25 апреля 2021

Секретный вояж

 



Рассматривая модель, не устаешь восхищаться — красив, до чего ж красив был этот корабль! Устремленный вперед корпус с длинным бушпритом, три, немного наклоненные назад, высокие мачты… Надпись на корме: «Варяг».


Нет, не крейсер, прославившийся в сражении с японской эскадрой, а корвет, предшественник крейсера, передавший ему свое имя. Он не участвовал в морских боях, но навсегда вошел в летопись той войны, которая, по словам В.И. Ленина, имела «величайшее, всемирно-историческое, прогрессивное и революционное значение».

Летом 1863 года капитан-лейтенант Лунд — командир 17-пушечного корвета «Варяг»,стоявшего в Кронштадте, — получил приказ срочно списать на берег всех женатых моряков, а взамен принять холостяков. Это означало: кораблю предстояло плавание не на один год.

На «Варяг» зачастили комиссии из порта. Инженеры осматривали, остукивали и обнюхивали деревянный корпус и переборки.

Парусно-винтовой корвет, построенный год назад, находился в безупречном состоянии. Капитан-лейтенант Лунд лично наблюдал за… посолкой корабля. Да, да, еще на верфи корвет «солили» — накачивали во все пазы крепчайший соляной раствор. Даже на верхушке мачты выдолбили гнездо и заложили солью. Потому-то и не было ни сырости, ни плесени.

На корабль приехал командир эскадры контр-адмирал Лесовский. Все триста тридцать матросов и офицеров стояли во фронт. Адмирал прошел вдоль строя, внимательно вглядываясь в лица моряков. Молодец к молодцу, все как на подбор!

Затем заперся с командиром в каюте, стал экзаменовать командира. Что делать, если он отстанет от эскадры? Хорошо ли ему известны правила плавания в тумане? Как он намерен действовать в случае урагана?

Капитан-лейтенант был опытным офицером. Более двух десятилетий плавал на Балтийском и Черном морях. Участвовал в обороне Севастополя. За боевые отличия имел два ордена. Но сейчас ему пришлось туго — адмирал был придирчив, дотошен.

На «Варяг» грузили провизию и боезапас. День и ночь принимали корзины с углем, — на корвете, кроме парусного вооружения, была паровая машина мощностью в 360 лошадиных сил.

Капитан-лейтенант Лунд недоумевал: даже ему, командиру корабля, не сообщили, куда же пойдет «Варяг». Такого сверхсекретного похода никогда еще не бывало…

18 июля 1863 года «Варяг» вышел, как было сказано в предписании, к берегам Курляндии сменить дозорный корабль.

И только в открытом море Лунду сообщили: курс — Нью-Йорк.

В Америке второй год шла гражданская война между Севером и рабовладельческими штатами Юта. Англия, боясь, что борьба против рабства, которую вели северяне, найдет отзвук в ее обширных владениях, всячески поддерживала мятежников-южан. Она посылала им корабли, оружие, боеприпасы, деньги. «Владычица морей» отправила войска в Канаду, она готовилась начать интервенцию.

Мятежники одерживали успехи. «Дело Севера проиграно», — злорадно писали английские газеты.

В то же время Англия и Франция бряцали оружием и на Востоке: недовольные ростом могущества России, они грозили ей нападением.

В этой сложной обстановке русское правительство и послало военные корабли в Атлантический океан. Пусть Англия подумает, что произойдет с ее торговым флотом, если она начнет войну против России или решится на интервенцию.

В Америку! На «Варяге», как и на других кораблях, эту весть встретили с большой радостью. Моряки горячо сочувствовали северянам, жестокое обращение с неграми в южных штатах вызывало у простых русских людей, недавно освободившихся от крепостного гнета, чувство гнева и возмущения.

«Варяг» плыл не один, через океан шли фрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корвет «Витязь», клипер «Алмаз».

Эскадра не заглядывала в порты, держалась подальше от торных морских путей. Шла с потушенными огнями, бесшумно — на кораблях даже склянки не отбивались.

Поход был тяжелым. Не раз попадали в свирепые штормы. Лопались паруса, срывало шлюпки, черпали бортами воду. Особенно жестокая буря разыгралась 30 августа 1863 года.

«Ветер дул с силой урагана, корвет шел под фор-марселями 12–13 узлов, — записал капитан-лейтенант Лунд. — Сила ветра была так велика, что, стоя на мостике, надобно было с силой отталкиваться от поручня, к которому прижимало; волнение было громадное; верхушки волн, срываемые ветром, неслись горизонтально».

