18 августа 2021

"КОЛЫМСКИЙ ТИТАНИК"

13 декабря 1939 года, у берегов японского острова Хоккайдо пароход «Индигирка», совершавший очередной рейс из бухты Нагаева во Владивосток, потерпел крушение. Всего на борту корабля находилось 1173 человека, из них погибли 745 человек. 
ИСТОРИЯ СУДНА
Пароход был построен в 1919 году на верфи порта Манитовок в штате Висконсин как «Лейк Галва». Он служил под именами «Рипон», «Малсах» и «Коммерческий квакер» в период с 1920 по 1938 год. В 1938 году его приобрели у Америки, и в августе после почти месячного перехода по морю пароход впервые пришвартовался в бухте Нагаева. За всю навигацию 1939 года перед трагедией «Индигирка» перевезла из Магадана во Владивосток и обратно всего 16392 тонны грузов и 580 пассажиров.


ТРАГЕДИЯ
13 декабря 1939 года принадлежащий Дальстрою грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров, хотя «Индигирка» являлась исключительно грузовым судном, максимальное количество пассажиров, способных с относительным комфортом разместиться на его палубе, – 12 человек, не считая команды. Согласно материалам уголовного дела на борту было 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, десять конвоиров, остальные – вольные дальстроевцы-отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей.
В начале ноября 1939 года «Индигирка» подошла к устью реки Армань, где приняла на борт рабочих «Дальрыбопродукта» вместе с семьями, трудившихся на путине. По пути во Владивосток пароход остановился в бухте Нагаева, и там на борт под конвоем проследовала длинная колонна заключенных: примерно восемьсот человек, которых разместили в носовом трюме, где обычно перевозили уголь. Рабочие же с женами были на открытой палубе.
Большинство из заключенных везли на волю, часть – на пересмотр дела или на работу. К слову, в последний рейс «Индигирки» ее «пассажиром» должен был стать зэк С. П. Королев – будущий конструктор ракет, но из-за задержки с документами опоздал на роковой рейс.
В день катастрофы шел густой снег, палуба покрылась сплошным льдом, был 9-балльный шторм. Женщины с детьми находились на палубе под навесом. Примерно в четыре утра штурман «Индигирки» посадил судно на подводные камни Тоддо в проливе Лаперуза. От удара несколько десятков пассажиров сразу же оказались за бортом в ледяной воде. Винт заклинило в рулевой раме. За десять минут вода в трюмах поднялась на полтора метра. Только в последний момент механики успели стравить пар, предотвращая взрыв котлов. На палубе царила паника. Люди метались с борта на борт, давя друг друга и скатываясь по все больше наклоняющейся палубе в воду. По рассказу одного из спасшихся пассажиров, капитан отдал команду одному из охранников срочно выводить бывших зэков из трюма, но тот начал палить из винтовки по пытавшимся вылезти из трюма людям. Через несколько минут, так и не очнувшись от своего кошмара, этот охранник застрелился. По показаниям капитана корабля, ситуация была другой: зэки резали охрану (несколько человек были убиты), в свою очередь огонь по взбунтовавшимся осужденным открыли и стрелки НКВД (по разным данным было застрелено около 20 человек). Пока на борту была паника, восемь членов команды и два пассажира самовольно спустили шлюпку с правого борта и, перерезав фалины, исчезли в темноте. Из десяти похитивших шлюпку до берега добрались только пятеро...

