12 апреля 2022

Гусеничные артиллерийские тягачи Красной Армии

01 тягач заставка (612x405, 184Kb)

Перед началом войны советская промышленность сделала огромный рывок в деле производства общепризнанного «Бога войны» - артиллерии. С 1934 г до 1941 г. численность артиллерии РККА возросла во много раз – с 15 тысяч до 110,4 тысяч «стволов»! А вот с обеспечением артиллерии тягачами для транспортировки этих орудий дело обстояло намного хуже. Ведь столетиями для буксировки пушек использовалась конная тяга; и хотя в 1932 г. Реввоенсовет СССР издал постановление «О переходе артиллерии РККА на механическую тягу», многие руководители ГАУ (Главного Артиллерийского Управления) «по старинке» оставались сторонниками тяги конной. Да и не успевала молодая промышленность Советов, занятая производством огромного количества пушек, танков, самолетов, автомобилей, кораблей, сельскохозяйственных тракторов поспевать еще и в производстве необходимого количества военных тягачей. Поэтому начало Великой Отечественной войны многие артиллерийские части РККА встретили с орудиями на конной тяге. Но чрезвычайная уязвимость этой тяги, особенно в начальный период войны, когда в воздухе господствовала немецкая авиация, потребовала уже в самые кратчайшие сроки заменить конную тягу механической. И это при том, что с началом войны почти все тракторные заводы прекратили выпуск тракторов и перешли на производство танков!

К июню 1941 г. РККА располагали недостаточными тягловыми силами: всего около 10.400 артиллерийских тягачей и около 4.700 специализированных военных транспортных тракторов. Причем далеко не все транспортные трактора обслуживали артиллерию – многие из них использовались для транспортировки грузов в других родах войск. Да и большинство артиллерийских тягачей составляли легкие «Комсомольцы», способные буксировать орудия не выше 76,2-мм калибра. Более мощных специальных артиллерийских тягачей не хватало даже для артиллерийских частей РВГК (Резерва Верховного Главного Командования)! Поэтому в качестве средств тяги дивизионной артиллерии использовали в основном обычные колесные автомашины и мобилизованные в армию гражданские сельскохозяйственные тракторы. Однако эта тяга не обеспечивала необходимую подвижность артиллерийским частям, что отрицательно сказывалось на взаимодействии артиллерии с другими родами войск. В результате недокомплект буксировочного парка в армии, несоответствие реальных возможностей многочисленных легких тягачей к буксировке тяжелых орудий, а так же быстрое продвижение Вермахта вглубь страны привели к потере при летнем отступлении РККА около 2 тысяч орудий крупного калибра.
02 стз-5 тянет зенитку (634x326, 123Kb)

Проблема обеспечения артиллерии механической тягой на протяжении всей войны оставалась одной из самых злободневных; но до самой победы она так и не была решена полностью. Ведь с началом войны выпуском армейских тракторов продолжал заниматься только Сталиградский тракторный завод; но в 1942 он оказался в зоне боевых действий, и производство тягачей прекратилось полностью. В связи с острой нехваткой артиллерийских тягачей с сентября 1942 г. началось производство альтернативы - полугусеничных грузовых автомобилей ЗИС-42. Они, конечно, значительно уступали гусеничным тягачам в проходимости и в тягловой силе; но это было лучше, чем ничего.
И лишь в августе 1943 г. производство тягачей было восстановлено: в войска начал поступать быстроходный артиллерийский тягач Я-12. Однако количество поставляемых тягачей было не столь велико, чтобы снять вопрос механической тяги для артиллерии с повестки дня. Общая численность всей выпущенной советской промышленностью от начала производства до окончания войны специализированной армейской тягловой техники составила 23.433 гусеничных тягачей и транспортных тракторов + 5.931 полугусеничных автомобилей. Для сравнения: немцы, имевшие значительно меньше артиллерийских орудий, произвели за то же время более 83 тысяч полугусеничных и гусеничных артиллерийских тягачей.
03 СЏ-12 СЃ  РњР›-20 (585x377, 98Kb)

На заключительном этапе войны задача насыщения артиллерийских частей мехтягой в значительной мере была облегчена зарубежными поставками по ленд-лизу. Но американцы и англичане слали в СССР в основном автомобили – пусть и намного более мощные, чем советские, но всеже не обладавшие достаточной проходимостью в российских зимних условиях. А вот гусеничной техники они поставили значительно меньше. С 1943 г в Советский Союз по ленд-лизу стали поступать американские дизельные гусеничные тракторы HD-7-W (тягловое усилие до 8 т) и HD-10-W (усилие до 14 т). До конца войны их прибыло свыше 2,5 тыс. единиц. Но они не были специализированными армейскими тягачами, а обычными промышленными тракторами. Тем не менее, в советских войсках американские тракторы показали себя сравнительно неплохо. Правда, эти машины имели и существенные недостатки: открытую кабину, и высокую требовательность к качеству топлива.

