Представьте себе Америку середины 19 века - расцвет индустриализации, много фабрик, заводов, где работает много бедных мигрантов, в основном из Восточной и Южной Европы. Им всем нужно есть, это огромная армия людей, но денег у них немного. Детям нужно пить молоко, взрослые хотят хотя бы по выходным есть мясо и выпить чашечку кофе с шоколадом. Люди из деревень перебрались в города, вслед за ними переместилось производство продуктов питания. Острая конкуренция вынудила производителей сократить расходы за счет добавления дешевых примесей.
Железные дороги тогда уже были, а вот промышленных холодильных установок еще не было. Чтобы еда не портилась, в нее стали добавлять модные тогда консерванты, которые помогали сохранить свежесть продуктов на несколько дней, а то и недель. В 1880-х и 1890-х годах большинство американцев употребляли такие консерванты, как формальдегид, буру и салициловую кислоту на завтрак, обед и ужин. Никто не знал, сколько именно химии он съедал каждый день и как это воздействовало на здоровье. Трудно поверить, но в США даже на начало 20 века не было закона, регулирующего качество продуктов питания. Каждый создавал и продавал что хотел, покупатели не знали состава и качества того, что они покупали. Продукты делали дешевыми, но вместе с тем малосъедобными и ядовитыми. Ведь основная масса покупателей предпочитала самые дешевые продукты.
Своего рода спасителем жителей Америки стал химик Харви Вашингтон Уайли, Harvey Washington Wiley. Он родился в 1844 году, получил степень доктора медицины, всю жизни посвятил химии, точнее химическим исследованиям продуктов питания. Он был воспитан в духе, что то, что он делает, должно служить людям, быть высоким призванием, а химия - должна служить на пользу обществу. В 1871 году он отправился в Германию повышать квалификацию и изучать химию сахара. В результате по возвращению в Америку провел ряд опытов, где доказал, что большинство того, что в Америке продается в баночках под видом меда, на самом деле является кукурузным сиропом, патокой. Скандал был страшный. В Америке, где первой и единственной целью являлась возможность быстро и максимально извлечь прибыль, производители продуктов питания изощренно предлагали покупателям всякую ерунду, не соответствующую названию продукта на этикетке. Поэтому Харви, получив место в Министерстве сельского хозяйства США, занялся работой по оценке безопасности продуктов.
Например, все хотели покупать молоко, но оно дорого стоило. Опытные молочники смешивали литр молока с половиной литра теплой воды, кто-то подмешивал в эту смесь гипс, порошок мела и краситель желтого цвета, чтобы "молоко" выглядело пожирнее, почти как сливки. Таким образом можно было продать "молоко" по любой цене и для любой категории покупателей. Молоко разбавляли не всегда чистой водой, иногда просто брали воду из пруда, с червяками. Для сохранности такого "молока" добавляли формальдегид. Пролетарии были рады, что они тоже могут позволить купить себе молоко, как и богатые люди. Только вот от таких добавок в "молоке" первым делом травились и умирали дети, как наиболее чувствительные к некачественному питанию. Никто не подавал в суд на молочников.
К тому же никто не проверял коров на инфекции, не пастеризовал молоко, его просто давали детям сырым. Да и районы, где жили бедные, были полны инфекций - не было ни канализации, ни источников питьевой воды, дети целый день возились в грязи на улице, не удивительно, что часто возникали случаи холеры и пищевого отравления.
Сливочное масло было еще более дорогим продуктом, его еще называли "белое золото". Для его создания нужно было много жирного молока. Некоторые американские компании придумали продавать маргарин под видом сливочного масла. Он пользовался огромным спросом. Уайли, работавший в американском Конгрессе, настоял на том, что на упаковке с маргарином всё же должно стоять его истинное название. Владельцы молочного производства его ненавидели.
Харви Уайли, воодушевившись первыми открытиями фальсификации меда и молочных продуктов, пошел дальше. Он выяснил, что в кофе для объема и удешевления подсыпают порошок корней цикория и золу. В консервы с фасолью и зелеными бобами добавляют сульфат меди, причем в больших количествах, вредных для здоровья. В конфеты для придания им яркого, привлекательного и блестящего цвета добавляли свинец. Потравилось очень много детей. Для придания блеска шоколаду в него добавляли краситель с мышьяком. Для придания рыжего оттенка чеддеру в него добавляли красный свинец. В то время еще не было промышленных холодильников и отличной системы стерилизации тары, поэтому в мясные и овощные консервы добавляли всё, что угодно, лишь бы это работало в качестве консерванта. Например, в мясные консервы добавляли формальдегид.
