Воистину – сегодня какой-то «день имени Екатерины II»… 19 апреля 1782 года Императрица подписала Устав благочиния, положив тем самым начало полицейской реформе. (В наши дни появилось мнение, что мероприятие подзатянулось – но…)
… Екатерина пойдёт гораздо дальше царя-реформатора!.. (В своё время Пётр занялся, было, организацией полиции – но дальше двух столиц не продвинулся; его поглощённым борьбой за престол преемникам и вовсе было не до того). Таким образом, решение даже сравнительно незначительных «местных» дел неминуемо выходило, как сказали бы мы сейчас, «на федеральный уровень»… Со свойственной ей педантичностью, императрица берётся за реформу местного самоуправления……Так появятся Управы благочиния, которые в больших городах возглавляли обер-полицмейстеры, а в тех, что поменьше – полицмейстеры или городничие… Не вдаваясь в достаточно сложную и продуманную структуру, отметим: главной функцией Управ, было «наблюдение благочиния, покоя и добронравия» – таким образом, в сфере их внимания оказывались «нравы» и нарушение общественного порядка (то есть – пьянство, «непотребное поведение», азартные игры – и прочее); развлечения; «народное здравие»; торговля – и, само собой, мелкая уголовщина (на сумму не свыше двадцати рублей – что, по тем временам, не так и мало)… а вдобавок, например, взяточничество – и даже самовольная застройка!..
…Учитывая довольно скромный по численности штат, справляться с таким ворохом задач было непросто… (Если вообще возможно – что и продемонстрирует впоследствии Гоголь в своём «Ревизоре». Императрица рассчитывала на широкое участие выборных из дворянства – и даже обывателей – но с этим как-то не заладится). Тем не менее, некоторые из 274 статей Устава благочиния прямо-таки требуют цитирования… Итак:
Качества определенного к благочинию Начальства и правила его должности.
…XII. 1) Здравый рассудок. 2) Добрая воля в отправлении порученного. 3) Человеколюбие. 4) Верность к службе Императорского Величества. 5) Усердие к общему добру. 6) Радение о должности. 7) Честность и бескорыстие.
XIII. Правый и равный суд всякому состоянию.
XIV. Дать покровительство невинному и скорбящему.
XV. Воздержание от взяток; ибо ослепляют глаза, и развращают ум и сердце, устам же налагают узду.
И далее:
Д. Наказ Управе Благочиния.
41. Да пребудет зерцалом Управе Благочиния в рассуждении обязанности взаимной граждан между собой:
Первое. Правила добронравия.
I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.
II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь.
III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.
IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю не имеющему, напои жаждущего.
V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется, подними её.
VII. С пути сошедшему указывай путь.
Второе. Правила обязательств общественных.
VIII. Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, уважая, защищая, и извиняя ее недостатки, облегчая её немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина.
IX. Жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу, и да оказывает ему всякое угождение и привязанность аки хозяйка.
X. Родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию.
XI. Дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, и служить им самым делом, словами же и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей.
Наконец:
44. Управа Благочиния выслушивает всех без изъятия, убогих, богатых, сильных, бессильных, знатных и незнатных.
45. Управа Благочиния во всякой вине, проступке, или преступлении объясняет, с намерением или без намерения то учинено.
46. Управа Благочиния имеет почесть противностью закона, буде кто не выполняет слова закона, и нарушением закона, буде кто тонкостью, или хитростью избывает силы закона.
P.S. …Павел матушкино начинание упразднит (впрочем – скорее, «сменит вывеску», переименовав управы в ратгаузы – «городские правления); Александр I – восстановит (но только в двух столицах). К концу XIX века Управы благочиния окончательно канут в Лету, уступив место полицейским присутствиям и другим подобным учреждениям… Впрочем, это – совсем другая история.