ЗИЛ-131 пришел на смену знаменитому «Колуну» — ЗиЛ-157, легендарному грузовику повышенной проходимости. Разработка сто тридцать первого велась параллельно с сугубо гражданским грузовиком ЗИЛ-130, но серийное производство началось лишь в 1966 году, в то время как ЗИЛ-130 выпускался с 1963 года.
Задержка производства имела весомые причины. Технически машина гораздо сложнее, чем обычный грузовик, а поскольку ЗИЛ-131 еще и техника двойного, так сказать, назначения, предназначавшаяся для военных нужд, то на всевозможные испытания во всех климатических зонах СССР понадобилось больше времени, на устранение недоработок и на новые, соответственно, испытания.
ЗИЛ-131 отличался от своего предшественника, легендарного «Колуна», практически каждой деталью. Ранние опытные образцы имели унифицированную с гражданской версией кабину. Капот, крылья, всё было одинаковым, вот фото, датированное 1958 годом, когда еще не был готов окончательный вариант дизайна.
Военные оценили внешность машины, но попросили придумать вариант попроще. Особенно это касалось самых уязвимых элементов – крыльев и облицовки радиатора. Специфика применения грузовика ведь была такая, что ему и сквозь лесную чашу пролезть надо было, и пустыню пересекать, покорять горы и пробираться по болотам.
Надо, что бы можно было кувалдой на пеньке отрихтовать. Примерно так, наверное, звучало главное требование к кузовным элементам.
Сказано – сделано, часть «оперения» упростили. Кабина осталась прежней, она полностью унифицирована с кабиной сто тридцатого, за исключением ветрового стекла. Оно состоит из двух половин. Опять-таки пожелание военных.
Короткие стёкла удобнее в транспортировке, их легче устанавливать. Впрочем, страдала герметичность на стыке половин стекла, особенно в нижней части, но на такие мелочи не обращали внимание. Всё равно после «Колуна» кабина казалась очень удобной.
Под капотом установили восьмицилиндровый карбюраторный V – образный двигатель мощностью 150 л.с. объемом 6 литров.
В целом, это такой же мотор, как и на ЗИЛ-130, но имеются специфические отличия. Система зажигания электронная, бесконтактная. На военных версиях система зажигания была полностью экранированной. Вот как она выглядит.
Катушка, коммутатор, трамблер, высоковольтные провода – всё экранированное, и даже свечи зажигания СН-307 там оригинальные, их ни с чем не спутать. Вот они, еще в заводском консерванте.
Экранированное электрооборудование не только устраняло радиопомехи, но и позволяло преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1.5 метра, так как оно было герметичным.
Предпусковой подогреватель так же входил в стандартную военную комплектацию, за исключением модификаций, предназначенных для работы в жарком климате. Топливный бачок подогревателя установлен над компрессором.
Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая. Передний мост подключается тумблером на панели приборов. Тумблер активирует клапан, который в свою очередь подает воздух на сервопривод, так что подключение переднего моста можно назвать электропневматическим.
Кстати, в раздаточной коробке тоже есть концевик, при переходе на пониженную передачу, он принудительно подключает передний мост.
В отличие от «Колуна», у ЗИЛ-131 средний мост проходной. С одной стороны вроде проще конструкция, меньше валов, с другой – при выходе из строя карданного вала, идущего на средний мост, обездвиженной оказывалась вся задняя тележка. В этом плане, с живучестью у предшественника было лучше.
Упростили и систему подкачки колёс. Вместо отдельных кранов на каждое колесо, как было на ЗИЛ-157, здесь один кран на всю систему. Тоже, с одной стороны проще, но с другой, нельзя увеличить подачу воздуха на одно конкретное колесо, или вообще перекрыть на него подачу, если оно сильно повреждено, что бы понапрасну не расходовался воздух.
В кабине множество различных информационных табличек. Как пользоваться лебедкой, как пользоваться раздаткой, как пользоваться предпусковым подогревателем и поддерживать давление в шинах. Инструкции лаконичны, но понятны. Сделано для того, что бы любой водитель мог быстро разобраться, что здесь к чему, мало ли, машина ведь военная.
Кстати, установив на передний бампер специальную опору, которая шла в комплекте, при помощи лебедки можно было соорудить подобие подъемного крана. Грузоподъемность его невелика, но достаточна для того что бы демонтировать двигатель другого грузовика, в полевых условиях.
В управлении ЗИЛ-131 легче своего предшественника, гидроусилитель руля здесь имеет огромное значение.
Первые несколько лет сто тридцать первый шел в основном в войска, его упрощенная версия, с обычным электрооборудованием, без поисковой фары, предпускового подогревателя, часто и без лебедки появилась в 1971 году. Машина сохранила основные качества, и была востребована в сельском хозяйстве, строительстве, как шасси для спасательной техники.
Главными недостатками ЗИЛ-131 были небольшая грузоподъемность, по грунтовым дорогам всего – 3.5 тонны, и огромный расход бензина, в среднем достигавший 45-47 литров на 100 км. Впрочем, экономичность машины для армии, по крайней мере в то время, не была важным показателем.
Выпускали этот грузовик в Москве с 1966 по 1994 год, после этого, на заводе АМУР выпуск продолжился, и длился до конца «нулевых».
Трудятся эти машины в глубинке до сих пор, в качестве буровых, манипуляторов, лесовозов, бензовозов, разной спецтехники, до сих пор они есть в штате МЧС.