Артиллерийский тягач «Коминтерн»
04 тягач коминтерн слева (651x300, 162Kb)

Вес: 10,5 т. Грузоподъемность: 2 т. Тяговое усилие: 12 т (в перегруз до 14 т). Двигатель мощностью 31 л.с. Скорость по шоссе: 30,5 км/ч. Запас хода по шоссе с прииепом: до 170 км (на последних сериях). Мест: в кабине 2, в кузове 12.

Серийно производился с 1935 по 1940 г. Всего было выпущено 1.798 тягачей типа «Коминтерн». Тягач предназначался для буксировки орудий корпусной артиллерии и артсистем большой мощности артиллерии РГК, и имел характерную «армейскую» компоновку. В передней части - двигатель, за ним - двухместная кабина, сзади — грузовая платформа. Грузовая платформа имела место для загрузки боеприпасов и была снабжена сиденьями для размещения расчета буксируемого артиллерийского орудия.
Тягач «Коминтерн» отличался повышенным расходом топлива и трудоемкостью обслуживания, но был надежным и мощным, способным транспортировать все состоявшие в то время на вооружении Красной Армии артиллерийские орудия калибром до 152-мм включительно.

Легкий артиллерийский тягач «Комсомолец»
05 Комсомолец еще (617x314, 116Kb)

Вес: 3,5 т. Грузоподъемность: 0,5 т. Тяговое усилие: 2 т. Двигатель карбюраторный мощностью 50 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 47,5 км/ч Запас хода по шоссе с прицепом: 152 км. Мест: в кабине 2, в кузове 6. Бронирование: лоб 10 мм, борт 7 мм. Вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ.

Серийно выпускался с 1937 по 1941 г. Всего было изготовлено 7.780 тягачей «Комсомолец», использовавшихся для буксировки 45-мм противотанковых и 76,2-мм полковых пушек.
Корпус тягача изготовлен из катаных броневых листов. В бронированной кабине находились места командира расчета и механика-водителя. За кабиной располагалось закрытое бронекапотом моторное отделение, над которым находились два продольных сиденья для шести человек расчета артиллерийского орудия.
Гусеничный движитель и броневая защита позволяли использовать тягач непосредственно на поле боя, благодаря чему артиллерийские батареи могли прямо под огнем быстро менять свои огневые позиции. Тягач мог использоваться и как танкетка - в шаровой опоре лобового листа его кабины стоял 7,62-мм пулемет ДТ.
06 САУ ЗИС-30 (614x355, 72Kb)

В начале войны на базе тягача «Комсомолец» была разработана вооруженная 57-мм пушкой противотанковая САУ - ЗИС-30. Около 100 этих установок использовались в артиллерийских противотанковых батареях танковых бригад.

Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец»
07 тягач ворошиловец (654x314, 79Kb)

Вес: 15,5 т. Грузоподъемность: 3 т. Тяговое усилие: 22 т. Двигатель дизельный мощностью 375 л.с. Скорость по шоссе: 18 км/ч. Запас хода по шоссе с прицепом: 240 км.
Мест: в кабине 3, в кузове 16.


Серийно производился в 1939 – 1941 гг. Всего выпущено 970 тягачей «Ворошиловец» (из них 800 – до начала войны, и 170 – в военное время).
Гусеничный артиллерийский тягач «Ворошиловец» предназначался для буксировки артиллерийских систем весом до 22 тонн (152-мм и 210-мм пушек, 203-мм и 305-мм гаубиц и 280-мм мортир), а также эвакуации подбитых средних и тяжелых танков.
Тягач имел стандартную «армейскую» компоновку (мотор-кабина-грузовая платформа с сиденьями). Мощный 12-цилиндровый V-образный танковый дизель жидкостного охлаждения В-2В и хорошая конструкция обеспечивали «Ворошиловцу» высокую проходимость и довольно высокую для тягача скорость: с прицепом по шоссе - 18 км/ч, по грунтовой дороге — 15 км/ч.

