Во время Второй мировой войны снайперов вооружали, как правило, обычными армейскими винтовками, отобранными по кучности и оснащенными оптикой. Но опыт боевых действий показал, что для такой грозной силы как снайперы этого недостаточно, и необходима разработка специализированного снайперского оружия. Чешская магазинная снайперская винтовка VZ. 54 системы Отакара Галаша (1904-1968), талантливого оружейника из Моравии, как раз является одной из первых таких попыток.
В период между двумя мировыми войнами вооруженные силы Чехословакии, как и армии многих других стран, использовала в качестве снайперского оружия штатную армейскую винтовку с установленной на ней оптикой. В этой роли выступала магазинная винтовка ZB VZ. 24 (вариант винтовки Mauser 98 с несколько видоизмененным затвором), кроме того, планировалось оснащать оптическими прицелами и разрабатываемые образцы самозарядных винтовок.
После Второй мировой войны к работам по созданию специальной снайперской винтовки приступила фирма Zbrojovka Brno, которые позже продолжило вновь основанное предприятие Prototypa, переименованное в 1954 г. в Konstrukta Brno. Возглавил их инженер Отакар Галаш, параллельно работавший над созданием охотничьего оружия. Он был настолько интересной личностью, что наверное имеет смысл кратко остановиться на его биографии.
Галаш родился в небольшом моравском городке Сыровице и получил образование инженера-электрика.
Тем не менее, в 1933 г. он устраивается на работу в Zbrojovka Brno в качестве инженера-механика экспериментального производства, параллельно участвуя в показательных стрельбах, как в Чехословакии, так и за границей. Здесь оказались исключительно полезными его необычайные языковые способности — Галаш в совершенстве владел немецким, английским и турецким языком. Кроме того, он был страстным охотником и великолепным стрелком. Во время Второй мировой войны Галаш эмигрировал в Англию, которая крайне нуждалась в специалистах такого рода. Но и для Отакара знакомство с достижениями британской военной индустрии оказалось очень полезным, а накопленный опыт — просто бесценным.
Известно, что Отакар Галаш вынашивал замысел специальной снайперской винтовки еще в ходе Второй мировой войны, однако о тех разработках не осталось никаких документальных подтверждений. После ее окончания Галаш продолжил работу в том же направлении, параллельно участвуя в проектировании охотничьего оружия. Первый прототип снайперской винтовки Галаша, появившийся на свет в 1949 г. и получивший обозначение ZG 49Sn, был основан на детальном анализе применения снайперского оружия во Второй мировой войне и использовал запирание по типу винтовки Маузера. Винтовка имела необычный калибр — 7,92×64 — поскольку для нее был разработан специальный боеприпас на основе охотничьего патрона 8x64S, сконструированного Вильгельмом Бреннеке в 1912 г.
Несмотря на многообещающую баллистику нового патрона, работы в этом направлении пришлось прекратить в связи с изменением политической ситуации в стране. В апреле 1950 г. кресло министра обороны занял член ЦК чехословацкой компартии и зять Клемента Готвальда, Алексей Чепичка, провозгласивший новый курс, направленный на перевооружение армии Чехословакии по советским стандартам. Коммунистическое руководство планировало приобрести у СССР большое количество лицензий на производство современных систем вооружения, однако, особенно в области оружия пехоты, эти надежды не сбылись. В частности, не удалось договориться об организации производства в Чехословакии снайперской винтовки обр.1891/30 гг., которая уже была принята в качестве штатной винтовки для снайперов чехословацкой армии.
Чтобы исправить ситуацию, летом 1951 г. было принято решение о проектировании собственной снайперской винтовки под патрон калибра 7,62x54R с тяжелой пулей обр. 1930 г. Выбор данного типа боеприпаса объяснялся тем, что он входил в состав боекомплекта станкового пулемета Горюнова обр. 1943 г. (СГ-43), который состоял на вооружении армии Чехословакии и с 1952 г. выпускался по советской лицензии на заводе Zbrojovka Brno.
Уже через несколько месяцев Отакар Галаш представил два прототипа новой винтовки ZG 51Sn: один из них был разработан на базе трехлинейной винтовки Мосина обр. 1891/30 гг., а второй — на базе винтовки Mauser 98. Сам Галаш больше тяготел к образцу на базе немецкой винтовки, которая обладала более высокой точностью и техническим совершенством. Тем не менее, после сравнительных испытаний 1952 г., чехословацкие военные отдали предпочтение варианту, созданному на базе винтовки Мосина, как более простому и надежному(хотя, возможно, это было скорее политическое решение).
По этой причине дальнейшая разработка снайперской винтовки велась на основе советского образца. Кроме этого, для снижения стоимости производства военные потребовали использовать в конструкции винтовки максимально возможное количество узлов и деталей от винтовки обр. 1891/30 гг., большое количество которых хранилось в то время на складах чехословацкой армии.
