16 апреля 1746 года произошла не слишком известная у нас, но овеянная легендами в Шотландии, битва при Каллодене… между прочим – последнее (пока что) в истории полевое сражение на территории Великобритании!.. Для хайлендеров это побоище будет иметь весьма печальные последствия – при том, что войну, которой оно положит конец, никак не получается назвать освободительной… Впрочем – по порядку…
…Предыстория событий вкратце такова: полутора веками раньше, после смерти королевы-девственницы Елизаветы, объединённый трон достанется шотландскому королю Якову, сыну Марии Стюарт. Последовал целый ряд событий – и его потомки оказались в изгнании на континенте; но время от времени перебирались через пролив – покачать права на престол. Якобитов традиционно поддерживали католики-шотландцы; пра́вила же Великобританией Ганноверская династия (и Георг II был протестантом).
…Итак, летом 1745-го на Альбион высадится очередной Стюарт – 23-летний Чарльз Эдвард – он же – «Молодой претендент»; он же – Bonnie Prince Charlie (то есть – «Красавчик принц Чарли»), воспетый впоследствии в балладе «Skye Boat Song».
…Надо сказать, дела у претендента не заладились изначально – одно из двух судов (с основным десантом) по пути сломается – так что под началом принца Чарли окажется буквально несколько человек. Впрочем, он мог рассчитывать (помимо молодости и энергии) на два обстоятельства: поддержку шотландцев – и отсутствие главных сил англичан (те воевали в Европе). Правда, сработает и то и другое только отчасти…
…Горцы не слишком рвались в драку – тем не менее, Чарльз сумеет собрать пару тысяч человек; без боя занять Эдинбург – и побить наспех двинутую на него английскую армию. Но по пути на Лондон выйдет заминка – местные его королём категорически не признавали; вожди кланов захотят вернуться на свою территорию…
…Так и поступят – надо сказать, эти метания претендента и сгубили дело, поскольку англичане успеют навербовать новобранцев, и подтянуть войска с континента. (Справедливости ради, принц тоже получит кое-какое подкрепление… семь сотен ирландцев – тех самых, что не доплыли с первой попытки).
Последовало ещё одно сражение, не принёсшее ни одной из сторон явного успеха – и вот 16 апреля противники сойдутся вблизи деревушки Каллоден в Северной Шотландии. У Чарли было около пяти тысяч человек – у Вильгельма Августа, герцога Камберлендского и сына короля Георга – примерно вдвое больше. (Отметим, что на стороне англичан традиционно было и некоторое количество лояльных властям шотландцев).
…Помимо количественного расклада (кстати, пушек у Камберленда тоже было двадцать против десяти), англичане имели несравненно лучшее вооружение: традиционной шотландской экипировкой – щитом, пистолетами и палашом – располагала только знать; основная масса повстанцев вышла на поле с чем попало – вплоть до топоров и кос… между тем у неприятеля имелись мушкеты, и – что по тем временам куда важнее – примкнутые к ним штыки!..
…Нерешительность принца снова сыграет роковую роль – шотландцы выстроятся, ожидая вражеского наступления, – но «красные мундиры», оставаясь на безопасной дистанции, преспокойно откроют по ним ураганный огонь!..
…После получасового расстрела хайлендеры решатся действовать… и ринутся вперёд!.. (Надо сказать, их пресловутая Highland Charge – то есть «Горская атака» – к тем временам явно устарела; суть этого простоватого тактического приёма в следующем: начальники и прочие хорошо вооруженные люди становятся в первые ряды; дают залп; бросают стволы – и во весь дух несутся на врага с палашами; остальная толпа – за ними. Идея тривиальна – не дать опешившему противнику перезарядиться – и смести его напором…)
…Тем не менее, в какой-то момент могло показаться, что Highland Charge сработает – горцам удалось врубиться в ряды англичан и потеснить их… увы – в дело пойдёт вторая линия… под огнём и штыковыми ударами шотландцы дрогнут…
«Красные мундиры» потеряли около трёхсот человек; якобиты, по мнению Камберленда, – не менее двух тысяч… вероятно он посчитал и раненых – которых приказал добить; и пленных – большинство из которых, фактически, уморят голодной смертью… Английские драгуны ещё несколько дней будут свирепствовать в округе, вырезая всех подряд – например, как говорят, не менее тридцати человек заживо сожгут в сарае. Репрессии продолжатся – многие вожди кланов лишатся своих владений (а то и головы – именно тогда казнят недавно упомянутого нами Саймона Фрейзера); победители дойдут до того, что запретят шотландцам носить свою национальную одежду; в первую очередь – знаменитые килты!..
P.S. …Принца Чарльза с поля боя вывезут… однако, он окончательно утратит кураж – и откажется возглавить остатки армии. Некоторое время претендент будет скрываться в Шотландии (власти назначат за его голову награду в баснословные тридцать тысяч фунтов!) – а затем, переодевшись в женскую одежду, бежит на французском корабле. Много лет спустя, в возрасте шестидесяти семи, он умрёт в Италии – спившийся, и брошенный всеми, включая жену…
P.P.S. …Тем не менее, Красавчик Чарльз почти на четверть века переживёт своего противника – кстати, для Камберленда эта победа (за которую его увенчают прозвищем «Мясник») окажется единственной в карьере… Вернувшись на континент, он будет нещадно бит герцогом де Ришельё – потомком известного кардинала, и дедом одесского Дюка… Впрочем, это – совсем другая история.