие в сражении свелось к тому, что они вытаскивали на буксире из-под огня голландские парусники, лишившиеся хода из-за сбитых мачт.

С наступлением темноты артиллерийская дуэль прекратилась, после чего испанцы и голландцы отошли в защищенную береговыми батареями гавань города Сиракузы, в те времена принадлежавшую испанской короне. Это дало повод главнокомандующему французской эскадры адмиралу Аврааму Дюкену заявить о своей победе. Также он мог поставить себе в заслугу гибель голландского главнокомандующего - "великого адмирала" Михаила де Рюйтера, считавшегося живым символом морского могущества и славы Нидерландов.

Де Рюйтер, по всеобщему признанию, был одним из лучших, если не самым лучшим флотоводцем XVII века. Он участвовал во множестве морских битв, многократно лупцевал англичан и французов, безбоязненно стоял на палубе под ядрами и картечью, не получив ни в одном бою ни единой царапины.

Но любое везение рано или поздно заканчивается. В последнем сражении де Рюйтера удачно пущенное французское ядро раздробило ему ему ногу выше колена и вырвало кусок мяса из другой ноги, а при падении он сильно расшиб голову об палубный настил.

Вопреки стараниям врачей, 69-летний адмирал, обладавший неимоверным здоровьем, еще целую неделю боролся за жизнь. Но в конце концов он все-таки отправился в Валхаллу, а если учесть, что никаких обезболивающих, кроме рома и джина, тогда еще не было, смерть его была ужасной. Впрочем, до столь почтенного возраста в те времена редко доживали даже представители гораздо менее рискованных профессий.


Слева - парадный портрет адмирала де Рюйтера, а справа - голландская акварель XIX века с изображением его смертельного ранения. В соответствии с традициями академизма, художник откровенно забил болт на натуралистические подробности. Обе ноги у адмирала - целы, а о ранении свидетельствует лишь алое пятно на белоснежной сорочке, хотя, на самом деле де Рюйтер был ранен вовсе не в грудь.
Да и сам адмирал выглядит намного моложе своего возраста и гораздо стройнее, чем на прижизненных портретах, к тому же, почему-то, без усов. Впрочем, таковы были тогдашние художественные условности.

Еще одно голландское живописное полотно с тем же сюжетом. На нем художник изобразил адмирала гораздо старше, а чтобы избежать неприглядных анатомических подробностей его смертельного ранения, он укрыл ему обе ноги покрывалом, сквозь которое почему-то не проступает кровь.