Ровно 80 лет назад, в ночь с 8 на 9 августа 1941 года, оберлейтенант Людвиг Беккер и его радиооператор Йозеф Штауб одержали первую в германских ВВС воздушную победу с помощью бортового радара. На тяжелом двухмоторном истребителе "Дорнье" Do-215 B5, оснащенным РЛС "Лихтенштейн", они сбили английский бомбардировщик "Веллингтон", участвовавший в налете на Гамбург.
До 30 сентября Бейкер и Штауб уничтожили еще шесть бомбардировщиков, а всего на счету Людвига Беккера, прозванного "ночным дьяволом", значилось 44 английских и американских бомбовоза. 26 февраля 1943 года в очередном боевом вылете он пропал без вести над Северным морем. К тому времени его опередил другой ночной ас Хельмут Лент, сбивший 49 вражеских бомбардировщиков (а всего до своей гибели в октябре 1944-го - 102).
В общем счете 70 немецких "ночных экспертов" с наивысшими боевыми счетами сбили за годы войны более трех тысяч английских, американских и советских самолетов, преимущественно - тяжелых бомбардировщиков. Наивысшего результата добился майор Хайнц Шнауфер по прозвищу "призрак", которому на момент окончания войны было всего 23 года.
Ему официально засчитали 121 ночную победу, однако, в 2015 году английские историки Эндрю Мэтьюз и Джон Форман тщательно проверили его результаты, сопоставив их с потерями англо-американских ВВС в тех же боях. Согласно их оценке, Шнауфер мог реально претендовать "всего-навсего" на 119 побед, что, впрочем, все равно оставляет за ним первое место.
К сказанному можно добавить, что первый советский специализированный ночной истребитель Пе-3 с отечественным радаром "Гнейс-2" проходил войсковые испытания с февраля по май 1943 года на Ленинградском фронте, а в июне того же года был принят на вооружение. До конца войны было изготовлено 230 комплектов "Гнейс-2" и получено по ленд-лизу 370 американских бортовых РЛС.
Боевой дебют советских радарных перехватчиков состоялся в декабре 1943 года на Украине, где две эскадрильи таких машин пытались защитить от ночных налетов Люфтваффе города Нежин, Бахмач и Конотоп. Но уже в начале 1944-го они были отозваны с фронта с лапидарной формулировкой: "С поставленной задачей не справились".
С августа по ноябрь 1944-го уже целый полк "летающих РЛС" - 45-й АПОН (авиаполк особого назначения), оснащенный ленд-лизовскими "Бостонами" с "Гнейсами", прикрывал Минск, который активно бомбила по ночам немецкая авиация. И снова - полный провал. Совершив 650 боевых вылетов, экипажи полка всего четыре раза смогли обнаружить и атаковать вражеские бомбардировщики, но все четыре раза - безрезультатно.
Ничуть не лучше проявили себя летчики второго радарного полка - 173-го АПОН, объединенного с 45-м АПОН в 56-ю ИАД (истребительную авиадивизию). Этот полк, также воевавший на "Бостонах" с радарами "Гнейс-2", прикрывал Гомель и Новозыбков, но тоже не сбил ни одного самолета.
Резюме инспекции ВВС РККА, проверявшей в конце 1944 года эфективность радарных истребителей, было удручающим: "Результаты боевого применения 56-й ИАД настолько низкие, что командование перестало воспринимать ее всерьез". При этом инспекция отметила, что 45-й АПОН за несколько месяцев потерял в авариях и катастрофах пять "Бостонов", а 173-й - шесть.
В итоге, дивизия была отправлена в тыл. Вторично она вступила в бой только в марте 1945 года, получив задачу воспрепятствовать снабжению по воздуху блокированного советскими войсками гарнизона города Бреслау. Здесь ей, наконец-то, удалось добиться некоторых успехов. Выполнив 246 боевых вылетов, летчики 68 раз обнаруживали цели и 13 раз атаковали. При этом им удалось сбить два транспортно-десантных планера и два бомбардировщика "Хейнкель" Не-111, которые немцы использовали в качестве буксировщиков.
Это были единственные победы советских истребителей с РЛС. Все-таки, надо признать, что на Западе шла совсем другая война.
Ночной истребитель "Дорнье" Do-215 B5.
Людвиг Беккер, Хайнц Шнауфер и аппаратура немецкого бортового радара FuG-202 "Лихтенштейн".
"Бостон" из 45-го АПОН.