17 апреля 1824 года в Петербурге была подписана русско-американская Конвенция об определении границы русских владений в Северной Америке. По 54° 40’ с. ш. была установлена граница поселений, севернее которой американцы, а южнее русские, обязались не селиться. В целом соглашение было выгоднее американцам. Российское правительство, стремясь к сохранению дружественных отношений с Вашингтоном, пошло на ряд уступок. Так, плавание вдоль тихоокеанского побережья Америки было объявлено открытым для судов и России, и США. Американцы получили право свободно заниматься рыболовством и торговлей в русских владениях.
Предыстория соглашения
Первыми Аляску открыла экспедиция Семена Дежнева в 1648 году. Кроме того, есть данные, что на Аляске в XVII—XVIII веках существовало русское поселение Кынговей (Кымговей). По одной из версий, первыми жителями Кынговея были несколько десятков мореплавателей из экспедиции Семёна Дежнёва, которые в 1648 году потерпели кораблекрушение и считались пропавшими без вести.
В 1732 году Михаил Гвоздев на боте «Святой Гавриил» достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского. Гвоздев изучил побережье полуострова Сьюард, описал берега пролива. В 1741 году экспедиция Беринга исследовала Алеуты и берега Аляски. В 1772 году на острове Уналашке основали первое постоянное русское поселение. В 1784 году на остров Кадьяк прибыла экспедиция Шелихова и основала поселение. Кадьяк стал первой столицей Русской Америки. В 1799 году была основана Михайловская крепость (Ситка). Крепость в ходе конфликта с индейцами была разрушена, но её восстановили на новом месте. Новое поселение получило название Новоархангельск. 1808 году Новоархангельск стал новой столицей региона. 1812 году был основан Форт-Росс, ставший самым южным поселением.
К 1780-м гг. Аляску осваивали две крупные купеческие компании: Шелихова — Голикова и Лебедева — Ласточкина. Однако «шелиховцы» победили в конкурентной борьбе. В 1798 году «лебедевцы» были вынуждены оставить Русскую Америку. В регионе полную монополию получили компании, принадлежавшие наследникам Шелихова и его бывшего компаньона Голикова. В 1799 году была окончательно оформлена Российско-американская компания (РАК), которая представляла интересы отечественных предпринимателей и бюрократии. Одним из основателей и неофициальным главой компании был Николай Резанов. Штаб-квартира компании располагалась в Иркутске. Русская Америка входила в Сибирское генерал-губернаторство, а затем в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство (с 1822 года).
Надо отметить, что Александр I своё царствование начал как сторонник выхода России на тихоокеанские рубежи и активной колонизации русских владений в Америке. Он вошёл в число акционеров РАК, благоволил Резанову, поощрял Баранова, снарядил за свой счёт «Надежду» Крузенштерна и поддерживал идеи новых русских кругосветных путешествий. Наполеоновские войны сильно отвлекли Россию и Александра от Америки, но затем государь вернулся к своему интересу. Была организована экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, которая открыла Антарктиду.
4 (16) сентября 1821 года Александр издал указ о запрещении плавания иностранным судам на расстоянии ближе 100 итальянских миль (190 км) от побережья русских тихоокеанских владений. Иностранцам запрещалось ходить от 51-го градуса северной широты в Америке до 45 градусов 50 секунд северной широты в Северо-Восточной Азии. Иностранцам также запрещалось торговать в зоне русского Тихого океана. В результате официальная южная граница русских владений передвигалась с 55-го ниже — к 51-му градусу, то есть почти к Ванкуверу. В то время западное побережье Америки было практически ничейным. Этот указ показывал, что Александр планировал не только сохранить за собой владения в Русской Америке, но и расширить их. Это указ делал Берингово море русским внутренним морем. Таким образом, русское правительство наносило сильный удар по англосаксонскому разбою, контрабанде и провокациям в русских водах. Указ был весьма своевременным и мог завершить оформление русских восточных имперских рубежей.
Однако англосаксы тут же начали истерику. Государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Куинси Адамс и министр иностранных дел Англии Джордж Каннинг выразили протест. «Свободная» англосаксонская пресса подняла немалый шум по поводу «наглых действий» русских. Ещё бы, англосаксам наступили на больную мозоль — ограничили их «свободную торговлю», то есть запретили подчистую выбивать котиков, бобров и соболей в русских владениях, спаивать «огненной водой» индейцев и алеутов, подстрекать их против русских. США и Англия начали переговоры с Россией по поводу отмены запретов. В результате под нажимом англосаксов Россия если и не отменила указ 1821 года, то фактически не применяла его на деле.
