21 апреля 1964 года начался первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении атомной подводной лодки К-27 — проект 645 (командир—капитан 1 ранга Иван Гуляев). Задача похода - испытание субмарины на предельных режимах для выявления ее возможностей, проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. А еще необходимо было определить оптимальные режимы действия энергетической установки. Поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Советское руководство в условиях «Холодной войны» придавало этому походу не только военное, но и политическое значение. Руководителем похода был назначен прославленный флотоводец времен Великой Отечественной войны, председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Георгий Холостяков.
В ходе этого беспримерного в истории отечественного подводного флота похода были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана. За 1240 ходовых часов лодка прошла 12 425 миль. Благодаря слаженной работе всего экипажа, поход завершился успешно 11 июля 1964 г. Тем самым советский подводный флот продемонстрировал, что может выполнять ответственные боевые задач в любой точке Мирового Океана.
Знаете ли вы, что:
● Главный специалист военприемки, наблюдавший за строительством К-27, – инженер-капитан 1 ранга Александра Донченко, единственная женщина, занимавшая когда-либо подобную должность.
● Это был единственный подводный корабль, построенный по проекту 645 с жидким металлом в качестве теплоносителя.
● Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. Единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга Александр Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора.
● Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура воздуха в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.
● Эксплуатация лодки К-27 стала чередой рекордов по дальности походов, а также продолжительности и протяжённости подводного плавания. Техника обладала уникальными на тот момент свойствами и характеристиками, но работала на пределе возможностей. Недооценка опасности такой эксплуатации, по мнению очевидцев, и привела, в конечном итоге, к необратимой аварии 1968 г.
● Из-за большого количества радиационных аварий лодку прозвали «Нагасаки» («Хиросимой» была АПЛ К-19).