6 августа 1938 года дирижабль «СССР В-10» упал в районе деревни Бескудниково (неподалеку от нынешней станции метро «Отрадное»). Разрыв оболочки дирижабля произошел на высоте 1200 метров. Командир корабля сразу остановил двигатели и приказал сбросить балласт, чтобы уменьшить скорость падения. Два пилота выпрыгнули с парашютами, но они не раскрылись - не хватило высоты. В итоге погибли все 7 членов экипажа.
«СССР В-10» — советский дирижабль мягкого типа, построенный «Дирижаблестроем» в городе Долгопрудный. Небольшой дирижабль объёмом всего 3600 м3 предназначался для обучения и тренировки экипажей.
«СССР В-10» был построен в 1937 году. Первый полёт состоялся 14 января 1938 года, полёт продолжался 2 часа. Командовал дирижаблем В.А.Устинович.
Во время учебного полета 6 августа 1938 года члены экипажа должны были определить ключевые параметры: максимальную высоту и радиусы поворотов, а также отработать маневры и проверить приборы.
День, когда произошла катастрофа, выдался жарким, водород в оболочке нагрелся, увеличился в объеме, а выпускные клапаны, через которые должен был стравливаться избыток газа, не сработали. По одной из версий, на земле с них не сняли заглушки.
Вспоминает Г.М. Левашкевич, жена ведущего конструктора «В-10» Л.Д. Крестова:
«Было воскресное утро. Полетов не ожидалось, и мы хотели провести весь день вместе. В начале шестого, когда только рассвело, к нам в дверь постучали. Сквозь сон я услышала, что пришел командир «десятки» Е.М.Оппман. «Нужно подписать полетный лист, — обратился он к мужу. — Из Ленинграда прилетел «В-8». Его принять негде — эллинг ремонтируют. Мы освободим место, полетаем, пока «восьмерке» поменяют газ в оболочке».
«Муж быстро собрался, — продолжает Галина Михайловна. — Заглянул в комнату, улыбнулся и, обещав вернуться к обеду, пошел на дирижабельные верфи. Вскоре над крышей дома послышался гул моторов. В окно было видно, что это кружит «СССР В-10». Затем стало тихо». (из газеты «Ленинское знамя» от 05.08.1988 г., статья «Дотянуть бы до леса»).
Одна из женщин сказала Галине Левашкевич, что «В-10» совершил вынужденную посадку в районе Бескудниково.
«Я бросилась в дирижабельный порт. Достали машину, помчались к месту падения. Там — все оцеплено. С трудом узнали, что пилотов отвезли в Боткинскую. Поехали туда, но, конечно, было уже поздно. На крыльце больничного корпуса, обхватив голову руками, сидел шофер Будников. Перед ним лежали грудой едва раскрывшиеся парашюты. Ими никто не смог воспользоваться»,
- приводит воспоминания Галины Михайловны журналист из «Ленинского знамени».
Командир «десятки» Е.М. Оппман был опытнейшим воздухоплавателем. Спустя два дня после трагедии газета «Советский дирижаблист» писала: «Весь летный состав эскадры обучен Оппманом»…
На дирижаблях Евгений Оппман начал летать еще в начале века. Кадровый офицер, он принимал участие в боевых действиях на русско-японском, а затем на русско-германском фронте.
После революции Е.М. Оппман стал одним из энтузиастов возрождения воздухоплавания в молодой Советской республике. Он руководил постройкой кораблей «Комсомольская правда», «Химик-резинщик», «Смольный». Обучал летному делу молодых дирижаблистов. Все командиры советских дирижаблей проходили выучку у Оппмана.
Но 6 августа произошло непредвиденное... В то время многие расценивали эту трагедию как диверсию. Однако, возможно, всё было намного прозаичнее: до дня рокового полета дирижабль «СССР В-10» 2 месяца находился на открытой площадке «Дирижаблестроя» в Долгопрудном, и за это время выпускные клапаны могли просто заржаветь. Но это, опять же, лишь одна из версий случившегося.
Провожать «СССР В-10» в последний путь пришел весь поселок. Похороны состоялись 9 августа.
«Братское захоронение членов экипажа дирижабля «СССР В-10», погибших 6 августа 1938 г.» находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятник выполнен в виде стены с колумбарными нишами, встроенной в основание Предтеченской (Ирининской) башни Новодевичьего монастыря.
Отраслевой научный журнал «Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию» писал после катастрофы «СССР В-10»:
«Советское дирижаблестроение понесло тяжелую утрату. 6 августа 1938 года трагически погибли семь лучших товарищей: Е.М.Оппман, М.В.Василевский, И.И.Жеглов, С.В.Никитин, Л.Д.Крестов, В.А.Сидоров и В.Г.Платонов. Все погибшие при исполнении служебного долга товарищи были прекрасными работниками, достойными сыновьями нашей прекрасной родины, хорошими общественниками. Понесенная тяжелая утрата не приостановит и не должна отразиться на том деле, которому они служили. Наши молодые кадры должны с еще большей энергией, инициативой и настойчивостью работать над развитием и укреплением нашего воздухоплавания и дирижаблестроения. Необходимо, не покладая рук, работать над улучшением проектирования, производства и эксплуатации наших конструкций. Там, где жизнь экипажей и пассажиров зависит от качества конструкции, от учета всех факторов эксплуатации, от условий полета в воздушной стихии - должна быть тщательно изучена каждая мелочь, которая влияет на безопасность эксплуатации. Наши работники обязаны работать с большей организованностью, бороться за усиление дисциплины. Память о погибших товарищах сплотит еще сильнее наш молодой коллектив в борьбе за выполнение заданий партии и правительства».