17 августа 2021

Элиза Балетта - главный враг русского флота

d9f843e9382d929881bfbb3a33af3184.jpg

Это сейчас историки спорят о причинах поражения русского флота в Цусимском сражении. Современники же были уверены – виноват великий князь Алексей Александрович, бросивший боеспособность флота к ногам своей любовницы Элизы Балетта.


Сегодня принято идеализировать царя Николая II и его ближайшее окружение. Якобы, все они честные и неподкупные, радеющие за мощь и славу Российского государства. Да ни о чем они не заботились! На Россию смотрели как на кормушку, обеспечивающую их роскошное житье. Люди не бедные и влиятельные, имевшие большие поместья и капиталы, сидевшие на высокооплачиваемых должностях-синекурах, они не брезговали запускать жадные ручки в казну, грабя страну, которой всем были обязаны. Конечно, сам Николай II не воровал, это было бы странно, но вся остальная многочисленная клика Романовых с попустительства царя постоянно обкрадывала Россию. Особенно в этом отличился любимый дядя царя Алексей Александрович Романов, великий князь и по совместительству генерал-адмирал и полновластный правитель Морского ведомства, а, значит, и всего российского флота.

222ee55fa2951a76ed4906e70505baa8.jpg

Смолоду он любил роскошную жизнь, путешествия, развлечения. В 20 лет тайно женился на фрейлине Сашеньке Жуковской, внучке великого поэта. Семья и, главное, папаша-император Александр II были против мезальянса и аннулировали брак, а самого Алексея отправили в кругосветное путешествие. Скуповатых американцев он поразил роскошью и швырянием денег. В Голливуде даже снят фильм о похождении русского князя на Диком Западе. Устроенный им банкет на 4000 персон по случаю прибытия в Нью-Йорк вошел в анналы истории. Что там икра и шампанское? Огромный зал был обтянут гобеленами, на столах стояли шоколадные памятники России и Америки, искусственные фонтаны, гроты и много всего прочего, ошеломившего и до сих пор ошеломляющего рачительных и меркантильных американцев. Спрашивается, за чей счет был банкет? Естественно, за счет русской казны.

Несомненный смельчак, храбро сражавшийся в Русско-турецкую войну 1877-78 гг., начальник морских команд на Дунае, он был награжден орденами и золотым оружием, произведен в чин генерал-адъютанта и введен в члены Тайного Совета. В 1881 году он был назначен управляющим флота и морского ведомства и 23 года заведовал и командовал всеми морскими делами империи.

Хотя трудно было найти менее подходящую кандидатуру. Казнокрадство в морском ведомстве при великом князе Алексее Александровиче расцвело пышным букетом, исчислялось миллионами золотых рублей.

Великий князь любил путешествовать, чаще всего посещая Францию. Его двоюродный братец Александр Михайлович вспоминал, что тот был «светским человеком с головы до ног. Одна только мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку». В Париже всегда ждали щедрого и расточительного князя «Алексиса». В самых лучших отелях «Риц» и «Континенталь» для него и его свиты снимались целые этажи. Когда он обедал в ресторанах, прочую публику туда не пускали. Когда выезжал или выходил на прогулку, полиция перекрывала дороги. Сейчас это обычное явление, но тогда это было в диковинку. Князь буквально до пояса засыпал крупными купюрами известную куртизанку Биби. Писатель Новиков-Прибой, сам участник Цусимского сражения, писал: «В карманах честного Алексея уместилось несколько броненосцев». В народе шептались: «Проститутки Парижа слишком дорогие. Ежегодно обходятся русской казне в броненосец».

6f2fe6104db0c93d898d5d6a260586ca.jpg

А конце ХIХ века Алексей Александрович привез из Парижа любовницу. Элиза Балетта начала свою карьеру служанкой в одном из парижских отелей. Затем пробовала себя в кордебалете и на театральной сцене. Толстая и бездарная в танцевальном искусстве она себя не проявила. Зато обладала смазливой внешностью и была великой искусницей в оральном и анальном сексе, что особенно понравилось пресыщенному, стареющему князю-жуиру.

Он везет ее в Россию, осыпает бриллиантами стоимостью с хороший военный корабль, протежирует ей в лучших петербургских театрах. Как такого не полюбить и не влюбить!? Под покровительством Алексея Александровича Элиза танцует и играет. Интригами и скандалами выживая конкурентов, становится примой. Что-то вроде Анастасии Волочковой, но гораздо большего масштаба. Ей мало сцены и балета, Элиза влезает не только в постель, но и в военно-морские дела своего «папика». В приемной ее роскошного особняка толкутся купцы и предприниматели, норовящие через нее добиться выгодных подрядов для флота.

Несколько показательных случаев. Некий французский инженер придумал новый тип торпеды и хотел продать русскому правительству. Элиза Балетта заявила, что вначале он должен передать ей 25 тысяч рублей, иначе его предложение даже не будет рассматриваться. В итоге француз продал торпеду японцам. Тем она была не нужна, у них были лучшие образцы, но лишь бы она не досталась русским.

