Марсель Пля.
Если говорить о героях Русской армии Первой мировой войны, то одним из самых необычных был, без сомнения, единственный известный чернокожий солдат Российской империи на тот момент - Марсель Пля. Более того, он отметился не просто цветом кожи, но и своим героизмом, шутка ли - это человек был Георгиевским кавалером.
К сожалению, в биографии этого забытого героя много белых пятен, но все же кое-что известно. Родился он в 1890 году на территории Французской Полинезии, так что никаким негром из Африки, как дуалами многие, Марсель Пля не был. В Россию он приехал в 1907 вместе со своей матерью году, устроившейся работать нянькой. Когда парень подрос, то женился на русской девушке, у него появился ребенок. При этом Пля сохранял именно французское гражданство, и когда грянула Первая мировая война, то он по всем правилам должен был отправится служить во Францию, однако предпочел связать свою жизнь с Русской армией.
В Русской армии Марсель Пля был определен на службу военным водителем, но там находился недолго, вскоре его перевели в Императорский военно-воздушный флот. Там он успел побывать на двух должностях сразу - был и мотористом, и пулеметчиком на самолете. Именно в авиации и прославился Марсель Пля как невероятный храбрец. Ниже будет несколько примеров из его послужного списка.
Самолет "Илья Муромец".
Дело было 13 апреля 1916 года. Тогда бомбардировщик "Илья Муромец" отправился на задание по уничтожению объектов на железнодорожной станции Даудзевас. В ходе выполнения задачи самолет подвергся обстрелу со стороны противника, командир Авенир Костенчик был ранен и потерял сознание, а сама машина получила тяжелейшие повреждения. Положение было критическим. Кто-то из экипажа занялся перевязкой командира, но куда пропал Марсель Пля? Это поняли чуть позже. Оказывается, на полном ходу он вылез из самолета, перебрался на крыло, и в таком состоянии устранил повреждения двигателей, благо что они не были совсем уж серьезными. И все это в ситуации, когда машина лишилась командира, потеряла часть двигателей, и медленно, но верно падала.
Через какое-то время Марсель Пля благополучно забрался обратно в самолет. Командир уже пришел в себя, да и в целом экипаж оклемался. Кто-то даже нашел силы пошутить: "Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно"! А так бы и было, не удержался бы он на полном ходу на крыле, если бы не привязал себя крепко-накрепко к одной из стоек. Так или иначе, а машина благополучно добралась до родного аэродрома и села. Как выяснилось, на самолете было 70 отверстий от снарядов и осколков, и это просто чудо, что в таком состоянии "Илья Муромец" приземлился. Это было бы невозможно без Марселя Пли, которого за подвиг наградили Георгиевским крестом III степени и присвоили звание старший унтер-офицер.
В ноябре того же 1916 года Марсель Пля в одном из вылетов находился на месте кормового стрелка "Ильи Муромца". В какой-то момент на самолет начали набрасываться вражеские истребители. Они атаковали с высоты, но Пля раз за разом отбивал их атаки пулеметной очередью. Как итоге - на его счету в том бою 2 уничтоженных истребителя, остальные разбежались.
Из газеты тех лет.
Тесно сотрудничал Марсель Пля и с талантливейшим конструктором Игорем Сикорским. Полинезиец-герой внес множество предложений по улучшению отдельных узлов самолета "Илья Муромец", большинство из которых Сикорский внедрил в более поздних модификациях этой модели самолета.
Марсель Пля был настоящим героем русской авиации той войны. К сожалению, всех обстоятельств его службы мы сегодня не знаем, как не знаем и за что он получил остальные свои Георгиевские кресты. Известно, что в 1918 году, после всех известных революционных событий в России, он вернулся во Францию, где вновь оказался в армии. Ушел из жизни Пля в 1951 году.