Карикатура Джона Лича, 1858 г., "Великий производитель леденцов".Намек на кондитерскую компанию Paterfamilias, которую обвинили в отравлении детей.
Производители шоколада были изобретательны. Это был дорогой продукт, а хороший доход можно было получить с помощью массовых продаж. Для удешевления шоколада в него добавляли сушеный горох, картофельный крахмал, яичные желтки и телятину. В 39 из 70 образцов шоколада в конце 19 в. был найден красный кирпич, который использовали в качестве красителя.
В чай и кофе добавляли песок, цикорий и отработанную гущу, обработанную сульфатом железа и овечьим навозом. Не все примеси были ядовитыми, но, по словам историка кулинарии Энни Грей, все они способствовали широко распространенному недоеданию в промышленных городах.
Дешевые крахмалы добавляли в хлеб и заранее приготовленные блюда (пироги, супы и тушеные блюда, которые составляли основную часть еды на вынос для рабочего класса). Это была эпоха повсеместного и усиливающегося недоедания, особенно в городах. Бедняки, как тогда, так и сейчас, имели ограниченный доступ к продовольственным магазинам, не имели места для выращивания собственных фруктов и овощей, у них было мало времени, денег и, опять же, как и сейчас, часто не было знаний о том, что полезно с точки зрения питания или как это приготовить. Им также не хватало кухонных принадлежностей и денег на топливо. Они полностью полагались на то, что могли купить, и поэтому находились во власти производителей. А производители, особенно пекари, были всего на один шаг выше своих клиентов, отчаявшись получить крошечную прибыль и находясь под постоянным давлением с целью сократить расходы. Мельники находились под таким же экономическим прессингом, поэтому поставляли некачественную муку пекарям. В итоге покупатель приобретал двойной некачественный продукт.
Квасцы, которые добавляли в хлеб, обладали вяжущим действием и могли раздражать желудок. Для младенцев, больных и пожилых людей это могло способствовать болезни и, в конечном итоге, ранней смерти. Если вспомнить, что молоко разбавляли водой и что основной рацион маленьких детей состоял из некачественного "молока" и "хлеба", то неудивительно, что дети не наедались и вдобавок получали отравление.
Производители продуктов питания не были злодеями, они знали, что они делают, но считали это допустимым для достижения прибыли. Не было законов, регулирующих чистоту продуктов или состав этикетки с ингредиентами, этим все пользовались, стараясь в условиях капитализма заработать максимальную прибыль на продажах. Не было никакого давления потребителей на производителей продуктов питания. Покупатели были одновременно и лабораторными морскими свинками, и жертвами.
Обложка сатирического американского журнала конца 19 в., показывающая, как Харви изучает еду под микроскопом. Надпись под статьей гласит:"Посмотри прежде чем есть".
Эта хромолитография Фредерика Берра Оппера (1857–1937) является частью обложки юмористического журнала Puck от 12 марта 1884 года, опубликованного в Нью-Йорке, США.
Отечественные консервы подвели американцев во время войны с Испанией за Кубу. Американские солдаты травились один за другим после этих мясных консерв. Однажды с инспекцией питания приехал Теодор Рузвельт и спросил, почему консервы лежат без дела, почему их никто не ест. "Их невозможно есть", - ответили ему, "Вот сами попробуйте". Рузвельт открыл банку и увидел внутри сгнившее мясо зеленого цвета. Он сказал:"Лучше я съем свою шляпу, чем эти мясные консервы".
В то время для дешевых консерв использовалось самое некачественное мясо. За время транспортировки он портилось еще больше. Учитывая, что в него добавляли формальдегид для сохранности, содержимое банок превращалось в отраву. В итоге некачественные мясные консервы в американо-испанской войне унесли вдвое больше жизней американских солдат, чем за время сражений. Поначалу рвоту, лихорадку, тяжелую и кровавую диарею списывали на малярию, характерную для той местности. Но потом осенью 1898 г. главный хирург военного штаба доказал взаимосвязь отравлений и некачественного чикагского мяса (его еще называли "забальзамированной говядиной").