Транспортный трактор СТЗ-5
08 трактор СТЗ-5 (519x382, 72Kb)

Вес: 6 т. Грузоподъемность: 1,5 т. Тяговое усилие: 4,5 т (в перегруз: 7,25 т). Двигатель карбюраторный мощностью 52—56 л.с. Скорость по шоссе: 21,5 км/ч. Запас хода по шоссе с прицепом: 140 км. Мест: в кабине 2, в кузове 8.

Серийно выпускался с 1937 по лето 1942 г. Всего Сталинградским тракторным заводом было изготовлено 9.944 артиллерийских транспортных трактора СТЗ-5.
Трактор имел «армейскую» компоновку; но двигатель находился внутри кабины между сиденьями командира расчета артиллерийского орудия и водителя. За кабиной - грузовая платформа со скамейками для расчета орудия. Карбюраторный двигатель 1МА трактора был многотопливным: запускался на бензине, а после прогрева переводился на керосин или лигроин. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. С артиллерийским орудием на прицепе он мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч. Тягового усилия трактора было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии РККА.
Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было изготовлено 3.438 тракторов этого типа, а после начала войны он остался единственным артиллерийским тягачом, продолжавшим выпускаться советской промышленностью. Но производство СТЗ-5 прекратилось в августе 1942 г. – в связи с прорывом немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода…

Транспортный трактор «Сталинец-2»
09  Сталинец-2 (617x439, 97Kb)

Вес: 12 т. Грузоподъемность: 1,5 т. Тяговое усилие:: 10 т (в перегруз до: 19 т). Двигатель дизельный мощностью 105-115 л.с. Скорость по шоссе: 25,5 км/ч. Запас хода по шоссе с прицепом: до 160 км. Мест: в кабине 2, в кузове 8.

Серийно выпускался в 1940 - 1941 гг. Всего было изготовлено 1.275 тракторов «Cталинец-2». Его производство было прекращено в ноябре 1941 в связи с переходом Челябинского тракторного завода на выпуск танков.
Трактор по узлам и агрегатам был унифицирован с трактором общего назначения С-65. Однако в отличие от гражданского С-65 компоновка С-2 типична для артиллерийских тягачей: впереди двигатель (втиснутый в кабину), позади - грузовая платформа. Дизель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Двигатель легко запускался даже в 30-градусные морозы.
Трактор С-2 обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности. Его средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту — 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), и даже для буксировки поврежденной бронетанковой техники.

Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-42
10 авто ЗИС-42 (645x380, 65Kb)

Вес: 5,25 т. Грузоподъемность без прицепа 2,25 т; с прицепом 1,5 т. Тяговое усилие: 2,75 т (в перегруз до 4,75 т). Двигатель карбюраторный мощностью 76 л.с. Скорость с нагрузкой по шоссе: 35,9 км/ч. Запас хода по шоссе с прицепом: 390 км. Мест в кабине: 2, в кузове для сидения: 14.

Серийно выпускался с 1942 по 1944 г. Всего был изготовлен 5.931 автомобиль ЗИС-42 и его улучшенная модификация ЗИС-42М. Полугусеничный автомобиль был разработан во время войны ввиду острой нехватки артиллерийских тягачей высокой проходимости как более дешевая альтернатива гусеничным тягловым машинам.
Запущен в серийное производство заводом ЗИС осенью 1942 г. В принципе ЗИС-42 представлял собой обычный грузовик ЗИС-5В, у которого вместо задних ведущих колес были установлены тележки гусеничной ходовой части. По сравнению с грузовиком ЗИС-5В тягач имел более мощный двигатель ЗИС-5М, усиленный радиатор и три дополнительных бензобака. Для повышения проходимости тягача по снегу на его передние колеса могли устанавливаться лыжи. С лыжами на своих колесах, и на колесах буксируемой пушки автомобиль мог двигаться по снегу глубиной до 1 м.

Артиллерийский тягач Я-12
11 тягач Я-12 (642x391, 93Kb)

Технические данные тягача Я-12 (с дизелем)
Вес: 6,5 т. Грузоподъемность: 2 т. Тяговое усилие: 8 т. Двигатель дизельный мощностью 110—112 л.с. Скорость с нагрузкой по шоссе: 38,3 км/ч Запас хода по шоссе с прицепом: 290 км. Мест: в кабине 3, в кузове 8.