Винтовка Галаша отличалась от снайперского варианта винтовки обр. 1891/30 гг. главным образом конструкцией ствола, приклада и прицельных приспособлений. Кроме того, она была немного короче и легче русской трехлинейной винтовки, уступая, правда, по этим показателям карабину обр. 1944 г.
Полностью по-новому в чехословацкой снайперской винтовке выполнен ствол, для изготовления которого применена специальная ствольная сталь марки POLDI PiZ-LSl чешского производства, выплавляемая металлургическим заводом в городе Кладно. Стали POLDI отличались высоким качеством и использовались, например, для изготовления стволов самых дорогих охотничьих ружей. Ствол винтовки укорочен на 30 мм и не допускает возможность установки штыка. Максимальный наружный диаметр 35 мм, минимальный — 9,9 мм. Интересно, что в некоторых местах он даже сделан более тонким, чем оригинал, но без ущерба для прочности и кучности стрельбы.
Наоборот, его баллистические характеристики даже улучшились, а его конструкция стала более технологичной для серийного изготовления. Так, например, ZG 51Sn на дистанции 800 м укладывала 10 выстрелов в мишень размером 50×50 см. Ложа винтовки изготавливается из березы или тополя. Она оснащена ярко выраженной пистолетной шейкой (у трехлинейки английская ложа с прямой шейкой) и значительно укороченным цевьем с верхней ствольной накладкой, открывающими примерно половину ствола. Открытый ствол, по мнению Галаша, позволял устранить влияние цевья на кучность стрельбы в случае, например, интенсивного разогрева ствола при длительной стрельбе или при короблении древесины вследствие влажности. В такой ситуации цевье начинает прилегать к поверхности ствола, негативно сказываясь на его вибрациях. Кстати, похожие изменения ложи были выполнены Е. Ф. Драгуновым в винтовках С-49 и АВ, представлявших собой спортивные модификации винтовки Мосина.
Основным типом прицела является оптический прицел Meopta 2,5х6Р. Он является относительно неплохим для своего временем дневным прицелом с 2,5-кратным увеличением и полем зрения 6°. Оптический прицел крепится к ствольной коробке слева при помощи бокового кронштейна, причем при снятии прицела и его повторной установки не требуется заново пристреливать оружие. Механический прицел винтовки секторного типа с установками дальности от 100 до 1200 м: до дистанции 700 м шаг установок прицела 50 м, а после 700 м — 100 м.
Ну и, разумеется, проводился, говоря современным языком, тюнинг деталей и узлов ударно-спускового механизма для того, чтобы он соответствовал требованиям, предъявляемым к снайперскому оружию.
Летом 1953 г. состоялись испытания винтовки ZG 51Sn, где она в целом продемонстрировала хорошие результаты, получив лишь ряд незначительных замечаний. Их устранение и подготовка к серийному выпуску винтовки продлились до июля 1954 г., после чего она была принята на вооружение армии Чехословакии под официальным наименованием Odstrelovaci pujka VZ. 54 (снайперская винтовка обр. 1954 г., сокращенно VZ. 54). А уже в декабре 1954 г. она была представлена советским военным экспертам, в результате чего получила позитивную оценку в отчете по испытаниям.
Выпуск новых снайперских винтовок было решено организовать на оружейном заводе в городе Ушерски Брод, который в то время носил наименование Zavody pfesneho strojirenstvi (ZPS — Завод точного машиностроения), с подключением ряда подрядчиков. Подготовка производства была закончена в первой половине 1954 г. и в следующем году планировалось изготовить опытную серию из 100 винтовок. Но как это часто случалось в то время в чешской оборонке, первоначальный план был сорван и к декабрю 1955 г. не удалось поставить даже сокращенную до 75 единиц опытную партию винтовок. Причиной задержки стали комплектующие винтовок обр. 1891/30 гг., поставлявшиеся со складов, точнее говоря, слишком грубые допуски на резьбовое отверстие под ствол в ствольной коробке. В итоге чешские конструкторы приняли решение увеличить диаметр резьбы в ствольной коробке на 0,5 мм, чтобы обеспечить требуемую точность. Но проблема заключалась еще и в том, что очень малое число винтовок имели ствольные коробки, пригодные к такой переделке.
В конечном итоге данное мероприятие позволило решить проблему точной посадки ствола в коробке и Министерство точного машиностроения выделило средства для организации полномасштабного выпуска снайперских винтовок VZ. 54. А 24 сентября 1954 г. Министерство национальной обороны Чехословакии по результатам испытаний одобрило сделанные изменения, отметив в тоже время и ряд небольших недостатков, требующих устранения.
Завод ZPS в Ушерском Броде в это время был занят производством самозарядного карабина VZ. 52 и, откровенно говоря, не мог похвастаться большими успехами в его освоении. Проблемой здесь была недостаточная конструктивная и технологическая зрелость данного образца, поэтому персонал завода буквально горел желанием реабилитироваться за неудачу и с энтузиазмом принялся за организацию выпуска нового изделия. Однако несмотря на все усилия во второй половине 1956 г. так и не удалось запустить VZ. 54 в полномасштабное производство. Причиной этого снова была резкая нехватка пригодных комплектующих от мосинских винтовок. Например, к декабрю 1956 г. из 16000 винтовок, находящихся на складском хранении и прошедших проверку на пригодность к переделке, только 4500 были отобраны и направлены на завод в Ушерский Брод. Но из этого числа только 2500 прошли входной заводской контроль и были допущены для использования в сборке новых винтовок.
