Ели ли овцы людей?
Безусловным мировым лидером в 18−19-м вв. была Великобритания. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, огромные колониальные владения страны. Англии принадлежали Индия, Гонконг, Цейлон, Ява, Сингапур, часть Африки и ряд других земель. Во-вторых, великолепно развитая английская промышленность.
И всё же бурный промышленный рост вызывал восторг далеко не у всех англичан. Находились среди жителей Туманного Альбиона и те, кто был чрезвычайно недоволен прогрессом. Англию даже стали называть страной, в которой машины съели людей. Собственно, подобные обвинения звучали ещё в 16-м веке и были связаны с процессом огораживания. Дело в том, что помещики, желая использовать свои земли с большей выгодой, не отдавали их в аренду крестьянам, а попросту пасли на них овец, которые давали знаменитую на весь мир английскую шерсть. Иными словами, сгоняли крестьян с земли. Последние, разумеется, особой радости не выказывали. Однако протесты их никто не слушал.
В эпоху огораживаний в английской прессе появлялись многочисленные карикатуры, на которых, как правило, изображали мирно пасущихся на пастбищах хищных овец с кровожадными мордами и с саженными клыками. Подписывали карикатуры так: «Овцы, которые съели людей».
Ткацкая фабрика в Великобритании, 1835 г. Источник: historic-uk.comКонечно, крестьяне, пострадавшие в результате огораживаний, не были съедены овцами в прямом смысле. Однако им приходилось переселяться в города и наниматься в качестве рабочих на фабрики или мануфактуры. Наличие огромного количества свободных рабочих рук и стало основной причиной начала промышленного переворота.
Англичане vs индийцы
Как-то заманивать рабочих на свои предприятия, предоставлять им льготы или нечто иное английским промышленникам в это время вовсе не требовалось: желающих работать было так много, что люди соглашались трудиться по 16−18 ч. в день за самую крохотную плату.
Рост конкуренции со стороны колоний стал для жителей Туманного Альбиона настоящей проблемой. Каким бы дешёвым ни был труд англичан, работа индийцев стоила на порядок ниже. Так рынок Англии оказался буквально завален недорогим и весьма хорошим ситцем из Индии.
Многие английские ткачи разорились. В итоге дело дошло до того, что самые отчаянные рабочие текстильной промышленности обратились к силовым формам протеста. Врывались в лавки, где продавали индийский ситец, уничтожали товар, совершали поджоги, а иногда даже публично, на глазах у всей улицы, раздевали дам, облачённых в платья из индийского ситца. Правда, меры эти имели слабый эффект.
Технические изобретения промышленного переворота
Выходом из сложившегося положения стали технические нововведения. В 1771-м Ричард Аркрайт, «дедушка английской промышленности», построил первую в мировой истории механическую хлопкопрядильную фабрику, на которой почти все работы выполняли машины. Это изобретение не было промышленным предприятием в современном смысле этого слова. Дело в том, что машины на фабрике Аркрайта приводились в движение при помощи водяного колеса, то есть работали по принципу обычной водяной мельницы. И всё же первый шаг на пути к прогрессу был сделан. В считанные годы буквально весь север Англии, где встречались быстрые горные реки, был усыпан хлопкопрядильными фабриками.
Вслед за Аркрайтом Джеймс Уатт усовершенствовал паровую машину, в результате чего строить хлопкопрядильные фабрики и другие предприятия текстильной промышленности стало возможно не только на севере Англии, но и по всей территории страны.
Бурный рост текстильного производства вызвал такое же стремительное развитие и других отраслей промышленности. Так, например, для перевозки растущего количества товаров английское правительство выделило громадные деньги на приведение в порядок уже существующих дорог, а также строительство новых путей сообщения.
Бунтующие луддиты. Источник: regnum.ruНо были и трудности. В результате того, что первые паровые машины работали на древесном угле, большинство крупных лесных массивов Англии оказались вырублены, деревья отправились в топки. Довольно быстро топлива не стало. Решить проблему удалось с помощью разработки каменного угля. Начался стремительный рост угледобывающей промышленности.
Казалось бы, все проблемы рабочих были решены: строительство новых дорог, каналов, разработка каменного угля и, наконец, большая потребность предприятий в рабочей силе. Но прогресс только набирал обороты. В 1785-м Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок, который существенно повысил производительность труда. Изобретение Картрайта явилось поистине чудным творением для промышленников и для покупателей тканей: производительность труда выросла в разы, цены на ткани заметно упали. Однако многие ткачи вновь остались без работы и по привычке взялись за старое — бунт против машин. В честь первого рабочего, демонстративно разрушившего ткацкий станок на фабрике, Неда Лудда, этих «мятежников» стали называть луддитами. Луддиты врывались на фабрики, громили станки, совершали поджоги. В начале 19-го в. движение луддитов приобрело такой большой размах, что для защиты от них владельцам фабрик приходилось содержать целые вооружённые отряды. Не меньший ужас, чем строительство новых предприятий, у обывателей вызвало появление железных дорог. Первый пассажирский поезд в Англии был пущен в 1825-м. Пресса оказалась завалена статьями о том, что скоро вся земля будет охвачена дымом от угольных паровозов, что пепел попадёт в водоёмы, вымрут звери, а за ними и люди. К тому же на первых поездах очень боялись ездить, поскольку считали их смертельно опасными. И всё же сторонников прогресса оказалось больше. К середине 19-го века вся Англия покрылась сетью железных дорог. Практически все отрасли промышленности были охвачены прогрессом: текстильная промышленность, машиностроение, горное дело и множество других. К концу 19-го века разговоры о том, что машины съели людей, утихли. Предприятий было так много, что в Англии не хватало рабочих рук.
Промышленный переворот превратил Великобританию в самую могущественную державу, «мастерскую мира», с промышленным потенциалом которой не могла конкурировать ни одна другая европейская страна.