Через несколько дней — снова жестокий шторм и ливень. Видимость упала настолько, что«Варяг» потерял эскадру. Но капитан-лейтенант уверенно держал путь к берегам Америки.

29 сентября 1863 года в заливе Гудзона прогремел артиллерийский салют. Русская эскадра в Нью-Йорке! Это известие изумило весь мир. Американцы восторженно встретили балтийские корабля, восхищались морской выучкой экипажей, сумевших скрытно, под носом у англичан, неизведанными курсами совершить переход через Атлантику.

По реке Потомак «Варяг» поднялся к столице — городу Вашингтону.

А через неделю новая весть: в Сан-Франциско прибыла эскадра из Владивостока под командованием контр-адмирала Попова.

Появление русских кораблей в Америке было полной неожиданностью для англичан. «Как мог королевский флот прозевать русских?» — негодовала газета «Таймс». Адмиралы оправдывались: на всех морских дорогах, по которым обычно ходят суда в Соединенные Штаты, дежурили дозорные корабли. «Может, они перелетели по воздуху?» — хмуро иронизировала английская газета.

Хорошо вооруженные, готовые к решительным действиям в океане, русские корабли охладили воинственный пыл британцев. Теперь и речи не могло быть ни о войне с Россией, ни об интервенции в Америке: эскадры произвели бы опустошение среди английских торговых судов.

Тысячи американцев посещали русских моряков, выражая благодарность за помощь. Газеты Вашингтона, Нью-Йорка и других городов пестрели заголовками: «Сердечная встреча русских», «Восторженная народная демонстрация», «Появление русского флота обеспечило Северный союз от вмешательства Англии», «Спасибо!»

С «Варяга» на родину шли письма. Капитан-лейтенант Лунд сообщал: «В Аннаполисе 2 февраля 1864 года возник пожар. С корвета были посланы пожарные партии с брандспойтами, ломами, топорами и концами. Матросы наши показали себя молодцами и заслужили похвалу американцев, выраженную в местной газете».

«Здесь каждый прохожий старается показать нам свою симпатию…»

«Корвет посетила депутация от генерального собрания штата Мариланда и пригласила нас посещать сенат и палату своего штата во всякое удобное для нас время».

Американцы наперебой стремились угодить русским. Однажды перед походом моряки решили взять на борт десяток голов скота: свежее мясо куда лучше солонины. Не все животные одинаково переносят качку, рогатые, например, худеют, заболевают. Самые стойкие мореходы — бараны и овцы, у них аппетит в любой шторм, в весе они не теряют. С«Варяга» попросили доставить баранов и быка. Американцы бросились на фермы: всем хотелось, чтобы у русских моряков в походе были отменные котлеты и бифштексы. И вот на палубу корвета вступил бык. Это был настоящий великан, — трап прогнулся под его мощной тушей. А бараны — упитаннее один другого.

Лорды английского Адмиралтейства злобно наблюдали за смелыми походами «Варяга». Они прокладывали на картах его курсы, изучали, прикидывали. Быстроходен русский корабль! За восемь суток при крупной зыби прошел 1620 миль. Изумительно! Начнись война, он быстро перекроет пути английских торговых судов.

А «Варяг» месяцами подряд продолжал крестить океан. Он сходил в столицу Уругвая Монтевидео, посетил Бермудские острова, побывал во многих портах Нового Света.

Эскадры покинули Америку, когда ей перестала угрожать всякая вероятность вмешательства Англии и явно обозначилась полная победа северян.

Морской министр Уэллес записал в своем дневнике: «Боже, благослови русских».

Как впоследствии утверждали историки, приход русских эскадр был для Севера значительной военной и моральной поддержкой. «В тягчайший час американской истории, когда целость Союза, а следовательно, вопрос мира во всем мире был в опасности, писал историк Каллахэн, — одна рука в Европе протянулась к нам с горячей симпатией и доброй волей — из русских степей».

После гражданской войны из Соединенных Штатов прибыли в Кронштадт с визитом монитор«Миантономо» и пароход «Августа». От имени народа и конгресса Америки их экипажи выразили благодарность русским морякам за поддержку в борьбе с южанами-рабовладельцами.

А «Варяг» вернулся в Кронштадт в 1867 году. Он был настоящий мореход, этот корвет. Корабль побывал на Тихом океане, посетил заливы Ольга и Де-Кастри, порты Охотск и Петропавловск-Камчатский.

В 1870 году «Варяг» ходил вокруг Скандинавии в Архангельск, побывал на Новой Земле и в Исландии.

Но секретный вояж в Америку был самой лучшей страницей в его славной истории.