23 апреля 2021

75 лет назад в СССР началась эпоха реактивной авиации

24 апреля 1946 года совершил первый полет реактивный МиГ-9, пилотируемый летчиком-испытателем Алексеем Николаевичем Гринчиком. 

1. А.Н. Гринчик у самолёта МиГ-9. 


В этот же день, двумя часами позже состоялся первый полет Як-15, который поднял в воздух опытный летчик-испытатель Михаил Иванович Иванов.

2. Самолёт Як-15


Лётчики

Алексей ГРИНЧИК
Лётчик-испытатель 1-го класса, инженер-подполковник. В 1937 окончил лётную школу ЦАГИ. Участник Великой Отечественной войны. За время работы в ЛИИ освоил 120 типов летательных аппаратов различного назначения. Участвовал в испытаниях 14 опытных самолётов, а при испытании 4-х самолётов являлся ведущим лётчиком-испытателем.
Погиб 11 июля 1946 года при выполнении полёта на опытном МиГ-9 при показе авиационной техники высокопоставленным представителям МАП и ВВС. Жил в городе Жуковский Московской области.


3. Алексей Николаевич Гринчик


Михаил ИВАНОВ
Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник. Участник боевых действий в Испании. Участник ВОВ. До войны испытывал УТ-2 и Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3. С февраля 1945 — старший лётчик-испытатель ОКБ А.С. Яковлева. Провёл испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11 и реактивных Як-15, Як-19, Як-23. Погиб 14 июля 1948 года на самолёте Як-23 при подготовке к авиационному параду.

4. Летчик-испытатель Михаил Иванович Иванов


Самолёты

МиГ-9
Одноместный истребитель цельнометаллической конструкции с двумя турбореактивными двигателями.
Максимальная скорость - 910 км/час
Практический потолок -13500 метров
Максимальная дальность полёта (высота 10000м.) - 800 км.
Максимальная продолжительность полёта (на высоте 10000м.) - 1 час 25 минут
Вооружение: пушка Н-37 (в процессе эксплуатации добавили две пушки НС-23КМ)
Всего за период с 1946 по1948 год было построено 602 самолёта.

5. МиГ-9 в Центральном музее ВВС РФ, Монино. 2011 год


Як-15
Разработан на базе знаменитого истребителя Як-3, участника ВОВ.
Максимальная скорость - 786 км/час
Практический потолок -13350 метров
Практическая дальность полёта - 510 км.
Вооружение: две пушки НС-23КМ)
Всего в 1946—1947 годах построено 280 самолётов.

6. Як-15 в Музее техники Вадима Задорожного


Первые показы МиГ-9 и Як-15 закончились катастрофой
Случилось это 11 июля 1946 года при демонстрации обоих самолётов высокопоставленным представителям МАП и ВВС. Як-15, пилотируемый летчиком-испытателем Ивановым, показал комиссии несколько крутых виражей. Гринчик, наблюдая за полётом, сказал, что тоже может делать такие виражи не хуже, чем Як-15. Ведущий инженер А. Т. Карев напомнил ему, что машина на таких режимах ещё не испытывалась. Но молодой Алексей Гринчик ответил, что он прекрасно это понимает, и поэтому можно не беспокоиться.
Як-15 легко оторвался от земли, набрал высоту около 3000-3500 м, затем снизился до 450—500 м и над аэродромом начал выполнять различные манёвры. При выполнении крутых виражей на машине чувствовалась значительная перегрузка, так как при наблюдении с земли было ясно видно, что в это время с концов крыла сходили чёткие инверсионные жгуты. После этого лётчик перевёл самолёт на снижение и со стороны Кратово решил на высоте 100—150 м пролететь над аэродромом с большой скоростью.
При подходе к началу аэродрома от самолёта отделились два предмета и он, переворачиваясь через правое крыло, перешёл в обратное пикирование, на краю аэродрома врезался в землю и взорвался. Лётчик-испытатель Алексей Гринчик погиб. Ему было всего 33 года. В присутствии главного маршала авиации К. А. Вершинина около взлётно-посадочной полосы были подобраны оторвавшиеся в воздухе съёмная лобовая часть крыла и концевая часть левого элерона.
Причиной катастрофы явилось неудачное крепление съёмных лобовиков крыла. В связи с этим на других машинах крепление лобовиков изменили, их стали фиксировать винтами по всему периметру разъёма.


После дальнейших успешных полетов ОКБ Яковлева и ОКБ Микояна и Гуревича получили задание готовиться к воздушному параду в Тушино. Пронесшиеся над трибунами с шелестящим, характерным для реактивных самолетов свистом, Як-15 и МиГ-9 вызвали у зрителей всеобщий восторг. 
1 мая 1947 года в воздушном параде над Красной площадью пролетели по 50 Як-15 и МиГ-9. 

В том же 1947 году в Тушино были продемонстрированы фигуры высшего пилотажа на Як-15, а следующем году генерал Е. Я. Савицкий организовал уже элитную пилотажную пятерку на Як-15, которую возглавил лично. 

Як-15 снискал признание у летного и технического состава благодаря своим хорошим летно-техническим характеристикам, легкости в пилотировании и обслуживании. Но из-за меньшей, чем у МиГ-9 тяговооруженности, он не получил широкого распространения.
МиГ-9 тоже не был лишен ряда серьёзных недостатков и после принятия МиГ-15 на вооружение в 1948 году производство этого самолёта прекратилось.
По мере поступления в войска новой матчасти истребители МиГ-9 в начале 50-х списывались или передавались в КНР.
Новый, более совершенный истребитель МиГ-15 получил большой успех не только в СССР, но и во всём мире. Но это уже другая история.