6 августа 1925 года на даче в совхозе Чабанка был застрелен легендарный красный командир Григорий Котовский.
Выстрелы в ночи
Летом 1925 года Григорий Иванович с беременной супругой и малолетним сынишкой – тезкой отца – решили выбраться на природу, в совхоз Чабанку (сейчас посёлок Черноморское Одесской области). Ольга Петровна находилась на последних сроках, в августе планировались роды, и поэтому в конце июля семья комкора решает перебраться обратно в город Умань – место базирования корпуса Котовского. Помочь в этом вызвался старый знакомый и сослуживец Котовского - Мейер Зайдер, специально приехавший 5 августа на служебной машине.
Была и еще одна немаловажная причина, по которой Григорий Иванович торопился уехать из Чабанки: он получил сообщение о том, что Михаил Фрунзе планирует назначить его своим заместителем. Необходимо было ехать в Москву и принимать дела.
Как следует из документов, в день убийства Котовский побывал на пионерском костре в лагере «Молодая Гвардия» на Лузановке, потом вернулся в Чабанку. Супруга его, Ольга, сразу пошла в дом, а Григорий отправился в правление совхоза, где ему решили устроить торжественные проводы. Домой Котовский отправился уже в третьем часу ночи. Зайдер подстерег Котовского прямо на углу его же собственного дома. Как позже рассказывал со слов матери сын Котовского:
«Раздалось три выстрела. Когда мама выбежала из дома, она увидела отца, который лежал вниз лицом, широко раскинув руки и ноги. Пульса не было. Пуля попала в аорту, и смерть наступила мгновенно. Когда Котовского внесли на веранду, объявился и сам убийца. Это был Мейер Зайдер. Упав перед мамой на колени, он бился в истерике: «Это я убил командира». Потом он скрылся и был схвачен только на рассвете».
Долги из "тёмного прошлого"
После Октября в Одессе не сразу установилась советская власть. Интересы большевиков там представлял Григорий Котовский - неоднократно судимый, до революции приговоренный к каторге и смертной казни. Однажды, спасаясь от преследования деникинцев, командир в форме капитана забежал в заведение Зайдера, попросил спрятать его на чердаке и никому не говорить о случившемся. Зайдер так и сделал. Ночью Котовский переоделся в другую одежду, надел заранее припасенный парик и, уходя, сказал содержателю притона: «Я ваш должник».
В 1922 году публичный дом Зайдера закрыли и вчерашнему сутенеру, привыкшему жить на широкую ногу, пришлось перебиваться случайными заработками. Тут-то он и вспомнил про «должок»: явился в Умань, где стоял 2-й кавалерийский корпус. Котовский отблагодарил бывшего знакомого, назначив его начальником охраны Перегоновского сахарного завода.
Суд да дело
Зайдера задержали утром 6 августа, и он сразу признал свою вину. Сначала бывший товарищ Котовского утверждал, что совершил убийство из ревности – дескать, командир приставал к его жене Розе. Но та, во-первых, была проституткой, а, во-вторых, сама опровергла показания мужа, заявив, что никакой интимной связи между ней и Григорием Ивановичем не было.
Тогда преступник придумал новое объяснение – якобы он неоднократно просил Котовского о повышении по службе, но тот всякий раз ему отказывал. Для пущей достоверности Мейером также была изменена и легенда – теперь он уже говорил о собственной влюбленности в Ольгу Петровну.
Так или иначе, но суд приговорил гражданина Мейера Зайдера к 10 годам лишения свободы. Но уже через 3 года он был условно-досрочно освобожден за примерное поведение, после чего устроился сцепщиком на железной дороге в Харькове. Вскоре его убили сподвижники Котовского ещё по воровскому миру. Убийство организовал один из ветеранов-котовцев, близкий друг самого Котовского и его помощник Григорий Вальдман — бывший преступник и дезертир.
Еще один «вечно живой»
7 августа 1925 года из Москвы в Одесскую область выехала группа специалистов-бальзаматоров. Возглавлял бригаду известный профессор, анатом Владимир Петрович Воробьёв. К этому моменту у докторов был опыт бальзамирования Ленина. Церемония прощания с красным 44-летним командиром не уступала по размаху похоронному ритуалу вождя революции. Гроб с убитым, в цветах и венках, доставили на Одесский вокзал в сопровождении почётного караула. Советские граждане смогли проститься с Котовским в колонном зале горисполкома.
10 августа 1925 года траурный эшелон доставил гроб с телом Григория Ивановича в Бирзулу (Подольск), областное селение Одесской области, для захоронения. Прибыли партийные работники из Москвы и военные начальники, такие как С. М. Будённый и А. И. Егоров. К этому времени уже был сделан подземный мавзолей. Он был стеклянным, рядом с телом на подушечках лежали награды революционера.
В 1934 году над подземным стеклянным саркофагом возвели фундаментальный мавзолей, как у Ленина.
6 августа 1941 года, в 16-ю годовщину убийства Котовского, усыпальница была уничтожена немецкими захватчиками. Над телом надругались и выбросили в котлован с расстрелянными местными жителями.
Уцелевшие горожане откопали останки Котовского и сохранили их до конца оккупации Украины. В 1956 году мавзолей возвели вновь, но в уменьшенном виде. Останки Котовского лежали в цинковом гробу.
В 2016 году на мавзолей напали вандалы и повредили мощи красноармейца. После этого случая Администрация Подольска приняла решение захоронить останки Котовского на городском кладбище № 1.