Если не принимать в расчёт легенды о многомачтовых деревянных джонках, якобы строившиеся в Китае в древние времена, то в истории мирового судостроения был единственный парусник с семью мачтами. Это гигантская стальная шхуна «Thomas W.Lawson», построенная в 1902 году на верфи «Фор Ривер» в американском городе Куинси. Идея её создания принадлежит судовладельцу Джону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Валовая вместимость мастодонта составляла 5218 брт, что на 137 рег. т больше, чем у предыдущего рекордсмена — германского пятимачтового корабля «Preussen».
И вот какая история существует об этом корабле …
Фото 2.
«Thomas W.Lawson» в балласте
Парусное судно названо в честь известного яхтсмена Тhоmаs W. Lawson и на ее строительство было потрачено около 240000 долларов. Изначально на шхуне планировалось принимать участие в парусных регатах, но материальная выгода владельцев компании быстро определила функциональность корабля.
Со стремительным развитием промышленности в США росла необходимость в каменном угле, который транспортировался по Атлантическому океану между американскими штатами. Потребность в рентабельности и нежелание владельцев компаний повышать жалование матросам привело к строительству больших парусных судов с небольшим количеством экипажа. Красивые большие шхуны начали появляться как грибы после дождя на северо-восточном побережье США. Спуск каждого парусного корабля сопровождался возгласами восторженной публикой.
«Thomas W.Lawson» предназначался для перевозки угля. Массивный металлический корпус длиной 120,4 м с огромной высотой борта имел двойное дно; в междудонное пространство (высотой 1,25 м) можно было взять 1070 т воды в качестве балласта. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м и диаметром 97 см весила 20 т; их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Площадь парусов относительно размеров судна-мастодонта казалась не очень большой — 4093 кв. м, но со всей парусной оснасткой управлялись не более дюжины матросов при общей численности экипажа всего в 16 человек. Правда, работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, вместе с тем была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью!
Фото 3.
«Thomas W.Lawson» у причала. Из трубы идёт дым от работающей вспомогательной паровой машины
В полном грузу осадка «Thomas W.Lawson» составляла 9 м — любопытно, что в то время в США был всего один порт, способный принимать столь глубокосидящие суда — Ньюпорт-Ньюс. Зато при следовании в балласте борт шхуны возвышался над водой на 14 м — это тоже можно считать своего рода рекордом, правда, не слишком приятным: маневренность гигантской стальной махины оставляла желать много лучшего. Время, необходимое на перемену галса, составляло, по словам капитана судна Артура Л.Кроули, «от десяти минут до бесконечности».
Фото 4.
В начале своей карьеры корпус шхуны-гиганта был выкрашен в светло-серый цвет. Однако щёгольский вид парусник имел недолго: скоро выяснилось, что для углевоза чёрный цвет корпуса куда уместнее.
Для обеспечения продольной прочности корпуса парусному судну «Тhоmаs W. Lawson» были приданы несколько большие, чем обычно, высота и ширина. Стоя в одной половине трюма шхуны, человек не видел, что делалось у другого борта, на другой половине трюма: мешал огромный кильсон. Парусное вооружение судна состояло из 25 парусов: 7 гафельных, 7 топселей, 6 стакселей и 5 кливеров, их вес составлял 18 тонн. Мачты имели высоту до 35 метров, продолжением которых служили семнадцатиметровые стеньги. Одна конструкция весила около 60 тонн. Работу морякам по постановке и складыванию тяжелых парусов облегчали различные приспособления и устройства, одним из которых был небольшой паровой двигатель. Это и позволяло выполнять все морские операции с меньшим количеством личного состава. Экипаж судна размещался в носовой и двух кормовых рубках, а также в помещении на баке. Все каюты были хорошо отделаны. Особенностью шхуны было отсутствие парового двигателя для движения по морю. Из-за такой конструкции судно не отличалось завидными мореходными качествами, было медленным и неповоротливым, но все недостатки компенсировала большая грузоподъемность.
Фото 5.