В суде потом было представлено письмо медицинского офицера, который так описал этот продукт:«[Большая] часть говядины, которую я исследовал, прибыла из Соединенных Штатов ... и [была] очевидно сохранена введенными химическими веществами, чтобы компенсировать недостаточное охлаждение. Она выглядела хорошо, но имела запах, похожий на запах мертвого человеческого тела после инъекции формальдегида, при первой варке мясо было похоже на разложившуюся борную кислоту ... » . Многие солдаты упоминали, что вскрытые консервы были наполнены гнилой массой. Это было даже не мясо, а побочный продукт мясобойни. Были и свидетельства тех людей, которые описывали создание таких консерв на мясобойне. Мясные продукты действительно обрабатывали химическими средствами с целью продления сохранности. Кто-то из офицеров и генералов молчал, кто-то решил не молчать и публично выступал в суде. Скандал был страшный, последовали военные увольнения вплоть до отставки министра обороны.
Харви Уайли со временем получил место главного химика в здании Конгресса, а Рузвельт - пост президента страны. Харви получил хороший оклад, много денег на исследования и хорошую лабораторию. Он изучал всё - базовые продукты, лекарства, консервы. Все эти отчеты он предоставлял Рузвельту. Но американское лобби производителей продуктов питания было огромное. В 1902 г. все эти правила о чистоте приготовления и продажи продуктов не приняли. Потому что это огромные деньги в экономике страны и никто не хотел от них отказываться. Высший и средний класс всё равно будут питаться хорошо, проверенными продуктами. Никто и не собирался соблюдать качество продуктов для рабочего класса. Но именно их трудом достигалась индустриализация Америки.
Харви приуныл, но придумал два хитрых способа всё же продвинуть свои законодательные акты. Во-первых, он попросил у Конгресса деньги и разрешение на "эксперимент по здоровому питанию". Ему выдали сумасшедшую по тем временам сумму - 5 000 долларов. Он разместил объявление по всем газетам страны о том, что ему нужны добровольцы, молодые, крепкие здоровьем парни. Каждому было обещано бесплатное питание 3 раза в день в здании Конгресса и еще 5 баксов в месяц. По тем временам это были большие деньги! К нему выстроились огромные очереди, он выбрал 12 человек. Он назвал команду The Poison Squad, Ядовитый отряд. Они должны были три раза в день питаться в его столовой Конгресса, где он сам разработал диету на отдельной кухне, используя все популярные в то время поддельные и ядовитые продукты питания. Еду готовил высококлассный повар.
Подопытные молодые люди:
Харви за процессом взвешивания продуктов для рациона:
Каждую неделю, в соответствии с заранее составленным графиком, он добавлял в еду те яды, которые использовала американская пищевая промышленность - формальдегид, чистящее средство Borax(буру), салициловую кислоту, мышьяк и свинец. Всё это постоянно освещали журналисты. Молодые люди раз в неделю проходили подробное исследование у врача. Эксперимент пришлось досрочно прекратить, поскольку у половины участников появились симптомы сильного отравления - начали плохо работать почки, появился постоянный озноб и другие симптомы отравления. Отчет был тут же отправлен в Конгресс. Журналисты писали яркие статьи на острую тему. Этот эксперимент привлек внимание всей страны, ведь о нем писали на первых страницах газет. Наконец всё общество заговорило об опасности ядовитой еды.
Вот так пресса тех дней показывала эксперименты Харви на людях: на фартуке скелета надпись "Фальсификация", а блюда, которые он подает, помечены распространенными в то время ядами-пищевыми добавками.
Во-вторых, Харви придумал привлечь на свою сторону женщин. Ведь женщины в то время отчаянно боролись за свои избирательные права и именно женщинам было важно, чем накормить детей и всех остальных в доме. Он активно путешествовал по стране, встречался с активистками, передавал им все свои исследовательские данные. Миллион американок написали в Белый дом письмо в поддержку Закона о чистоте продуктов питания и лекарствах. В конце-концов Рузвельт пригласил представительницу от суфражисток в Белый дом и внимательно выслушал ее. В 1906 году Закон о чистоте продуктов питания и лекарствах был принят. Фальсифицированные продукты были определены как «пища, которая обычно является нечистой, небезопасной или вредной для здоровья».
