21 августа 2021

Lex Oppia или Почему женщин нельзя лишать побрякушек и платьев


Это история о том, как однажды во втором веке до нашей эры древние римлянки захватили Капитолий, требуя разрешить им носить золотые украшения и нарядные платья. О том, как женщины всех сословий, объединившись, устроили форменный бунт во имя пёстрых тряпок и бус и вынудили мужчин изменить законодательство.

Исторический контекст. Я постараюсь кратенько. Вторая Пуническая война была масштабным конфликтом между Республиканским Римом и Карфагеном за доминирование в Средиземноморье. На начало войны главным боссом на квартале был Карфаген, занимавший всю Северную Африку и пол-Испании, а Рим был новым наглеющим парнем, недавно отжавшим у Карфагена Сицилию. Карфаген, в лице своего военачальника Ганнибала, принял решение раз и навсегда решить римский вопрос: захватить Аппенинский полуостров и обнулить Рим как политико-экономическую единицу. Ганнибал нетривиально зашел с севера, перевалил Альпы и вторгся в Италию вместе с боевыми слонами. 

Слоны страшно удивились, когда их погнали по заснеженным скалам как горных козлов, но римляне удивились еще больше, обнаружив африканцев на своей территории. Первый год войны Рим шел от поражения к поражению, едва успевая отбивать атаки карфагенян. В конце-концов римлянам удалось стянуть огромные силы - свои и союзнические - к городу Канны на востоке Италии, не путать с курортом во Франции. Фактически они собрали всю армию в большой кулак, намереваясь нанести захватчикам решительный удар. Ганнибал взял этот кулак в классические клещи и смолол в порошок. В кровавый мелкий порошок*.


"Римский меценат"

Поскольку проиллюстрировать эту статью произведениями, современными описываемым событиям, практически невозможно: от искусства республиканского Рима мало что осталось - я бессовестно украшу свой текст картинами Лоуренса Альма-Тадемы

Поражение при Каннах 2 августа 216 г. до н.э. считается одной из самых страшных военных катастроф во всей истории не только Древнего Рима, но Европы в целом с древности до наших дней. Римская армия была фактически уничтожена: погибли приблизительно семеро из каждых восьми человек. Римляне были во вполне оправданной панике. Реально замаячило скорое будущее, когда африканские слоны пойдут по улицам Вечного города. Нужно было срочно восстанавливать армию; под ружье поставили мальчишек и выпущенных из тюрем бандитов. И на этом фоне был принят Lex Oppia - очередной закон против роскоши, направленный специфически на женщин.

Народный трибун Гай Оппий предложил (и плебисцит его принял) закон, по которому женщинам запрещалось иметь более полуунции (14 г) золота, носить «пестро расцвеченные» (versicolor) одежды и ездить в колесницах в городах и одномильной зоне вокруг, за исключением случаев, предписанных важными религиозными церемониями. Мы не имеем самого текста закона на руках, только его пересказы на тот момент, когда этот закон придется спешно отменять.

Закон Оппия был принят быстро и без споров, потому что тогда он ни у кого возражений не вызывал. Разгром при Каннах все римляне восприняли как национальную трагедию, и уровень военного патриотизма (или стадного страха перед нависшим поражением) был очень высок. Римляне, богатые и бедные, мужчины и женщины, добровольно сдавали провизию и драгметаллы в фонд войны, вооружали своих рабов и отсылали их на фронт, и вообще четверых человек после совещания с дельфийским оракулом закопали живьем в жертву богам. То есть, уровень сознательности у населения был образцовым. Можно смело предположить, что подавляющее большинство римских матрон и так не рядилось в золото и дорогие ткани, не говоря уже о том, что практически каждый дом был в трауре по погибшим. До сих пор не утихают споры, зачем этот закон вообще был введен, не исключено, чтобы урегулировать какие-то сиюминутные распри в правительстве, вызванные завистью чьих-то жен другим чьим-то женам (знатные римлянки тогда уже начали прибирать к рукам неформальные рычаги власти, действуя через мужчин).


"Почитатели любви"

Потом было еще 16 лет войны. В конце-концов Рим победил, в значительной мере благодаря тому, что каждый римлянин считал своим священным долгом жертвовать все, что может, ради победы, в то время как богатые карфагеняне пальцем о палец не ударили, когда Ганнибал попросил вместо того, чтобы за него молиться, лучше помочь деньгами. В 201 году до н.э. Карфаген капитулирует и теряет все свои заморские владения. В течении следующих 50 лет он будет выплачивать Риму огромную контрибуцию и Рим станет сильнейшим и богатейшим государством Средиземноморья. 

Потом проходят еще шесть лет. В 195 году два трибуна М. Фунданий и Л. Валерий предложили отменить Lex Oppia. Потому что война, вроде, давно закончилась, жизнь более чем наладилась и с какой стати мы все еще соблюдаем чрезвычайный закон военного времени? И что тут началось...

