95 лет тому назад, 7 апреля 1927 года, из вашингтонской студиии фирмы «Белл» вышла в эфир первая в мире широковещательная телевизионная программа. А первой «телезвездой» стал тогдашний министр промышленности и торговли США Герберт Гувер, произнесший перед телекамерой несколько дежурных фраз о величии Америки и достижениях прогресса.
Правда, широковещательной эта передача являлась лишь условно, поскольку на тот момент телевизионные приемники в США можно было буквально пересчитать по пальцам и в продажу они еще не поступили. Однако ее успешно поймал один из них, находившийся в Нью-Йорке, в аналогичной студии той же фирмы. Разумеется, ее сотрудники были заранее предупреждены о времени трансляции.
Но до первой развлекательной телепередачи оставалось всего лишь около года, а до начала регулярного телевещания — чуть больше двух лет. В общем, но первый шаг в превращении хомосапиенсов из читателей в телезрителей был сделан.
Слева — заметка в американской газете Troy record от 8 апреля 1927 года с портретом Гувера и сообщением о первой телепередаче. Справа — электромеханический телевизионный приемник с так называемым диском Нипкова, при помощи которого в Нью-Йорке было получено отправленное из Вашингтона движущееся изображение.
Появилась и реклама этих телевизоров, однако, до начала регулярного и ежедневного телевещания их почти никто не покупал. За несколько месяцев фирме удалось продать всего четыре экземпляра. Но когда в 1929 году в Чикаго заработала первая коммерческая телестудия, счет пошел на десятки, а потом — на сотни. Покупателей не смущало, что качество изображения на дисках Нипкова было, мягко говоря, очень примитивным. Справа — снимок с экрана одного из первых телевизоров, а на нем, если кто не понял, — мультипликационный кот Феликс.
Еще один из первых американских телевизоров «Виженет» (Visionette) Фирмы «Вестерн Телевижн», пущенный в продажу в 1929 году по цене 88 долларов. Рукоятка на передней панели, стилизованная под корабельный штурвал, служила для фокусировки изображения путем регулировки скорости вращения диска. Чтобы картинка на экране электромеханического телевизора не расползалась, диски приемника и передатчика должны были вращаться с абсолютно синхронно.
«Виженетов» сделали примерно 300 штук, причем все они были настроены на одну волну чикагской телестудии — единственной на тот момент в США. Надо заметить, что и «Виженет», и «Октагон» были «немыми», а желающим смотреть телевизор со звуком требовалось приобрести к нему отдельный радиоприемник, заплатив еще 85 долларов.
Первый в Европе и третий в мире коммерческий телевизор «Бэрд», произведенный в Великобритании и тоже поступивший в продажу в 1929 году.
В начале 1930-х электромеханические телевизоры выпускали уже более 20 американских, и полтора десятка европейских фирм. Вверху — один из них — очень стильный «фашистский» телеприемник «Фракарро» — лаконичный шедевр эстетики модерна и дизельпанка, производившийся в Италии в 1930-32 годах. Обратите внимание, что декоративное обрамление его экрана стилизовано под ликторский топорик с фасциями.
Первый советский бытовой телевизор Б-2 был разработан в 1932 году радиоинженером Анатолием Брейтбартом. Точнее, это был не телевизор, а телеприставка. Для работы ее требовалось подключить к средневолновому ламповому приемнику, настроенному на телевизионную волну. Он работал по германскому частотному стандарту 12 кадров в секунду с разверткой на 30 строк. Диаметр круглого экранчика — всего 4 сантиметра.
Б-2 выпускался на ленинградском радиозаводе имени Козицкого с 1932 по 1936 год. Всего было сделано порядка 3000 штук, частично — в виде наборов деталей для самостоятельной сборки радиолюбителями. Готовый прибор стоил 235 рублей, набор деталей — немного дешевле. Цена считалась высокой (среднемесячная зарплата в СССР в 1932 году составляла 102 рубля), а качество изображения — низким, поэтому устройство спросом не пользовалось.
Между тем, эпоха «дисковизоров» оказалась совсем короткой, всего каких-то 7-8 лет. Уже в середине 30-х им на смену пришли аппараты с электронно-лучевой трубкой.