18 марта 37 года к власти в Риме пришёл Гай Юлий Цезарь Август Германик – более известный нам под своей детской кличкой Калигула (которую, впрочем, он сам терпеть не мог). Калигула – один из наиболее распиаренных римских императоров… пиар этот, правда, чернее некуда – но имеет смысл сделать скидку на то, что Светоний, наш основной источник сведений о «Двенадцати цезарях», явится на свет только лет через тридцать… (Он же, в свою очередь, опирался на отзывы современников. Возможно – небезызвестного Сенеки, полагавшего, что Калигулу «…природа создала словно затем, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью»).
…Сказано сильно – но у философа с императором и впрямь были большие проблемы (в том числе – из-за острого языка) – и, тем не менее, он ничуть не пострадает!.. (Кстати, следующий цезарь, Клавдий, Сенеку поначалу сошлёт – а очередной, Нерон (бывший ученик!) – и вовсе приговорит к самоубийству). С другой стороны – после убийства Калигулы во всём Риме не нашлось желающих замолвить о покойном доброго слова. (Кроме, косвенным образом, упомянутого «дядюшки» Клавдия – тот казнит убийц; прикажет предать прискорбное событие забвению; и никогда не будет праздновать день своего восхождения на престол – поскольку тот совпал с днём смерти предшественника). Но мы отвлеклись...
…Калигула был третьим из девяти детей внучки императора Августа, Агриппины старшей – и знаменитого полководца Германика. (Потому раннее детство он проведёт в военных походах – где и заработает прозвище «сапожок» («калиги» – солдатская обувь… утверждается, что суровые легионеры в мальчугане души не чаяли). В 14 году Август умрёт – и ему наследует ранее усыновлённый Тиберий. (С Вашего позволения, мы будем называть императоров сокращёнными именами – поскольку они, все без исключения, – Гаи Юлии Цезари Августы).
…Важно заметить, что в своё время Август велел Тиберию усыновить Германика… Таким образом, отец нашего героя окажется ближайшим в очереди… а по популярности, как говорят, даже превосходил своего отчима. (В литературе репутация у Тиберия, мягко говоря, скверная – хоть до Калигулы ему и далеко). Тем не менее, поначалу всё шло неплохо – после очередных побед император устраивает Германику триумф (кстати – первый более чем за десятилетие) – и отправляет консулом на Восток. Неожиданно герой умирает… поползли слухи… (Надо сказать, незадолго до этого у Тиберия с Германиком и впрямь случился конфликт – в основном, из-за своевольства последнего… Ещё есть мнение, что часть элиты хотела видеть Германика императором досрочно – а он был не слишком против… В общем, дело тёмное – и, скорее всего, потенциальный наследник пал жертвой несчастного случая…)
…Но его вдова так не считала – вернувшись в Рим, она начнёт плести против Тиберия интриги. В конечном счёте, Агриппину ссылают на остров (вместе с одним из старших сыновей) – а другого сажают в тюрьму. (Справедливости ради – Тиберий терпел около десяти лет… однако, в глазах последующих поколений всё равно остался виноватым – поскольку все трое умрут при не до конца выясненных обстоятельствах).
…Так или иначе – вследствие этих событий Калигула некоторое время мыкается по бабушкам – а в девятнадцатилетнем возрасте получает неожиданный вызов на Капри, где обосновался император. Как утверждают многие источники – наследник охотно приобщился к царившему на острове разврату – а также участвовал в каких-то «пытках и казнях»… Более того – наблюдая за ним, Тиберий сделает вывод, что готовит Риму «настоящую ехидну». (Имея в виду не безобидного – и в те времена неизвестного науке – австралийского зверька, а омерзительную полуженщину – полузмею («ехидна» по-гречески – «гадкая») – матушку Гидры, Немейского Льва, пса Кербера и прочих тварей, явившихся в свет исключительно для того, чтобы пасть от руки Геракла).
…Другие авторы указывают, что Калигула «терпеливо выносил издёвки и унижения…» (Возможно, Тиберий и впрямь говорил что-то насчёт ехидны – но вот его оргии, воспетые в фильме Тинто Брасса вызывают некоторое сомнение – в конце концов, император прославится исключительной скупостью; на Капри он уедет, разочаровавшись в римлянах после очередного заговора – и отменив, в отместку, «хлеб и зрелища»).
Совпадение это или нет – но с прибытием внучка здоровье императора заметно пошатнётся. (Мы вправе предположить, что это началось раньше – потому-то Тиберий Калигулу и вызвал… но по более расхожей версии наследник императора травил…) И, в конечном счёте, придушил… или утопил… или ещё что-то вроде этого. (Впрочем, есть мнение, что это сделал командир преторианцев Макрон – жена которого, само собой, состояла с Калигулой в связи. Странно – отчего бы рогоносцу не прибить совсем другого человека? Ну, ладно…)
…В завещании Тиберий разделил власть между Калигулой и своим родным внуком – молодым Гамеллом, однако Сенат любезно согласится это дело проигнорировать. (С одной стороны – народ неожиданно приветствовал нового императора «как никакого другого», – по словам всё того же Светония… с другой – за его спиной маячил упомянутый Макрон со всеми своими преторианцами).
P.S. …Придя к власти, Калигула возобновит столь милые сердцу римлян гладиаторские игры и хлебные раздачи; поедет к месту заточения матушки с братом – и торжественно перезахоронит их прах в мавзолее Августа… более того – объявит всеобщую амнистию и отменит суровый закон об «оскорблении величества»!.. Казалось бы – над Римом взошло новое солнце… но не пройдёт и года, как император заболеет чем-то вроде воспаления мозга. Подданные уже не надеялись увидеть его в живых – но, в конце концов, Калигула встанет с койки… причём – изменившись до неузнаваемости, и отнюдь не к лучшему… Впрочем, это – совсем другая история.