26 апреля 2021

Боец последнего призыва



На днях я узнал, что в ЖЖ проходит хэшмоб #образывойны. Обычно я в подобных массовых мероприятиях не участвую, а тут подумал - почему бы и нет? Тема интересная и актуальная в связи с приближающейся датой, а у меня, как раз, есть по ней материал. Кстати, приглашаю коллег-блогеров поддержать инициативу. Итак...

Последним советским боевым самолетом, успевшим принять участие во Великой Отечественной войне, был штурмовик Ил-10 - прямой наследник знаменитого "летающего танка" Ил-2. Первыми эти самолеты получили в ноябре 1944 года 118-й гвардейский и 571-й штурмовые полки (ШАП). Переучивание на новую технику заняло несколько месяцев и в конце феврале 1945-го полки отправились на фронт.

Однако перебазирование сильно задержали многочисленные поломки и ранняя в том году весенняя распутица, первратившая грунтовые аэродромы в болота. Только 28 марта 108-й полк смог собраться в полном составе на прифронтовом аэродроме Шпроттау в Силезии, а 571-й полк 9 апреля прибыл на польский аэродром Щигловицы.

Новые штурмовики впервые вступили в бой 15 апреля, накануне начала Берлинской наступательной операции и эа три недели до конца войны. Экипажи 108-го ШАП за эти дни успели совершить 450 боевых вылетов, уничтожив, согласно отчетам экипажей, 6 танков, 4 орудия, бронепоезд, более 60 автомобилей и свыше 100 конных повозок. Собственные боевые потери - два самолета, сбитые зенитным огнем. Погиб один пилот (второй спасся на парашюте) и двое воздушных стрелков.

Еще семь машин получили повреждения, из них одна совершила вынужденную посадку в поле, остальные вернулись на аэродром. Все поврежденные машины впоследствии были отремонтированы. Летчики несколько раз докладывали о встречах в воздухе с немецкими истребителями, но те либо пролетали мимо, не вступая в бой, либо, пытались атаковать с больших дистанций и были отогнаны заградительным огнем стрелков.

По итогам войны летчики 108-го полка составили отчет, в котором было сказано, что Ил-10 является "вполне современным штурмовиком" с высокой скоростью, хорошей маневренностью и эффективной бронезащитой, но с крайне ненадежным мотором. Стоявшие на Ил-10 двигатели АМ-42 выходили из строя и требовали замены в среднем через 37 часов работы. Из-за отказов двигателей в воздухе произошло шесть аварийных посадок (к счастью, без гибели людей), а к началу мая весь полк оказался небоеспособным.

571-й ШАП потерял первый Ил-10 в первом же боевом вылете. Тяжело поврежденный прямым попаданием зенитного снаряда самолет лейтенанта Кудрявцева дотянул до аэродрома, но из-за отказа управления разбился при посадке. Пилот выжил, стрелок погиб.

Самым напряженным боевым днем для этого полка стало 30 апреля. В тот день он совершил 115 боевых вылетов, почти все экипажи по три раза вылетали на задание. Итог: разрушен стратегически важный мост, уничтожены 16 автомобилей, три орудия, четыре миномета и железнодорожный состав. Потерь не было. Однако 5 мая, за считанные дни до победы, 571-й полк потерял от огня скорострельных зениток сразу два самолета при штурмовке немецких воинских колонн, уходивших на запад, чтобы сдаться американцам. Оба экипажа погибли.

Последним вступил в бой на Ил-10 118-й ШАП и произошло это в последний день войны - 8 мая в Прибалтике, над Курляндским плацдармом, где все еще держала оборону окруженная и прижатая к морю группировка противника. Полк успел совершить всего один боевой вылет, но он оказался нелегким.

Над целью штурмовиков встретили яростные атаки "Фокке-Вульфов", которым удалось сбить оторвавшийся от строя самолет лейтенанта Лозового. За гибель товарища отомстил старший лейтенант Однобоков. Его самолет тоже был атакован, но немец не рассчитал скорость и проскочил мимо противника. Однобоков среагировал мгновенно, дав вдогонку залп из всех стволов, от которого вражеский истребитель взорвался. Это была единственная воздушная победа штурмовика Ил-10, а до капитуляции Германии оставалось несколько часов...

В августе 1945 года у Ил-10 вновь появилась возможность проявить себя в боях, на этот раз - на Дальнем Востоке, в войне против Японии, однако, это уже другая история.

Вверху - Ил-10 в Монинском музее авиации.


Ил-2 на советско-германском фронте, снимок сделан 23 апреля 1945 года. Перед килем видна кольцевая антенна радиокомпаса.


Вверху - Ил-10 108-го Гвардейского штурмового авиаполка, воевавшего в Силезии в апреле 1945 года.
Внизу - Ил-10 из 26-го штурмового полка ВВС Тихоокеанского флота, принимавшего участие в войне с Японией.


Ил-10 послевоенного выпуска с усиленным защитным вооружением. Вместо пулемета УБТ на стрелковой турели установлена пушка Б-20 калибра 20 мм.