23 апреля 2022

На пути к социализму



Автомобильный поток в СССР не отличался разнообразием: «Волги», «Жигули», «Москвичи», «Запорожцы», редкие иномарки. Но мелькали и машины, которые были одновременно и не совсем советскими и не иномарками. Это продукция так называемых «стран социалистического блока» – Чехословакии, Польши, Венгрии, ГДР. Тех стран, с которыми дружил Советский Союз, называя их «братскими». На предстоящей «Олдтаймер-Галерее», которая пройдёт в КВЦ «ЭкспоФорум» с 22 по 24 апреля, петербургский Музей пассажирского транспорта выставит интересную коллекцию «социалистического автопрома».




Главной автомобильной державой «восточного блока», пожалуй, была Чехословакия. Легковые и грузовые «Татры» со «Шкодами» знакомы каждому, кто застал Советский Союз, а трамваи Tatra встречаются в городах России и сегодня.
Легковые «Татры» –явление особое. Все послевоенные модели – заднемоторные, что в практике мирового автопрома можно назвать редкостью. Музей московского транспорта представит три самых знаковых из них – Т603, Т613 и Т700, последняя когда-то принадлежала Виктору Степановичу Черномырдину.



Автобус Skoda 706RTO 1967 года выпуска – экспонат во многом уникальный. Редкий – поскольку автобусы вообще сохраняются не так часто, да ещё в таком хорошем нереставрированном состоянии. И это не просто автобус, а спецавтомобиль – бывшая передвижная станция переливания крови.



Другой раритет – выпущенный в 1964 году венгерский Ikarus 630.03, причём тоже специализированный. Это бывший передвижной стоматологический кабинет – такие использовались в СССР для оказания помощи населению отдалённых районов. Будет показан в нереставрированном виде.



Если «Татры», «Шкоды» и «Икарусы» у многих на слуху, то марка «Робур» знакома разве что знатокам автомобильной истории. Robur – это автопроизводитель из ГДР, выпускавший грузовые автомобили, автофургоны и автобусы. Естественно, они поставлялись в СССР. Фургон Robur LO3000 был выпущен в 1981 году, но, в отличие от большинства собратьев, ему повезло уцелеть в России, а в Музее пассажирского транспорта раритет отреставрировали до оригинального состояния.



Поставлялись в СССР и грузовики «Прага». Модель Praga V3S выпускалась с 1953 по 1985 год, что можно считать одним из примеров долгожительства в мировом автопроме. В Советский Союз автомобиль Praga V3S экспортировался, как правило, с «кунгом» и установленным внутри него флюорографическим аппаратом. Такой автомобиль предназначался для проведения медицинских осмотров жителей отдаленных населенных пунктов.



Skoda 9Tr 1979 года выпуска – троллейбус со скоростной междугородной линии Симферополь–Ялта. Модель выпускалась с 1961 по 1982 год и стала наиболее массовой среди работавших в СССР. В общей сложности было поставлено более 5 тыс. троллейбусов, причем из них только в Украинскую ССР – 3058 экземпляров. Троллейбус сохранился в нетронутом, нереставрированном состоянии.