В декабре 1823 года американский президент Джеймс Монро провозгласил основной принцип внешней политики США («Америка для американцев»). Идея провозглашения американского континента зоной, которая будет закрыта для вмешательства европейских держав, принадлежала государственному секретарю Джону Адамсу. Поводом для провозглашения «доктрины Монро» стало желание Священного союза (России, Пруссии и Австрии) восстановить испанское господство над латиноамериканскими колониями, которые объявили о своей независимости. В дальнейшем эта доктрина стала основанием и прикрытием для захвата американцами огромных территорий (в частности, более половины тогдашней территории Мексики) и распространения своей сферы влияния на острова в Карибском море, земли в Центральной и Южной Америке. По замыслу хозяев США западное полушарие должно было стать «вотчиной» американцев. Включая и Русскую Америку.
Россия долгое время занимала дружественные позиции по отношении к США, хотя и без толку. Русские ошибочно видели в США противовес Англии. Американцы с удовольствием принимали все дружественные жесты и уступки, и желали больше, но союзниками России не стали. Янки действовали в лучших «демократических традициях»: внешне выражали дружбу и были любезны, но на деле совершали подлости, интриговали против России. Принимая дружелюбие русских за слабость, янки пытались вести себя в русских американских владениях как у себя дома. Причем, не имея подлинного воинского духа и воинских традиций (войну за независимость за американцев де-факто выиграли французы), американцы не верили в силу России.
Американцы тогда были откровенными спекулянтами. США практически не имели развитой промышленности, были аграрной страной. Поэтому американские торговцы занимались перепродажей европейских и «колониальных» товаров (ром, кофе, какао, перец, гвоздика, шоколад и т. д.).
Ещё во времена Шелихова и Резанова русские столкнулись с американцами. В Русской Америке начала разрастаться нелегальная активность американских браконьеров и спекулянтов (их называли «бостонцами»). Они били пушного зверя и бойко вели т. н. «треугольную торговлю» («виски — пушнина — китайское золото»). Американцы перебивали нам торговлю пушниной с туземцами в наших же владениях, расплачиваясь с ними виски, огнестрельным оружием, порохом, свинцом. При этом подбивали туземцев к восстаниям против русских. Затем везли меха в Кантон, где с большой для себя выгодой перепродавали китайцам. Часть прибыли шла на виски, оружие и боеприпасы. Бизнес был весьма прибыльным.
Резанов предлагал кардинальное решение проблемы — основать военно-коммерческий флот и вытеснить «бостонцев» силой, обеспечив русскую монополию на торговлю мехами с Китаем. Одновременно он предлагал создать на Тихом океане мощный русский военный флот, что позволило бы полностью доминировать в северной (русской) части Тихого океана. Америка в то время была ещё в промышленном отношении очень слаба. И ещё более слабыми были её вооруженные силы. Достаточно сказать, что в ходе Англо-американской войны 1812-1815 гг. англичане в 1814 году легко взяли и сожгли американскую столицу — Вашингтон. Поэтому янки ничего не могли противопоставить русскому натиску. Но Резанов в расцвете сил, полный планов, странно и скоропостижно скончался.
Конвенция
5 (17) апреля 1824 года русский министр иностранных дел Нессельроде, бывший посланник Российской империи в США Полетика и американский посланник в России Генри Мидлтон подписали в Петербурге русско-американскую конвенцию «о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле». Надо отметить, что Нессельроде (он занимал пост главы МИДа с 1816 по 1856 год), который подписал этот невыгодный России договор, последовательно проводил проавстрийскую политику и был откровенным англофилом. Именно Нессельроде отвечает за ряд провалов дальневосточной политике России. Он всеми силами старался не допустить расширение владений России в зоне Тихого океана. В частности, препятствовал изучению Амура, предлагал признать амурский бассейн принадлежащим Китаю и отказаться от него навсегда.
Согласно конвенции, Россия отказывалась от продвижения южнее 54° 40’ северной широты в направлении Орегона (статус Форт-Росса не был оговорен). К тому же России сделала большую уступку американским торговым интересам — она соглашалась на 10 лет ввести свободу иностранного мореплавания, торговли и промыслов в пределах своих владений. Фактически англосаксонское хищничество и браконьерство было легализовано. Как и американская подрывная деятельность, которую янки вели одновременно вместе с промысловыми и торговыми делами. Американцы получили право даже заходить во владения России в Азии.
Это было серьёзное дипломатическое поражение. Не потерпев военного поражения от врага, будучи могущественной мировой сверхдержавой, которая недавно разгромила всеевропейскую орду Наполеона, освободила Берлин и взяла на штык Париж, Россия добровольно позволила грабить себя американцам.
