24 апреля 2021

Пропавшую шхуну «Святая Анна» потопила германская подлодка?


Все помнят книгу и одноименный фильм по роману Каверина «Два Капитана», правда, не многие знают историю, натолкнувшую писателя на идею создания шедевра приключенческой литературы. На встречах с пионерами Вениамин Александрович рассказывал, что в основу романа положены факты трех русских полярных экспедиций: Георгия Седова, Владимира Русанова и Георгия Брусилова. Характер, взгляды капитана Ивана Львовича Татаринова писатель сформировал, отталкиваясь от личности Георгия Седова, а экспедицию Татаринова повел по пути команды Георгия Брусилова.


Георгий Брусилов был сыном Льва Александровича Брусилова, первого начальника «Морского генерального штаба» и племянником будущего Верховного главнокомандующего русской армией Алексея Алексеевича Брусилова.

В 1910г-1911г.. ветеран «Русско-японской войны» Георгий Брусилов вместе с будущим адмиралом Колчаком на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» участвовал в экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана. В конце 1911 года Брусилову пришла идея за счет заемных средств собрать собственную экспедицию, не зависящую от волеизъявления российских чиновников. Георгий Львович создал «Акционерное зверобойное общество» и пообещал пайщикам серьезный доход за счет реализации на рынке пушнины добытой в Арктике.

Доверенные люди Брусилова купили в Англии паровую шхуну «Бленкарта». В России судно получило новое имя «Святая Анна». Именно так звали основного акционера и инвестора экспедиции – Анну Николаевну Брусилову. Тетушка, выделившая на организацию экспедиции 90 000руб., контролировала расход каждого рубля так, что подлый книжный брат капитана Татаринова просто бы сгорел от стыда.

После старта экспедиции на пути из Петербурга в Мурманск старпом, судовой врач и два матроса отказались участвовать в дальнейшем плавании и попросили высадить их в Александровске-на-Мурмане. Врачом стала пассажирка «Святой Анны» дочь начальника «Главного Гидрографического управления» Ерминия Жданко. Девушке было 22 года, и все чем она могла похвастаться был диплом с отличием полученный на медицинских курсах. В оставшемся на шхуне экипаже только 30% (7 человек) были профессиональными моряками.

10 сентября 1912 года шхуна продолжила поход, и вскоре вмерзла во льды в 9 км. от ямальского берега. Команда начала готовится к зимовке, однако уже 9 октября ледовое поле раскололось, и судно задрейфовало.

Летом 1913 года, когда «Святая Анна» находилась неподалеку от Новой Земли, на шхуне велись жаркие споры каким путем двигаться дальше. Внезапно разгорелся конфликт между Брусиловым и старпомом Альбановым. По команде поползли слухи, что «морские волки» не поделили между собой «прекрасную докторицу». Брусилов вышел из себя и отстранил соперника от исполнения функций старпома, приказав Альбанову быть на борту обычным пассажиром.

В начале 1914 года шхуна дрейфовала чуть северней Земли Франца-Иосифа. Все было конечно замечательно, кроме одного на судне заканчивались припасы. Сколотив группу из 14 членов команды, Альбанов сообщил Брусилову, что они отказываются продолжать экспедицию. Построив из подручных материалов байдарки и сани, они попробуют пешком дойти до обжитых мест. Группа покинула шхуну без карты, Альбанов проложил маршрут по иллюстрации вырезанной из книги Нансена. 

На вторые сутки пути трое матросов решили вернуться на судно, в группе покинувших  шхуну осталось 11 человек. Ориентировочно до английской базы арктических экспедиций стоявшей на Земле Франца-Иосифа им предстояло пройти 160 км – ерундовое расстояние для Большой земли и колоссальный путь для Арктики. До намеченной цели добрались двое: Альбанов и матрос Александр Конрад остальные погибли или бесследно пропали в пути. Выжившим, крупно подфартило, 20 июля 1914 года их подобрала шхуна «Святой великомученик Фока».  

Документы об открытиях экспедиции Брусилова переданные Альбановым в «Гидрографическое общество» позволили систематизировать данные о пройденных шхуной течениях, и увиденных материковых отмелях. Впервые на карты был нанесен желоб «Святой Анны» и разведанное Альбановым «Восточно-Шпицбергенское течение».

Судьба «Святой Анны» осталось неизвестной. Поиски шхуны в 1914-1915гг. никаких результатов не дали. В 1919 году Валериан Альбанов обратился с просьбой о снаряжении поисковой экспедиции к адмиралу Колчаку, но тому было не до «Святой Анны», в стране бушевала Гражданская война. Альбанов погиб через три дня после встречи с адмиралом, от взрыва боеприпасов на станции Ачинск.

В отличие от каверинского капитана Татаринова судьба экспедиции Георгия Брусилова до сих пор не выяснена. В 2010 году российские исследователи нашли на Земле Франца-Иосифа человеческие останки и предметы предположительно принадлежавшие пропавшим без вести матросам ушедшим со шхуны вместе с Альбановым.

В 2016 году на острове Белый в Карском море разбился вертолет с членами экспедиции «По следам двух капитанов», погибли три человека.

В 1978 в журнале «Вокруг света» появилась гипотеза о том, что «Святую Анну» потопила немецкая подводная лодка.