Это случилось через 30 лет после принятия аналогичного закона в Англии.
Затем в 1907 и в 1911 г. Харви выпустил два издания своей книги "Еда и ее фальсификация", где для неспециалистов описывалась история, приготовление и последующая фальсификация основных продуктов питания. Он стал основателем американского движения за здоровую пищу.
Химическому бюро, которое возглавлял Харви, было поручено проверять на соответствие новому Закону все продукты питания. Работа закипела. Сотрудники лаборатории следили не только за качеством ингредиентов, отсутствием ядовитых добавок в продуктах, но и за правильным, достоверным и относительно полным перечислением всех основных составляющих на этикетке. Это произвело революцию в американской пищевой промышленности. Владельцы фабрик, заводов, мясобоен, молочных ферм были в ярости.
Под руководством Уайли Химическое бюро значительно выросло в силе и значении после того, как взяло на себя ответственность за соблюдение Закона 1906 года. В период с 1906 по 1912 год штат Уайли увеличился со 110 до 146. Ассигнования, которые составляли 155 000 долларов в 1906 году, составили 963 780 долларов в 1912 году. Бюро переехало в собственное здание.
В 1911 г. враги настаивали на увольнении Харви под предлогом того, что ему платят больше положенной ставки. 15 марта 1912 года Уайли ушел в отставку.
После ухода с государственной службы в 1912 году Уайли перешел в лабораторию журнала Good Housekeeping, где продолжил свою работу. Например, он подал в суд на Coca Cola за фальшивое использование слова "кока" в названии, поскольку в составе напитка не было настоящего кокаина. Он выиграл суд. Потом он снова подал в суд на эту компанию за содержание кофеина в напитке, поскольку кофеин входил в состав, но не был указан на этикетке товара. Кофеин в то время мог содержаться только в продуктах для взрослых, например, в чае и кофе. Детям он вовсе не рекомендовался, особенно в тех высоких дозах, которые были в Кока-Коле. К тому же кофеин был отнесен к веществам "вызывающим привыкание" и "вредным". В то время в напитке содержалось 78,4 мг кофеина на 240 мл. Компания добровольно уменьшила количество кофеина в своем продукте и предложила оплатить судебные издержки правительства, чтобы урегулировать и избежать дальнейших судебных разбирательств. Сейчас в напитке 150 мг/л кофеина.
Марка, которая была выпущена к 50-летию Закона о чистоте продуктов:
В 1958 г. в Америке была применена Поправка к Закону о чистоте питания, в соответствии с которым в еду можно добавлять разные химические добавки в малых размерах и не указывать это на этикетке. Просто эту информацию убрали с наших глаз.
В Германии то же самое - пищевое законодательство предусматривает маркировку только тех компонентов, которые всё еще влияют на конечный продукт. Например, технические ферменты для приготовления теста указывать не будут. Это те добавки, благодаря которым рулеты дольше сохраняют свежесть или становятся более хрустящими.
И сейчас продукты известных брендов часто производят более дешевый универсальный эквивалент, чтобы получить еще одну долю рынка за счет потребителей с более низким доходом, отдельные компании создают спектр продуктов, жертвуя качеством ради прибыли.
Для интересующихся по теме пищевых добавок в Гамбурге есть Музей пищевых добавок, Deutsches Zusatzstoffmuseum, открывшийся в 2008 году, где можно посмотреть на множество баночек с химикалиями, некоторые из которых остались в прошлом, а многие широко используются сейчас.
Сайт музея - https://www.zusatzstoffmuseum.de/.
В музее рассказывается о том, для чего применяли те или иные химические добавки к продуктам питания и какое влияние они со временем оказывали на организм. Вы узнаете больше про эмульгаторы и стабилизаторы, красители и консерванты, ароматизаторы и усилители вкуса, добавки для теста.
В музее представлено 7 500 наименований Е, так называемых пищевых добавок.
В 2018 г. музей выпустил книгу про все пищевые добавки "О чем умалчивают этикетки", на 300 страниц.
Книга за 13 евро продается на Амазоне.
На импровизированной "кассе" музея можно просканировать разные наименования продуктов, чтобы узнать про список добавок в каждом из них.
Что же кроется в био-йогурте с малиной?