Видимо, сыграли свою роль личности, которые в этот период рулили МИДом России и заполонили великосветские салоны. Об англофиле Нессельроде уже было сказано, ему было всё равно, что там за Уралом. Кроме того, большую роль в этом соглашении, да и в других уступках, которые в итоге и привели к страшному геополитическому поражению России — продаже Аляски, отказе от Русской Америки, сыграли разного рода тёмные личности. Это были настоящие «космополиты» и тогдашние западники, которые ради «мира во всем мире» сдавали русские национальные интересы.
Среди них был и Пётр Полетика. Этот дипломат также был англофилом. В 1819 году он прибыл в Штаты как русский посланник. Интересен тот факт, что будучи опытным дипломатом, Полетика использовал своё влияние, что подтолкнуть ратификацию Испанией важного для США договора Адамса — Ониса. Этот договор был подписан в Вашингтоне в феврале 1819 года между Адамсом и испанским посланником Луисом Онисом и оформил захват испанских колоний Западной и Восточной Флориды генералом Э. Джексоном (будущий президент США). Он разграничивал испанские владения в Мексике и территорию, на которую претендовали американцы. Он не был выгоден России, так как этот договор продвигал владения США на запад, к Орегону и побережью Тихого океана. Конфликт между Испанией и США позволял нам блокироваться с испанцами, чтобы не пустить американцев к Тихому океану. Мы могли упрочить позиции у Форт-Росса. Однако русский посланник поддержал это соглашение. Глупость или предательство? Полетика хлопотал за интересы наших потенциальных врагов. В 1821 году договор был ратифицирован, серьёзно укрепив положение американцев в Северной Америке.
Кроме того, Полетика выступил против указа Александра от 4 (16) сентября 1821 года. Полетика действовал против русских интересов. Таким образом, действия русского посланника почему-то были в интересах Вашингтона. После сдачи русских интересов в США Полетику отозвали в Россию и назначили уполномоченным по переговорам с США и Англией по поводу конфликта на нашей зоне в Русской Америке. Судя по всему, «пятая колонна» в России не дремала и активно решала стратегические вопросы в пользу наших противников.
В биографии Полетики есть такая интересная деталь: связь с Американским философским обществом, старейшим и самым престижным научным обществом США. Эта связь была установлена ещё, когда Полетика служил при посланнике Палене, во время своего первого приезда в США. Общество было основано ещё в 1743 году при активном содействии Б. Франклина (известного масона) и его ядром был «Клуб кожаных фартуков». То есть основу американских «философов» составляли масоны. Членом этого общества был и Адамс. Как известно, политическую элиту США с самого их основания составляли масоны, которые проходили определённый «кастинг» в системе закрытых для простых людей клубов, лож и орденов. Так было в XIX столетии, так происходит и в настоящее время. Во время своей второй поездки в США Полетика упрочил связи с «философами». В свете этих его контактов предательство национальных интересов России выглядит вполне понятным. Полетика был представителем «пятой колонны», космополитом, который принимал участие в строительстве «Нового мирового порядка» вместе со своими «братьями».
Увы, Александр, окруженный с самого убийства отца разного рода проходимцами и откровенными врагами, так и не смог освободиться от их влияния. Этим объясняется его непоследовательная и противоречивая политика. Он так и не смог полностью освободиться от влияния «друзей» и «зарубежных партнеров». Понятно, почему он так много путешествовал, и согласно одно из версий, завершил свою жизнь «старцем», отказавшись от трона.
В 1825 году тот же Полетика подготовил ещё один невыгодный России договор — русско-британскую конвенцию. По ней Лондон получал ещё более выгодные (!), чем даже Вашингтон, условия мореходства и торговли. Конвенция 1825 года разрешала британским судам навсегда (!) плавать свободно «…по всем рекам и речкам, кои, протекая в Тихий океан, пересекают черту разграничения» в пределах прибрежной полосы севернее 54° 40’ с. ш. Одновременно по этому соглашению была установлена черта разграничения русских и британских владений Аляски и Канады. Хотя и тут, по мнению некоторых русских государственников, Россия уступила англичанам много. В целом обе конвенции в 1824 и 1825 гг., по сути, были актами сдачи русских позиций в Русской Америке. Шла поэтапная сдача русских владений в Северной Америке. Пока ещё не полная и безоговорочная, но весьма существенная. Русско-американская компания и круги, к ней близкие, протестовали против этих соглашений, но безрезультатно. Обе конвенции были утверждены. Трагедия сдачи Русской Америки в 1867 году быстро приближалась.
Самсонов Александр