13 ноября в полдень к завалившейся на правый борт «Индигирке» подошел японский пароход «Карафуто-Мару» и еще два японских судна поменьше. Они сняли оставшихся в живых пассажиров и матросов. Однако в трюмах еще оставались люди (около двухсот человек), которые просто не могли выбраться наверх – люки были залиты водой. Только 16 декабря, через три дня после трагедии, японцы смогли разрезать борта судна, извлечь еще чудом оставшихся в живых бывших зэков. Остальные умерли от переохлаждения, либо погибли, пытаясь поднырнуть под затопленные люки, либо просто покончили с собой, перерезав себе вены...
Как утверждали некоторые выжившие, все спасенные дети (их точное количество неизвестно) впоследствии умерли.
Всех спасенных японцы высадили на остров Хоккайдо, до которого было около полутора километров, а затем перевезли в порт Отару, где поселили в отдельно стоящем доме. Советский консул Тихонов сказал спасенным уничтожить паспорта. Многие так и поступили, но некоторые спрятали документы. Вскоре в японский порт прибыл пароход «Ильич», чтобы забрать пострадавших. Как только «Ильич» прошел остров Аскольд, ему навстречу направился ледокол «Казак Поярков». С него на борт «Ильича» пересели сотрудники НКВД и полсотни солдат охраны. Всех спасенных загнали в трюм и выставили часовых. Еще по пути конвоиры начали избивать зэков, которые, по их мнению, «дали слабину» в общении с японцами. Двух заключенных, якобы участвовавших в убийстве чекистов на «Индигирке», расстреляли и выбросили трупы за борт.
В дальнейшем большинство тех, кто уничтожил документы, по полгода не могли вернуться домой.

ПОЗЖЕ
В 1940 году был суд по делу гибели «Индигирки», 740 человек пассажиров и четырех членов экипажа. За преступную халатность, повлекшую массовую гибель людей, судили четырех должностных лиц – капитана судна Н. Л. Лапшина (он был расстрелян как саботажник и японский шпион), двух его помощников, В. Л. Песковского и Т. М. Крищенко (они получили от 5 до 8 лет лагерей). Кроме того, 4 года из отмеренных 10 лет отсидел и начальник зэковского конвоя П. И. Копичинский. Копичинский потом даже продолжил служить в системе ГУЛАГа.
В СССР правда об этой трагедии стала достоянием широкой гласности лишь примерно полвека спустя. Скорее всего, потому, что ЧП произошло вскоре после во­оруженного конфликта советских и японских войск у реки Халхин-Гол, и соответствующие органы посчитали недопустимым сообщать о милосердии и человечности, проявленных «врагом». Сегодня документы магаданского и иных архивов НКВД большей частью рассекречены.
Олег Матвеев в статье “Неизвестная трагедия в проливе Лаперуза” пишет:
“Решать судьбу затонувшей “Индигирки” на пароходе “Свердловск” в Японию отправилась специальная правительственная комиссия в составе 7 человек, которая прибыла в порт Отару 5 января 1940 года. С помощью водолазов ЭПРОН судно было тщательно обследовано, а из трюмов извлечены остававшиеся там трупы пассажиров. Причем за все услуги, оказанные японской стороной советской комиссии в виде транспорта, водолазного оборудования и другого снаряжения, японцы взимали достаточно высокую плату наличными. По результатам работы комиссии, с учетом полученных “Индигиркой” повреждений, было признано экономически нецелесообразным ее подъем и восстановление. А в самом начале февраля все тот же “Свердловск” доставил во Владивосток свой страшный груз — урны с прахом 396 погибших. Еще примерно столько же тел обнаружить так и не удалось.”
Сотрудники музея МГУ им. адм. Г.И.Невельского и профессор Болотов В.П. также уверены, что «Индигирка-Рипон» все еще покоится у берегов Хоккайдо.
Надо отметить, что в спасении пассажиров «Индигирки» принимали участие не только японские спасатели, но и простые рыбаки поселка Саруфуцу, у берегов которого судно потерпело бедствие. 19 декбрая 1939 года Дзин Гэндзо, Сато Коитиро и другие спасли несколько пассажиров. Обвязав головы жгутом из полотенца (хатимаки) и в одних набедренных повязках (фундоси), они добирались до «Индигирки» на лодках по ледяному и бурному морю. Они разбили иллюминатор парохода и, проникнув через него, спасли трех человек. Их выхаживали у Хосой Дзинъсиро, который являлся председателем рыбопромышленного кооператива.