Вот, например, фотографии из Фейсбучной группы Музея (https://www.facebook.com/Zusatzstoffmuseum), которые показывают разницу в составе самостоятельно приготовленной и купленной еды:
Картофельный салат.
Пряники:
Печенье "Звездочки" с корицей.
Железные дороги тогда уже были, а вот промышленных холодильных установок еще не было. Чтобы еда не портилась, в нее стали добавлять модные тогда консерванты, которые помогали сохранить свежесть продуктов на несколько дней, а то и недель. В 1880-х и 1890-х годах большинство американцев употребляли такие консерванты, как формальдегид, буру и салициловую кислоту на завтрак, обед и ужин. Никто не знал, сколько именно химии он съедал каждый день и как это воздействовало на здоровье. Трудно поверить, но в США даже на начало 20 века не было закона, регулирующего качество продуктов питания. Каждый создавал и продавал что хотел, покупатели не знали состава и качества того, что они покупали. Продукты делали дешевыми, но вместе с тем малосъедобными и ядовитыми. Ведь основная масса покупателей предпочитала самые дешевые продукты.
Своего рода спасителем жителей Америки стал химик Харви Вашингтон Уайли, Harvey Washington Wiley. Он родился в 1844 году, получил степень доктора медицины, всю жизни посвятил химии, точнее химическим исследованиям продуктов питания. Он был воспитан в духе, что то, что он делает, должно служить людям, быть высоким призванием, а химия - должна служить на пользу обществу. В 1871 году он отправился в Германию повышать квалификацию и изучать химию сахара. В результате по возвращению в Америку провел ряд опытов, где доказал, что большинство того, что в Америке продается в баночках под видом меда, на самом деле является кукурузным сиропом, патокой. Скандал был страшный. В Америке, где первой и единственной целью являлась возможность быстро и максимально извлечь прибыль, производители продуктов питания изощренно предлагали покупателям всякую ерунду, не соответствующую названию продукта на этикетке. Поэтому Харви, получив место в Министерстве сельского хозяйства США, занялся работой по оценке безопасности продуктов.
Например, все хотели покупать молоко, но оно дорого стоило. Опытные молочники смешивали литр молока с половиной литра теплой воды, кто-то подмешивал в эту смесь гипс, порошок мела и краситель желтого цвета, чтобы "молоко" выглядело пожирнее, почти как сливки. Таким образом можно было продать "молоко" по любой цене и для любой категории покупателей. Молоко разбавляли не всегда чистой водой, иногда просто брали воду из пруда, с червяками. Для сохранности такого "молока" добавляли формальдегид. Пролетарии были рады, что они тоже могут позволить купить себе молоко, как и богатые люди. Только вот от таких добавок в "молоке" первым делом травились и умирали дети, как наиболее чувствительные к некачественному питанию. Никто не подавал в суд на молочников.
К тому же никто не проверял коров на инфекции, не пастеризовал молоко, его просто давали детям сырым. Да и районы, где жили бедные, были полны инфекций - не было ни канализации, ни источников питьевой воды, дети целый день возились в грязи на улице, не удивительно, что часто возникали случаи холеры и пищевого отравления.
Сливочное масло было еще более дорогим продуктом, его еще называли "белое золото". Для его создания нужно было много жирного молока. Некоторые американские компании придумали продавать маргарин под видом сливочного масла. Он пользовался огромным спросом. Уайли, работавший в американском Конгрессе, настоял на том, что на упаковке с маргарином всё же должно стоять его истинное название. Владельцы молочного производства его ненавидели.
Харви Уайли, воодушевившись первыми открытиями фальсификации меда и молочных продуктов, пошел дальше. Он выяснил, что в кофе для объема и удешевления подсыпают порошок корней цикория и золу. В консервы с фасолью и зелеными бобами добавляют сульфат меди, причем в больших количествах, вредных для здоровья. В конфеты для придания им яркого, привлекательного и блестящего цвета добавляли свинец. Потравилось очень много детей. Для придания блеска шоколаду в него добавляли краситель с мышьяком. Для придания рыжего оттенка чеддеру в него добавляли красный свинец. В то время еще не было промышленных холодильников и отличной системы стерилизации тары, поэтому в мясные и овощные консервы добавляли всё, что угодно, лишь бы это работало в качестве консерванта. Например, в мясные консервы добавляли формальдегид.