Проблемы вызывала и необходимость пристрелки винтовок с оптикой на дистанцию 300 м. Для этих целей завод ZPS использовал гарнизонное стрельбище в Поповице, однако оно было доступно только в определенные дни и только в хорошую погоду. Кроме того, завод в Ушерском Броде не был укомплектован достаточным штатом собственных квалифицированных стрелков и вынужден был привлекать стрелков с других предприятий. Понятно, что и это создавало свои организационные трудности. Подводили и смежники: народное предприятие в Поважска-Бистрица (Povazske strojarne, бывший завод Рота, известный также как Ceskoslovenska zbrojovka, Brno/ Waffenwerke Briinn AG, Briinn) сорвало поставку лож по причине некачественной конструкторской документации. КБ Konstrukta Brno, национальное предприятие KOZAK Klatovy и компания Meopta вынуждены были срочно вносить изменения в конструкцию крышки прицела и соответственно самого прицела, так как последний не удовлетворял требованиям военных по герметичности.
Поэтому неудивительно, что завод в Ушерском Броде с сентября 1956 г. до конца года сдал только 108 снайперских винтовок VZ. 54, хотя планом предусматривалось изготовление 4000 экземпляров.
С течением временем все существующие проблемы удалось разрешить: заводчане нашли источники поставок пригодных комплектующих и модернизировали стрельбища в Поважска-Бистрице, Влашиме и Брно для более эффективной пристрелки, что позволило значительно ускорить этот процесс. И несмотря на возникшие проблемы с оптикой (часть прицелов вследствие выявленных дефектов пришлось вернуть обратно на завод-изготовитель), завод ZPS даже смог перевыполнить первоначальный план: в течение 1957 г. в общей сложности было выпущено 5410 винтовок VZ. 54. А в январе 1958 г., после сборки последних трех экземпляров производство снайперских винтовок было завершено. Вероятной причиной этого было отсутствие пригодных для переделки винтовок обр. 1891/30 гг.
Специалисты отмечают, что чехословацкая снайперская винтовка VZ. 54 была очень неплохим для своего времени оружием, сочетавшим отличную точность на дистанциях до 800 м с неприхотливостью легендарной трехлинейки. В то же время существовали отдельные экземпляры винтовки, качество которых резко отличалось в худшую сторону. Это было следствием тех производственных сложностей, с которыми пришлось столкнуться чешским оружейникам на протяжении всего цикла изготовления винтовки: это огромный объем работы, который пришлось затратить для отбора подходящих винтовок и подгонки комплектующих разных размеров и качества, организационные сложности при проведении пристрелки, срывы поставок от смежников и т.д. Но мастерам из Ушерского Брода следует отдать должное — в итоге чехословацкая армия одна из первых в мире получила специально сконструированную, точную, эргономичную и надежную снайперскую винтовку. Винтовка VZ. 54 состояла на вооружении снайперов армии ЧССР до начала 70-х годов, пока на смену ей не пришла советская 7,62-мм снайперская винтовка Драгунова (СВД).
После этого винтовки VZ. 54 были переданы полиции, где использовались длительное время. В 90-е годы появилась даже модернизированная версия винтовки, обозначаемая как модель 54/91 и оснащенная новой ложей с регулируемой щекой, рельсовой направляющей для монтажа сошек и прицелом ПСО-1 от винтовки СВД. Некоторая часть винтовок VZ. 54 поступила в коммерческую продажу, и благодаря небольшому объему выпуска, а также интересной истории своего появления, она пользуется высоким спросом среди коллекционеров и собирателей оружия.
Тактико-технические характеристики:
Изготовитель: Zavody pfesneho strojirenstvi (ZPS), г. Ушерски Брод, Чехословакия;
Калибр: 7,62x54R;
Принцип запирания канала ствола: продольно-скользящий поворотный затвор;
Общая длина, мм: 1190;
Длина ствола, мм: 700 (нарезная часть 612);
Число нарезов: 4 (правосторонние);
Шаг нарезов, мм: 275;
Длина прицельной линии, мм: 597;
Масса оружия без оптического прицела с магазином, кг: 4,15;
Масса оружия с оптическим прицелом, кг: 4,55;
Вместимость магазина: 4 патрона + 1 патрон в патроннике;
Эффективная дальность стрельбы, м: 1000;
Прицельная дальность, м: 1200;
Предельная дальность полета пули, м: 4800;
Начальная скорость пули, м/с: 795;
Оптический прицел: Meopta 2,5х6Р;
Механический прицел: секторного типа
Автор: Илья Шайдуров