В 1904 году на итальянской верфи в Ливорно были построены два первоклассных броненосных крейсера для Аргентины. В последний момент латиноамериканцы отказались – слишком дорого для их страны. Итальянцы выставили корабли на продажу за 400 тысяч рублей золотом. Первыми прибыли русские представители и заявили ошарашенным итальянцам, что им необходимо поднять цену минимум втрое. 600 тысяч с продажной цены каждого крейсера получит великий князь Алексей Александрович (более чем 150% «откат»), 400 тысяч возьмет себе Элиза Балетта, ну и чиновникам морского ведомства должно что-то перепасть. Итальянцы, опасаясь коррупционного скандала, отказались, и сделка сорвалась. Новейшие броненосные крейсера типа «Джузеппе Гарибальди» купила Япония. В Цусимском сражении эти корабли под именами «Ниссин» и «Касуга» разворотили борта эскадренного броненосца «Ослябя». Что думали и кого вспоминали 500 моряков, запертых в водонепроницаемых отсеках этого корабля, когда тот шел на дно?

b943ff7adbd6511e0ef4c9a4a1437e93.jpg
Броненосный крейсер "Касуга"

Другие иностранные бизнесмены были менее щепетильны – за огромные «откаты» в карман Алексея Александровича и его любовницы получали заказы на постройку судов. Мало кто знает, что легендарный крейсер «Варяг» был построен на верфи американской Филадельфии, а канонерская лодка «Кореец», сражавшаяся с ним бок о бок в Чемпульпинском бою, была спущена на воду в Швеции.

Неужели нельзя было строить корабли в России? Можно. И строили. Но здесь коррупция и воровство достигали немыслимых пределов. Бардак дошел до такой степени, что листы обшивки новых миноносцев скреплялись... деревянными втулками.

Почему эскадра адмирала Рождественского так поздно пошла в поход? Да потому что только что построенный броненосец «Орел» через несколько дней затонул на рейде Кронштадта. Пока его подняли, пока осушили и устранили самые вопиющие нарушения, время ушло.

Любила Балетта бриллианты и украшения, знала в них толк и умела надавить на «папика» Алексея. Однажды он чем-то обидел любимую, и та отлучила его от своего чувственного ротика. Чтобы заслужить прощение великий князь потратил деньги, выделенные на покупку новых крейсеров в Англии, на дорогостоящие украшения для своей несравненной Элизы. Россияне окрестили Балетту «бриллиантовым величеством», а столичные остряки назвали ее ожерелье «Тихоокеанским флотом».

Несмотря на владычество Алексея Александровича и его полюбовницы, несмотря на мздоимство и казнокрадство чиновников Морского ведомства, корабли строились. Причем в большом количестве. Но был ли флот? Академик и кораблестроитель Алексей Крылов писал:

«За 23 года его управления флотом бюджет вырос в среднем чуть ли не в пять раз; было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это "множество" являлось только собранием отдельных судов, а не флотом. Большинство кораблей были разнотипны, либо слабые по вооружению, либо слабые по бронированию».

И вот эта разнотипная свора кораблей отправилась из Центральной России на край света – Дальний Восток. Тащились почти полгода. При этом учения и стрельбы проводили весьма редко.

750f2571030c2ade4b71a21f7ceb1e71.jpg

Итог предсказуем. В Цусимском проливе японцы просто-напросто разделали под орех русскую эскадру. Русские снаряды в 30% случаев не разрывались ни в соприкосновении с водой, ни даже попадая в борта японских кораблей. Было потоплено 21 судно, в том числе все шесть новейших броненосцев. Они попросту перевернулись. Погибло 5045 человек, 7 кораблей сдались или были захвачены, в плен попало более 7 тысяч человек. Для сравнения японцы потеряли всего три маленьких миноносца, причем один из них затонул после столкновения со своими. Убитых – 117 человек, около 600 раненых. Такого позорного поражения российский флот никогда не испытывал.

Общество взорвалось. Все знали истинного виновника поражения и бесславной гибели 5000 матросов и офицеров. Алексею Александровичу дали позорную кличку «князь Цусимский». Элизу Балетту освистали в театре, закидали мусором, даже кинули в нее дохлой кошкой. Народ кричал: «Вон из России! На твоих бриллиантах кровь наших матросов!». Под улюлюканье и свист публики сладкая парочка покинула театр. На следующий день, 2 июня 1905 года, великий князь Алексей Александрович Романов подал в отставку.

А что царь? Соплежуй Николай II даже не пожурил обворовавшего Россию дядю. Наоборот, пожалел. Негодуя за «травлю» родственника, он написал в дневнике: «Больно и тяжело за него бедного».

Под давлением общественности Император был вынужден назначить финансовую проверку в Морском ведомстве. Недостача была огромной – 30 миллионов рублей золотом плюс 2 миллиона в обществе Красного Креста.

Все спустили на тормозах. Не было даже устного порицания. Более того, во время проверки Красного Креста Алексей Александрович умудрился подарить Элизе брошь в виде креста из красных рубинов!

Вскоре сладкая парочка, захватив все уворованное, укатила за рубеж, само собой, в Париж. Там они купили шикарный особняк, продолжали загулы, купались в роскоши и неге. Умер великий князь в 1908 году от банальной простуды. Был похоронен в усыпальнице при Петропавловском соборе.

Элиза Баллета на много лет пережила «папика». Она дотянула до глубокой старости и умерла в своей постели. Приходили ли к ней в ночных кошмарах матросы, задохнувшиеся в железных коробках на дне Цусимского пролива?