Карикатура Джона Лича, 1858 г., "Великий производитель леденцов".Намек на кондитерскую компанию Paterfamilias, которую обвинили в отравлении детей.
Производители шоколада были изобретательны. Это был дорогой продукт, а хороший доход можно было получить с помощью массовых продаж. Для удешевления шоколада в него добавляли сушеный горох, картофельный крахмал, яичные желтки и телятину. В 39 из 70 образцов шоколада в конце 19 в. был найден красный кирпич, который использовали в качестве красителя.
В чай и кофе добавляли песок, цикорий и отработанную гущу, обработанную сульфатом железа и овечьим навозом. Не все примеси были ядовитыми, но, по словам историка кулинарии Энни Грей, все они способствовали широко распространенному недоеданию в промышленных городах.
Дешевые крахмалы добавляли в хлеб и заранее приготовленные блюда (пироги, супы и тушеные блюда, которые составляли основную часть еды на вынос для рабочего класса). Это была эпоха повсеместного и усиливающегося недоедания, особенно в городах. Бедняки, как тогда, так и сейчас, имели ограниченный доступ к продовольственным магазинам, не имели места для выращивания собственных фруктов и овощей, у них было мало времени, денег и, опять же, как и сейчас, часто не было знаний о том, что полезно с точки зрения питания или как это приготовить. Им также не хватало кухонных принадлежностей и денег на топливо. Они полностью полагались на то, что могли купить, и поэтому находились во власти производителей. А производители, особенно пекари, были всего на один шаг выше своих клиентов, отчаявшись получить крошечную прибыль и находясь под постоянным давлением с целью сократить расходы. Мельники находились под таким же экономическим прессингом, поэтому поставляли некачественную муку пекарям. В итоге покупатель приобретал двойной некачественный продукт.
Квасцы, которые добавляли в хлеб, обладали вяжущим действием и могли раздражать желудок. Для младенцев, больных и пожилых людей это могло способствовать болезни и, в конечном итоге, ранней смерти. Если вспомнить, что молоко разбавляли водой и что основной рацион маленьких детей состоял из некачественного "молока" и "хлеба", то неудивительно, что дети не наедались и вдобавок получали отравление.
Производители продуктов питания не были злодеями, они знали, что они делают, но считали это допустимым для достижения прибыли. Не было законов, регулирующих чистоту продуктов или состав этикетки с ингредиентами, этим все пользовались, стараясь в условиях капитализма заработать максимальную прибыль на продажах. Не было никакого давления потребителей на производителей продуктов питания. Покупатели были одновременно и лабораторными морскими свинками, и жертвами.
Обложка сатирического американского журнала конца 19 в., показывающая, как Харви изучает еду под микроскопом. Надпись под статьей гласит:"Посмотри прежде чем есть".
Эта хромолитография Фредерика Берра Оппера (1857–1937) является частью обложки юмористического журнала Puck от 12 марта 1884 года, опубликованного в Нью-Йорке, США.
Отечественные консервы подвели американцев во время войны с Испанией за Кубу. Американские солдаты травились один за другим после этих мясных консерв. Однажды с инспекцией питания приехал Теодор Рузвельт и спросил, почему консервы лежат без дела, почему их никто не ест. "Их невозможно есть", - ответили ему, "Вот сами попробуйте". Рузвельт открыл банку и увидел внутри сгнившее мясо зеленого цвета. Он сказал:"Лучше я съем свою шляпу, чем эти мясные консервы".
В то время для дешевых консерв использовалось самое некачественное мясо. За время транспортировки он портилось еще больше. Учитывая, что в него добавляли формальдегид для сохранности, содержимое банок превращалось в отраву. В итоге некачественные мясные консервы в американо-испанской войне унесли вдвое больше жизней американских солдат, чем за время сражений. Поначалу рвоту, лихорадку, тяжелую и кровавую диарею списывали на малярию, характерную для той местности. Но потом осенью 1898 г. главный хирург военного штаба доказал взаимосвязь отравлений и некачественного чикагского мяса (его еще называли "забальзамированной говядиной").
