11 апреля 2022

Кровавая купель или Резня в Васси

Удивительно, как порой благие цели приводят к совершенно противоположному результату. Вот, к примеру, Религиозные войны во Франции начались с того, что молодой король Карл IX (не сам, конечно, он тогда был еще слишком молод, а по совету умных и не очень помощников) 17 января 1562 года издал Сен-Жерменский эдикт о веротерпимости во Франции.


Франц Хогенберг. Резня в Васси 1 марта 1562 года



Это был в целом, очень даже неплохой для своего времени документ, потому что не так давно, при безвременно почившем отце Карла, Генрихе II, и старшем брате Франциске II, делами гугенотов занимались «огненные палаты». Но Екатерина Медичи, ославленная бойким пером Дюма как отравительница и интриганка, совершенно верно считала, что и католики, и гугеноты – подданные ее сына и, главное, платили бы налоги и дрались с врагами короля, а не между собой. Плохо то, что понимали ее немногие. Как это так, не драться с католиками, если ты протестант. Ну и что, что они французы. Тогда это было дело десятое. Главное – вера и то, кому ты продал свою шпагу, то есть, кому служишь.

Летом 1561 года король уже провозгласил амнистию за «подстрекательство к религиозному бунту». В январе 1562 года в Сен-Жермен приехал королевский совет, а также советники «именитых суверенных дворов». И все договорились, что раз уж гугеноты есть, и их все больше и больше, то надо им хоть чего-то, но разрешить.
результате гугенотам разрешили: собираться для своих служб в частных домах, а также проводить богослужения вне городских стен и не в дни католических праздников. Взамен гугеноты обязались оставить те католические храмы, которые они захватили и присягнуть в том, что будут соблюдать эдикт.


Примерно вот так во время подписания Сен-Жерменского эдикта выглядел король Карл IX



По тем временам это был очень гуманный эдикт. Потому что нигде больше уговорить и упорядочить совместную жизнь католиков и протестантов не пытались. «Cujus regio, Ejus religio», «Чья власть, того и вера». А тут король и Королевский совет, пытались сделать так, чтобы все жили рядом и не резали друг друга из-за того, кто и как молится.

И все было так хорошо на словах. Но в итоге получилось следующее.

Эдикт отказался регистрировать Парижский парламент. То есть католический город Париж просто не стал исполнять свою чисто бюрократическую функцию – регистрацию королевского документа. А уже через полтора месяца герцог Франсуа де Гиз ехал домой, возвращаясь, погостив у матери.
1 марта 1652 года и произошло столкновение между католиками и гугенотами, названное Кровавой купелью или Резнёй в Васси.

Герцог Франсуа де Гиз, проезжая с женой, сыном и братом в Париж через городок Васси в Шампани, услышал, как гугеноты распевают псалмы, проводя своё богослужение в черте города, что было нарушением Сен-Жерменского эдикта. Де Гиз тут же послал отряд солдат разогнать собравшихся. Но гугеноты встретили их камнями и палками.


Франсуа Клуэ. Франсуа Лотарингский, 2-й герцог де Гиз



Один из брошенных камней попал Франсуа де Гизу прямо в лицо. Разъярённый барон приказал своим верным людям жестоко разобраться с гугенотами. В результате столкновения было убито более полусотни протестантов, включая женщин и детей, ещё примерно сотня-полторы были ранены. Что ещё больше усугубило и без того нарастающее противостояние.


Гравюра Тортореля и Перриссина. Резня в Васси, 1 марта 1562 года



Резня в Васси только усугубила и без того нарастающее противостояние. Католики восхваляли Гиза. Гугеноты, в свою очередь, назвали католиков убийцами, а Гиза — ответственным за массовое кровопролитие невинных людей.
Сам Франсуа де Гиз, ответственный за массовое кровопролитие невинных людей, не прожил после резни в Васси и года, он погиб от пули гугенота Польтро де Мере 24 февраля 1563 года.

По сравнению с тем, что случится через десять лет в ночь святого Варфоломея, эти потери могут показаться совсем ничтожными, но Кровавая купель стала причиной Первой гугенотской войны.