Ровно 80 лет назад, 7 августа 1941 года, с испытательного аэродрома американской фирмы "Грумман" впервые взлетел самолет XTBF-1 - первый прототип палубного бомбардировщика-торпедоносца TBF Avenger ("Мститель"). Самолет получился очень удачным, испытания не выявили необходимости каких-то серьезных доработок, только к килю для улучшения путевой устойчивости был добавлен форкиль.
"Эвенджер" приняли на вооружение в конце декабря того же года, а фирма получила заказ на 286 серийных машин. Затем последовали дополнительные контракты, а в 1943 году к производству подключили концерн "Дженерал Моторс". Самолет выпускался до конца войны, а всего было построено 9839 экземпляров, что сделало "Мстителя" самым массовым ударным самолетом авианосного базирования. Вряд ли этот рекорд когда-нибудь будет превзойден.
Распространенность машины объяснялась ее эффективностью и многофункциональностью: "Эвенджер" мог атаковать торпедой, обычными бомбами (в том числе - с пикирования), глубинными бомбами, а также - ракетами FFAR. Кроме того, предусматривалась подвеска контейнеров с крупнокалиберными пулеметами, но они использовались редко.
Совокупная боевая нагрузка составляла примерно 1200 кг, в том числе - тонна в бомбовом отсеке и до 200 кг ракет или бомб под крылом. Кроме ударной версии, существовали модификации, предназначенные для фоторазведки, радиоэлектронной борьбы и даже - грузопассажирские.
"Мстители", в основном, применялись на Дальневосточном ТВД, где они потопили десятки японских боевых кораблей, в том числе авианосцы "Дзуйхо", "Рюдзё" ,"Дзуйкаку" и "Хийё", линкор "Хиеи", тяжелый крейсер "Кинугаса", 30 подводных лодок и множество других боевых единиц. Кроме того, они активно использовались в качестве легких бомбардировщиков как против морских, так и наземных целей.
Наиболее известным успехом "Мстителей" стало потопление крупнейших в мире суперлинкоров "Мусаси" и "Ямато". Первый из них получил от "Эвенджеров" 19 торпед и ушел на дно пролива Суригао 24 октября 1944 года, а второму хватило 10 торпед, чтобы затонуть к северу от Окинавы 7 апреля 1945 года, унеся с собой более трех тысяч японских моряков. Этот успех было оплачен потерей всего трех "Эвенджеров", четырех пикировщиков "Хеллдайвер" и трех истребителей "Хеллкэт", сбитых корабельными зенитками.
На "Эвенджерах" воевали не только американцы. 1070 таких машин получили по ленд-лизу англичане, а после войны их поставляли французам, канадцам, новозеландцам, бразильцам, никарагуанцам, уругвайцам, голландцам, кубинцам и даже японцам. Французские "Мстители" активно применялись в 1950-е годы в колониальных войнах в Алжире и Индокитае.
Последние военные "Эвенджеры" были списаны в Канаде в 1960 году, в Англии - в 1962-м, а в Уругвае - в 1975-м. Но после этого несколько десятков машин, переоборудованных в "водяные бомбардировщики", еще десятки лет использовались в Канаде и США для борьбы с лесными пожарами. К 2010 году в строю оставались три экземпляра, а последний из них отправили в музей в июле 2012-го. Согласитесь, завидное долголетие.
"Эвенджер" со сложенными крыьями и открытыми створками бомболюка. Складывание и разворачивание консолей осуществлялись с помощью гидравлики, для чего пилоту достаточно было нажать кнопку.
"Эвенджер" набирает высоту с выпущенными шасси. В случае применения в качестве пикировщика основные стойки выпускались перед входом в пике и играли роль тормозных щитков.
На снимке хорошо видна цельноповоротная стрелковая башня с крупнокалиберным пулеметом. "Эвенджер" был единственным в мире одномоторным самолетом, оснащенным полностью механизированной защитной установкой с электроприводом, которой стрелок управлял с помощью джойстика. При этом нижний пулемет, который в силу специфики боевого применения "Эвенджера" использовали гораздо реже, управлялся вручную.
Схема наиболее уязвимых мест "Эвенджера". Отмечены члены экипажа, основные лонжероны крыла, двигатель, топливные баки, проводка управления и стрелковое вооружение.
Вверху: "Эвенджер" в стандартном камуфляже ВМС США 1943 года и авиаторпеда Мk-13.
Внизу: "Эвенджер" Британских Королевских ВМС с обозначениями Тихоокеанского ТВД.
Приборная панель пилота.
Бронеспинка сиденья пилота и кресло штурмана. Обратите внимание - у него нет бронезащиты, что объяснялось жестокой рациональностью. В случае гибели или тяжелого ранения летчика самолет обречен, а при гибели штурмана - нет. При этом броня довольно много весит, а лишний вес снижает летные характеристики.
"Эвенджер" атакует ракетами вражеский транспорт.
Экипаж спешно покидает машину, слетевшую с палубы при посадке.
Французский "Эвенджер" с послевоенными обозначениями.
Канадские противопожарные "Эвенджеры", снимок 2009 года. Обратите внимание на "раздутые" бомбоотсеки, в которых размещены водяные баки.