В суде потом было представлено письмо медицинского офицера, который так описал этот продукт:«[Большая] часть говядины, которую я исследовал, прибыла из Соединенных Штатов ... и [была] очевидно сохранена введенными химическими веществами, чтобы компенсировать недостаточное охлаждение. Она выглядела хорошо, но имела запах, похожий на запах мертвого человеческого тела после инъекции формальдегида, при первой варке мясо было похоже на разложившуюся борную кислоту ... » . Многие солдаты упоминали, что вскрытые консервы были наполнены гнилой массой. Это было даже не мясо, а побочный продукт мясобойни. Были и свидетельства тех людей, которые описывали создание таких консерв на мясобойне. Мясные продукты действительно обрабатывали химическими средствами с целью продления сохранности. Кто-то из офицеров и генералов молчал, кто-то решил не молчать и публично выступал в суде. Скандал был страшный, последовали военные увольнения вплоть до отставки министра обороны.
Харви Уайли со временем получил место главного химика в здании Конгресса, а Рузвельт - пост президента страны. Харви получил хороший оклад, много денег на исследования и хорошую лабораторию. Он изучал всё - базовые продукты, лекарства, консервы. Все эти отчеты он предоставлял Рузвельту. Но американское лобби производителей продуктов питания было огромное. В 1902 г. все эти правила о чистоте приготовления и продажи продуктов не приняли. Потому что это огромные деньги в экономике страны и никто не хотел от них отказываться. Высший и средний класс всё равно будут питаться хорошо, проверенными продуктами. Никто и не собирался соблюдать качество продуктов для рабочего класса. Но именно их трудом достигалась индустриализация Америки.
Харви приуныл, но придумал два хитрых способа всё же продвинуть свои законодательные акты. Во-первых, он попросил у Конгресса деньги и разрешение на "эксперимент по здоровому питанию". Ему выдали сумасшедшую по тем временам сумму - 5 000 долларов. Он разместил объявление по всем газетам страны о том, что ему нужны добровольцы, молодые, крепкие здоровьем парни. Каждому было обещано бесплатное питание 3 раза в день в здании Конгресса и еще 5 баксов в месяц. По тем временам это были большие деньги! К нему выстроились огромные очереди, он выбрал 12 человек. Он назвал команду The Poison Squad, Ядовитый отряд. Они должны были три раза в день питаться в его столовой Конгресса, где он сам разработал диету на отдельной кухне, используя все популярные в то время поддельные и ядовитые продукты питания. Еду готовил высококлассный повар.
Подопытные молодые люди:
Харви за процессом взвешивания продуктов для рациона:
Каждую неделю, в соответствии с заранее составленным графиком, он добавлял в еду те яды, которые использовала американская пищевая промышленность - формальдегид, чистящее средство Borax(буру), салициловую кислоту, мышьяк и свинец. Всё это постоянно освещали журналисты. Молодые люди раз в неделю проходили подробное исследование у врача. Эксперимент пришлось досрочно прекратить, поскольку у половины участников появились симптомы сильного отравления - начали плохо работать почки, появился постоянный озноб и другие симптомы отравления. Отчет был тут же отправлен в Конгресс. Журналисты писали яркие статьи на острую тему. Этот эксперимент привлек внимание всей страны, ведь о нем писали на первых страницах газет. Наконец всё общество заговорило об опасности ядовитой еды.
Вот так пресса тех дней показывала эксперименты Харви на людях: на фартуке скелета надпись "Фальсификация", а блюда, которые он подает, помечены распространенными в то время ядами-пищевыми добавками.
Во-вторых, Харви придумал привлечь на свою сторону женщин. Ведь женщины в то время отчаянно боролись за свои избирательные права и именно женщинам было важно, чем накормить детей и всех остальных в доме. Он активно путешествовал по стране, встречался с активистками, передавал им все свои исследовательские данные. Миллион американок написали в Белый дом письмо в поддержку Закона о чистоте продуктов питания и лекарствах. В конце-концов Рузвельт пригласил представительницу от суфражисток в Белый дом и внимательно выслушал ее. В 1906 году Закон о чистоте продуктов питания и лекарствах был принят. Фальсифицированные продукты были определены как «пища, которая обычно является нечистой, небезопасной или вредной для здоровья».
Это случилось через 30 лет после принятия аналогичного закона в Англии.
Затем в 1907 и в 1911 г. Харви выпустил два издания своей книги "Еда и ее фальсификация", где для неспециалистов описывалась история, приготовление и последующая фальсификация основных продуктов питания. Он стал основателем американского движения за здоровую пищу.