Технические данные модификации Я-1ЗФ (с автомобильным мотором)
Вес: 5,7 т. Грузоподъемность: 2 т. Тяговое усилие: 5 т. Двигатель карбюраторный мощностью 95 л.с. Скорость с нагрузкой по шоссе: 24,4 км/ч Запас хода по шоссе с прицепом: 180 км. Мест: в кабине 3, в кузове 8.


Серийно производился в 1943-1945 гг. Всего до конца войны на Ярославском автомобильном заводе было выпущено 1.666 тягачей всех модификаций.
В ходе войны проблема механической тяги для артиллерии становилась все более злободневной – особенно в условиях наступательного периода, когда артиллерия часто не поспевала за продвигающимися вперед войсками. Для исправления создавшегося положения в 1942 г. на базе освоенных промышленностью узлов и агрегатов был разработан новый быстроходный тягач с более высокими тактико-техническими характеристиками, чем у довоенных машин этого назначения. И в 1943 г. Ярославский автомобильный завод начал выпуск тягача Я-12, оснащенного американским двухтактным дизелем GMC-4-71 мощностью 110 л.с., который как раз стал поставляться в СССР по ленд-лизу. Тягач представлял собой компактную быстроходную гусеничную машину стандартной армейской компоновки.
А в ходе войны для расширения и ускорения производства ярославцы параллельно с дизельным тягачом Я-12 выпускали его модификации с автомобильными моторами: Я-13 с карбюраторным двигателем ЗИС-5М, и Я-13Ф с форсированным карбюраторным двигателем ЗИС-МФ.

«Ополченцы» - гражданские трактора, призванные в армию

Гражданский гусеничный трактор «Коммунар»
12 трактор коммунар (648x155, 35Kb)

Вес: 8,5 т. Тяговое усилие: до 6 т. Двигатель карбюраторный мощностью: 50, 75 или 90 л.с. Скорость с нагрузкой по шоссе: 7—15,2 км/ч. Мест в кабине: 1.

Серийно производился с 1924 по 1931 г. Всего было выпущено около 2.000 сельскохозяйственных гусеничных тракторов «Коммунар».
Трактор «Коммунар» строился на Харьковском паровозостроительном заводе. Выпускался он в трех вариантах — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с., или на бензине мощностью 75 л.с., или на бензине мощностью 90 л.с.
С началом войны нехватку тягачей в артиллерийских частях пришлось восполнять гражданскими тракторами, изъятыми из народного хозяйства. Правда, сразу же выявились главные недостатки гражданских тракторов, отличавшие их от военных – очень низкая скорость движения, и «гражданская» компоновка (на тракторах отсутствовала грузовая платформа, из-за чего на «ополченцах» невозможно было размещать боеприпасы и расчеты буксируемого артиллерийского орудия). Тем не менее, из-за нехватки специализированных артиллерийских гусеничных тягачей гражданская тракторная тяга использовалась в Красной Армии в течение всей войны.

Гражданский гусеничный трактор ЧТЗ С-65 «Сталинец»
13 тягач с-65 с пушкой (645x180, 24Kb)

Вес: 11,2 т. Тяговое усилие: до 10 т. Двигатель дизельный мощностью: 65 л.с. Скорость с нагрузкой по шоссе: 7 км/ч. Мест в кабине: 2.

Серийно производился с 1937 по 1941 г. Всего было выпущено 37.626 тракторов С-65. Это был первый советский серийный трактор с дизельным двигателем (дизель М-17 мощностью 65 л.с.).
Компоновка гражданского «Сталинца» значительно отличалась от компоновки военного артиллерийского тягача «Сталинец-2» (при взаимозаменяемости многих узлов и агрегатов). На С-65 мотор находился впереди, а кабина сзади. Платформы не было, из-за чего одновременная перевозка боеприпасов и расчета буксируемого орудия становилась невозможной. Двигатель на С-65, как и на «Сталинце-2», работал на двух видах топлива, и так же надежно запускался в любые морозы.
С началом Великой Отечественной войны ради быстрой механизации артиллерийских подразделений из сельского хозяйства в ряды РККА были мобилизованы тысячи «гражданских» С-65. «Сталинцы» широко использовались для буксировки орудий большой мощности, таких, как 122-мм пушки А-19, 122-мм гаубицы М-30 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.