Парусное судно «Тhоmаs W. Lawson» предназначалось для плаваний вдоль побережья США, доставляя в порты сыпучие грузы — уголь, соль, песок и т.п. Но в начале XX века появился большой спрос на нефть, поэтому парусное судно было продано компании «Anglo-American Oil Co» и на верфи «Newport News & Drydock» в 1906 году переоборудовано в нефтеналивной танкер. После таких изменений судно уже оценивалось в 400000 долларов. Стоимость транспортируемой сырой нефти составляла 200000 долларов, поэтому шхуна за два рейса окупила все расходы на переоборудование корабля.
Однажды направляясь в порт Лондон с полностью загруженными танками сырой нефти «Thomas W. Lawson» попало в жестокий шторм, в результате которого потерпело крушение близ острова Scilly 13 декабря 1907 года. Погибло 15 человек из 17 членов экипажа.
Сейчас останки единственной в мире семимачтовой шхуны, одного из первых нефтяных танкеров покоятся на 17 метровой глубине Атлантического океана с координатами Ш=49˚53’38», Д=6˚22’55».
За свой короткий жизненный путь «Тhоmаs W. Lawson» вошло в историю мореплавания не только как самое большое семимачтовое парусное судно, но и считается первым в мире танкером потерпевший крушение.
Фото 6.
Корпус шхуны-гиганта, сфотографированный сразу после катастрофы, декабрь 1907 г.
Любопытные факты о Томасе В.Лоусоне — «пароходе и человеке». В отечественной литературе Томаса Вильяма Лоусона (Thomas William Lawson), в честь которого назван парусник, обычно именуют писателем, что не совсем правильно. На самом деле он был мультимиллионером, банкиром и «медным бароном» — одной из главных фигур на рынке цветных металлов США. Правда, его перу действительно принадлежат несколько книг. Один из его романов, вышедший в свет в 1907 году, назывался «Пятница, тринадцатое число» («Friday the Thirteenth»). Парадоксально, но шхуна «Thomas W.Lawson» потерпела крушение в том же году и именно в пятницу 13 декабря!
Фото 7.
Томас Вильям Лоусон, 1905 г.
Наиболее известной книгой Лоусона является скандальная «История Кубка Америки от Лоусона» (Lawson History of the America’s Cup), написанная в соавторстве с Винфилдом М.Томсоном и изданная в 1902 году. В ней говорилось об интригах, раскрывалась вся подноготная соревнований и давались крайне нелицеприятные оценки их организаторам. Элита нью-йоркского яхт-клуба, именуемого «клубом миллионеров», не на шутку разозлилась на авторов этого сочинения. Не без помощи мстительных коллег Лоусон под конец жизни разорился и умер практически нищим.
Фото 8.
Шхуна «Thomas W.Lawson» на ходу (в балласте)
Как назывались мачты шхуны-гиганта? По правилам они со второй по шестую должны были именоваться соответственно первой грот-мачтой, второй, третьей и так далее… Это показалось не слишком удобным, и потому от разных лиц, так или иначе причастных к постройке судна, посыпались собственные предложения — их известно не менее десятка. Например, сын Томаса Лоусона Дуглас предложил дать мачтам такие наименования (с носа в корму): фок-, грот-, бизань-, спэнкер-, райдер-, драйвер- и джиггер-мачты. Матросам эти и другие нововведения не понравились, и они придумали более простой и запоминающийся вариант: стали называть мачты по дням недели — от Sunday-mast до Saturday-mast (напомним, что в англоязычных странах неделя начинается не с понедельника, как у нас, а с воскресенья).
Фото 9.
«Thomas W.Lawson» входит в гавань на буксире
Фото 10.
Модель парусника в экспозиции Музея науки (Science Museum) в Лондоне (ныне из экспозиции изъята)
Уникальный парусник и уникальная монета! Эта коллекционная серебряная монета, посвящённая шхуне «Thomas W.Lawson», имеет диаметр 13 см и весит 3,11 кг! Она выпущена казначейством островов Кука.
Фото 12.
Фото 11.
А это обычная 5-долларовая монета островов Кука – так сказать, «эконом-вариант»