25 апреля 2022

Трехосный "Остин" для Красной Армии

Так исторически сложилось, что английская колесная техника не так известна, как немецкая. Этот факт выглядит слегка несправедливым, особенно если учитывать то, что всего две армии мира (английская и американская) смогли максимально приблизиться к тотальной моторизации. Англичане использовали лошадей разве что на второстепенных ТВД, а так у них имелась масса автомобилей, как грузовых, так и легковых. И если с легковыми военными машинами у англичан еще имелись проблемы, то про грузовые так сказать очень сложно. Один только Bedford изготовил более 280 тысяч грузовиков разных типов. На этом фоне тем, кто что-то рассказывает про немецкие машины, должно быть стыдно. Причем речь идет именно о военных грузовиках по заказу Военного Министерства, а не отчасти гражданских моделях, коими являются немецкие Opel Blitz и продукция кёльнского Ford.

Не менее важным моментом было то, что у англичан имелось куда больше фирм, которые могли выпускать военные автомобили массово. Например, английский Ford поработал явно получше кёльнского филиала. Английское подразделение и выпустило больше, и производило специальные военные модели (семейство WOT). Большой объем автомобилей для английской армии выпускалось силами Morris Commercial. Какие-то марки известны хорошо, какие-то меньше, в любом случае, предприятий, которые были способны выпускать военные автомобили тиражом больше 10 тысяч штук, у англичан оказалось куда больше. В их числе была и Austin. Более известная по знаменитой малолитражке Austin 7, с которой пошли многие производители спортивных автомобилей, Austin к началу войны занималась и грузовыми машинами.
22908281_original.jpg
Первые поставки союзной помощи для Красной Армии прибыли в Советский Союз осенью 1941 года. Помимо танков, англичане поставляли и грузовики. Обычно по их поводу говорят о том, что речь шла исключительно об английских машинах, что не совсем так. Согласно советскому отчету за годы войны, из 400 грузовиков, прибывших за 1941 года, половина была Ford-Marmon-Herrington HH6-COE4. Машина весьма специфичная и не то, чтобы сильно массовая. Что не помешало ей повоевать в Красной Армии, и как грузовик, и как носитель систем залпового огня. Не менее бурная судьба оказалась у второй машины, которая массово поставлялась в конце 1941 года. Речь идет об английском грузовом автомобиле Austin K6. Грузовик далеко не самый известный, но тоже вполне повоевавший в Красной Армии.