Выяснилось, что многие мужчины не готовы отменять закон, ограничивающий женское расточительство. Что им, в целом, понравилось. Катон Старший - дядечка на фотографии в верху статьи, один из моих любимейших персонажей истории (хотя, конечно, если б мы с ним встретились вживую, через четыре минуты нас бы уже выводили из кафе и вызвали милицию) - выступил в Сенате со своим классическим заявлением, что женщины от природы склонны к тщеславию и бросанию денег на ветер, и что если их законодательно не приструнить, они вообще все промотают, потому что самоконтроль им не свойственен, как и прочим животным. Оппоненты, в лице Валерия, тоже, прямо скажем, современным либерализмом не блистали, аргументируя, что бабы, конечно, только и думают, что о тряпках и побрякушках, но контролировать их, все-таки, должна семья, а не правительство. 


"Розы Гелиогабала", фрагмент

Катон, такой лапочка, в своем обращении сумел метко оскорбить не только римлянок, но и их мужей, фактически заявив, что мужчины настолько под каблуком у распоясавшихся жен, что они просто не способны сами их контролировать. На деле же, многие из них просто не хотели. У влиятельных семей того времени было не так много способов демонстрировать свое доминирование и успех. И женские украшения, наряды и экипажи были мощнейшим средством показать силу и достаток семьи. На триумфальную колесницу можно навешать только ограниченное количество отобранного у Карфагена золота, а ваша женщина может демонстрировать военные трофеи хоть каждый день новые - ей только волю дай. Lex Oppia не только лишил женщин возможности пофрантить перед соперницами - он лишил знатные и богатые кланы витрины их богатства и мощи. «Демонстративное потребление» по Веблену** было искусственно задушено, и в отсутствии желтых штанов стало непонятно, перед кем приседать и говорить «Ку!» Если жена консула выглядит не лучше жены каменщика, то зачем вообще карьеру делать?

Особенно обидно было то, что в Рим постоянно наезжали делегации дружественных стран, и их дамы вовсю использовали свои послевоенные финансовые возможности, в то время, как римлянки на их фоне выглядели какими-то нищебродками, и это было западло не только самим матронам, но и их мужьям. «Вы же не хотите, чтобы ваша жена была менее нарядна, чем ваша лошадь!»*** - в праведном гневе восклицал Валерий. Но другие трибуны, считавшие, что женщину больше всего украшает скромность, пригрозили использовать свое право вето, если закон попытаются отменить.


"Поцелуй"

После чего началось неслыханное и невиданное, такое, что некоторые современные историки даже сомневаются, что это случилось на самом деле. Но мы будем продолжать верить Ливию. Женщины начали стекаться в Рим из пригородов и некоторые не поленились приехать из дальних поместий. Возбужденная женская толпа заполнила улицы и затопила Форум. Женщин не могли удержать в домах ни авторитет мужей, ни чувство приличия (nec auctoritate, nec uerecundia). Дамы эмоционально приставали ко всем проходящим мимо должностным лицам, требуя, чтобы им вернули их украшения и пестрые наряды. Хватали за подолы консулов, осадили дом оппозиции. Нормальная жизнь столицы пошла наперекос. «Ну что, - злорадно покрикивали в Сенате сторонники Валерия, - будем отменять Lex Oppia или подождем, когда женщины окончательно обнаглеют и заставят нас отменять законы, ставящие мужа во главе семьи?» 

Не слишком надежный византийский источник 12 века**** утверждает, что Валерий с издевкой говорил Катону: «Если тебе не нравятся украшения и наряды на женщинах, почему бы нам не остричь им волосы, обрядить в короткие туники, выдать доспехи и отправить с тобой в Испанию, усмирять иберов? Давайте пригласим их прямо сюда и самих спросим, раз ты хочешь из них солдат сделать». И якобы несколько женщин действительно ворвались в Сенат и начали там галдеть и плясать, пока закон не был отменен. 


"Вход в театр"

Это, пожалуй, литературное преувеличение, но Закон Оппия действительно был в конце-концов отменен и женщины разошлись по домам наряжаться. Катон же отправился в Испанию, где сумел настроить против себя еще один народ, а, вернувшись в Рим, он продолжал очищать нравы, пока не достал абсолютно всех*****. Я же прощаюсь с вами на возвышенной ноте, напоминая, что женское право наряжаться касается не только женщин. Украшенная женщина символизирует экономическое процветание, мир и незыблемость гендерных ролей, которая тоже, в свою очередь, косвенно говорит о мире и процветании. Сама-то я украшения и яркие платьица практически не ношу, но никому не пожелаю дожить до времени, когда всем девушкам придется остричь косы и надеть гимнастерки.

______________________

* Подробнее о ходе сражения и хитрости Ганнибала читайте в Википедии
** См. Т. Веблен, «Теория праздного класса», особенно гл. IV и VII.
*** Большая часть информации об этих событиях происходит из труда Тита Ливия «История от основания города»
****Иоанн Зонара
***** Катона 44 раза привлекали к суду. Это не опечатка