15 апреля 2022

Стильный, тесный и маломощный. Каким был автомобиль, созданный специально для женщин

Нэш Метрополитан – машина странная. Сделан для американского рынка, в пятидесятые годы, когда начиналась эпоха огромных мощных седанов, с дизайном в аэрокосмическом стиле и знаменитыми «плавниками» на корме и многолитровыми V8 под капотом.

602371_800.jpg

Вопреки им, легковушка размером с наш «Запорожец», со смешным (по американским меркам) четырёхцилиндровым мотором объемом 1.2 литра, пыталась пробить себе путь к сердцу американских автовладельцев, или точнее, автовладелиц.

602830_800.jpg

Прототип Метрополитана был показан 4 января 1950 года в Нью-Йоркском отеле Waldorf-Astoria. Перед выпуском маленькой легковушки в Нэш решили изучить потенциальный спрос на новинку, выяснить – стоит ли вообще пускать её в серию. Публика проявила некоторую заинтересованность.

602998_800.jpg

Благосостояние американцев в пятидесятых стремительно росло. В то время, когда многие европейцы раздумывали о покупке хотя бы мотороллера, жители США задумывались о второй, вспомогательной машине для семьи. Вот Нэш и нацелился занять эту нишу.

603222_800.jpg

Появившаяся в конце 1953 года машинка рекламировалась как дополнительный автомобиль для домохозяек, жен, мам, которые могли отвезти детишек в школу, заехать в магазин и химчистку, и тому подобных задач. Преимуществом была небольшая цена и экономичность.

603492_800.jpg

Вариантов кузова предполагалось всего два – кабриолет и купе с жестким верхом. Задний ряд сидений можно смело назвать детскими, взрослый человек туда если и заберется, то долго находиться там не сможет. 

603681_800.jpg
603916_800.jpg

Общая длина машины 3795 мм, ширина 1381 мм, это даже меньше нашего «Москвич-401», на минуточку, у которого в угоду заднему ряду сидений, по сути, убрали багажник.

604347_900.jpg

Здесь же от багажника отказаться не решились. Кроме всего прочего, Метрополитан должен был заинтересовать начинающих торговых агентов, им багажник был жизненно важен. Из-за этого там не нашлось места даже запаске, её вынесли на заднюю панель кузова, органично вписав в общий облик.

604901_800.jpg

Закрытые колёсные ниши визуально делали машину длиннее, чем она была на самом деле, и вообще выглядела она стильно и модно по тем временам. Не удивительно, ведь над кузовом поработала Пинифарина, совместно с дизайнерами Нэш.

604972_800.jpg
605226_800.jpg
605669_800.jpg

Производство организовали в Британии, на заводе Остин в Лонгбридже. Аутсорсинг, как сейчас говорят, так было выгодней. В самой Европе тоже пробовали продавать, но успеха там машина не имела, британская версия с правым рулём продержалась на конвейере всего 2 года.

605830_800.jpg

Под капотом, как я уже говорил, карбюраторный мотор объемом 1.2 литра, с водяным охлаждением. Его четыре цилиндра суммарно выдавали табун в 42 лошадиных силы, механическая коробка передач с четырьмя скоростями и задний привод. Всё просто.

605991_800.jpg

Многие сходятся во мнении, что Нэш Метрополитан можно считать первым в мире чисто женским автомобилем. Щедро сдобренный рекламой – «Роскошь в миниатюре», «Абсолютно новый автомобиль для Америки» и подобными фразами, он имел небольшой, но устойчивый спрос, выпуск этой модели прекратился лишь в 1961 году. Самой марки Nash уже не существовало, но благодаря производству в Британии, Метрополитан пережил создавшую его компанию.