Химическому бюро, которое возглавлял Харви, было поручено проверять на соответствие новому Закону все продукты питания. Работа закипела. Сотрудники лаборатории следили не только за качеством ингредиентов, отсутствием ядовитых добавок в продуктах, но и за правильным, достоверным и относительно полным перечислением всех основных составляющих на этикетке. Это произвело революцию в американской пищевой промышленности. Владельцы фабрик, заводов, мясобоен, молочных ферм были в ярости.
Под руководством Уайли Химическое бюро значительно выросло в силе и значении после того, как взяло на себя ответственность за соблюдение Закона 1906 года. В период с 1906 по 1912 год штат Уайли увеличился со 110 до 146. Ассигнования, которые составляли 155 000 долларов в 1906 году, составили 963 780 долларов в 1912 году. Бюро переехало в собственное здание.
В 1911 г. враги настаивали на увольнении Харви под предлогом того, что ему платят больше положенной ставки. 15 марта 1912 года Уайли ушел в отставку.
После ухода с государственной службы в 1912 году Уайли перешел в лабораторию журнала Good Housekeeping, где продолжил свою работу. Например, он подал в суд на Coca Cola за фальшивое использование слова "кока" в названии, поскольку в составе напитка не было настоящего кокаина. Он выиграл суд. Потом он снова подал в суд на эту компанию за содержание кофеина в напитке, поскольку кофеин входил в состав, но не был указан на этикетке товара. Кофеин в то время мог содержаться только в продуктах для взрослых, например, в чае и кофе. Детям он вовсе не рекомендовался, особенно в тех высоких дозах, которые были в Кока-Коле. К тому же кофеин был отнесен к веществам "вызывающим привыкание" и "вредным". В то время в напитке содержалось 78,4 мг кофеина на 240 мл. Компания добровольно уменьшила количество кофеина в своем продукте и предложила оплатить судебные издержки правительства, чтобы урегулировать и избежать дальнейших судебных разбирательств. Сейчас в напитке 150 мг/л кофеина.
Марка, которая была выпущена к 50-летию Закона о чистоте продуктов:
В 1958 г. в Америке была применена Поправка к Закону о чистоте питания, в соответствии с которым в еду можно добавлять разные химические добавки в малых размерах и не указывать это на этикетке. Просто эту информацию убрали с наших глаз.
В Германии то же самое - пищевое законодательство предусматривает маркировку только тех компонентов, которые всё еще влияют на конечный продукт. Например, технические ферменты для приготовления теста указывать не будут. Это те добавки, благодаря которым рулеты дольше сохраняют свежесть или становятся более хрустящими.
И сейчас продукты известных брендов часто производят более дешевый универсальный эквивалент, чтобы получить еще одну долю рынка за счет потребителей с более низким доходом, отдельные компании создают спектр продуктов, жертвуя качеством ради прибыли.
Для интересующихся по теме пищевых добавок в Гамбурге есть Музей пищевых добавок, Deutsches Zusatzstoffmuseum, открывшийся в 2008 году, где можно посмотреть на множество баночек с химикалиями, некоторые из которых остались в прошлом, а многие широко используются сейчас.
Сайт музея - https://www.zusatzstoffmuseum.de/.
В музее рассказывается о том, для чего применяли те или иные химические добавки к продуктам питания и какое влияние они со временем оказывали на организм. Вы узнаете больше про эмульгаторы и стабилизаторы, красители и консерванты, ароматизаторы и усилители вкуса, добавки для теста.
В музее представлено 7 500 наименований Е, так называемых пищевых добавок.
В 2018 г. музей выпустил книгу про все пищевые добавки "О чем умалчивают этикетки", на 300 страниц.
Книга за 13 евро продается на Амазоне.
На импровизированной "кассе" музея можно просканировать разные наименования продуктов, чтобы узнать про список добавок в каждом из них.
Что же кроется в био-йогурте с малиной?
Вот, например, фотографии из Фейсбучной группы Музея (https://www.facebook.com/Zusatzstoffmuseum), которые показывают разницу в составе самостоятельно приготовленной и купленной еды:
Картофельный салат.
Пряники:
Печенье "Звездочки" с корицей.