18 августа 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. Чернокожие солдаты Севера

01 заставка (542x413, 186Kb)

И в советское время, и сегодня во всех школьных и «вузовских» учебниках истории нам упорно навязывалось и навязывается представление о том, что гражданская война в США началась ради освобождения негров от рабства. Дескать, благородные северяне ополчились на звероподобных южан, запарывавших до смерти несчастных «негритосиков», и принесли рабам на своих штыках свободу и равенство… На самом деле все было гораздо сложнее и противоречивее.

Во-первых, война началась не ради отмены рабства, а из-за попыток Севера установить господство над экономикой Юга, чему южане и воспротивились с оружием в руках. Во-вторых, северяне вообще не собирались освобождать негров – многие из северян (а высшее руководство страны - фактически почти поголовно) сами имели рабов; в начале войны им и в голову не приходило, что негры достойны освобождения и равенства с белыми. Да, к началу гражданской войны в северных штатах проживало около 200 тысяч свободных чернокожих, однако они не были равноправны с белыми; законодательно негры Севера были весьма жестко урезаны в правах. Практически во всех северных штатах местные законодательные собрания разрабатывали постановления, ограничивавшие или вовсе запрещавшие въезд негров на их территорию; на Севере повсеместно запрещались межрасовые браки, для белых и черных устанавливалось раздельное обучение, посещение церквей и так далее… Фактически даже по отношению к свободным афроамериканцам «свободолюбивый» Север утверждал систему, известную как расовая сегрегация (раздельное проживание рас). На этом фоне достаточно курьезно выглядит информация о том, что на Юге тоже не все негры были рабами: в южных штатах проживало почти 288 тысяч свободных афроамериканцев – больше, чем на «свободном» Севере. Значительное число высокопоставленных руководителей Конфедерации сами, добровольно, давали свободу своим рабам, увеличивая количество свободных афроамериканцев… Идея об освобождении рабов Юга (обратите внимание: поначалу только рабов Юга!) пришла в голову президента Линкольна лишь в середине войны – под впечатлением от постоянных побед войск Конфедерации! Всерьез опасаясь, что Юг разобьет Северные штаты, Линкольн решил подорвать экономику Юга декретом об освобождении рабов – по его мнению, узнав о законодательном своем освобождении, четыре миллиона находившихся на Юге рабов-афроамериканцев тут же поднимут восстание и поддержат армию Соединенных Штатов. А уж затем эта идея дополнилась соображениями и об освобождении рабов Севера Федеративная армия несла в боях огромные потери и постоянно нуждалась в пополнениях; а у белого населения северных штатов, шокированного количеством павших на поле брани, оставалось все меньше и меньше желания вступать в армию. Восполнить поредевшие ряды солдат США должны были негры; но для этого необходимо было дать им свободу – тогда афроамериканцы будут знать, за что они сражаются…
С начала войны американских колоний за независимость и вплоть до 1862 года в рядах армии США никогда не было негров: по закону, принятому еще в 1792 году, членом даже ополчения мог быть лишь «свободный трудоспособный белый мужчина». Негр мог быть только слугой; вот сотни чернокожих и находились неофициально в составе армии – в качестве слуг у офицеров, и даже у сержантов. При этом они не числились в рядах подразделений, не допускались к оружию, и уж тем более не участвовали в боях. Впервые о возможности официального принятия на службу афроамериканцев заговорили в самом начале войны: еще в 1861 году проживавший в Вашингтоне свободный негр Джейкоб Додсон обратился к военному министру США с предложением принять на службу «300 надежных цветных свободных граждан». Однако тогда к этому предложению отнеслись, как к плохой шутке, Додсону в службе было отказано. Тем не менее, идея витала в воздухе, а недостаток в армии солдат - из-за постоянных больших потерь - требовал решения проблемы…
Пожалуй, первым решился на беспрецедентный поступок генерал Дэвид Хантер, занявший весной 1862 года ряд островов у берегов Южной Каролины, Джорджии и северной Флориды. Там находились плантации, чьи хозяева бежали, а чернокожие рабы остались. Хантер же испытывал недостаток в солдатах; вот он и издал приказ, объявлявший этих рабов свободными, если они вступят в ряды федеральной армии. В результате к середине мая Хантеру удалось сформировать из афроамериканцев пехотную роту – первое «цветное» подразделение в армии США. Правда, через три месяца возмущенное таким «неприличием» федеральное правительство приказало негритянскую роту немедленно распустить.
02 хантер Рё лейн (503x360, 100Kb) 
Генерал Дэвид Хантер и сенатор Джеймс Лейн – основоположники первых афроамериканских войсковых частей армии США

Однако начало приему в армию негров было уже положено. В это же время – в начале августа 1862-го года - канзасский сенатор Джеймс Лейн (также по своей инициативе) создал негритянский полк, вскоре влившийся в армию США как «Первый канзасский добровольческий «цветной» пехотный полк». Эту негритянскую воинскую часть, прошедшую с боями всю Гражданскую войну, и принято считать первой «цветной» частью в армии США.
А вскоре после опубликования Декрета об отмене рабства выяснилось, что Хантер просто «наплевал» на приказ правительства о роспуске его «цветной» роты – эта часть «втайне» продолжала существовать и пополняться. К ноябрю 1862 года она разрослась до численности полка, и после опубликования Декрета вошла в состав федеральной армии под названием «Первый пехотный полк Южной Каролины». Возглавил часть полковник Томас Хиггинсон; его солдаты кроме цвета кожи отличались от остальных федералов красными штанами и разномастным вооружением: старыми гладкоствольными французскими, бельгийскими и американскими ружьями, многие из которых имели еще кремневые ударные замки. Лишь через год – в январе 1864 года – афроамериканцы Хиггинсона получили, наконец-то, современные винтовки «Спрингфилд» и стандартные для федеральной армии голубые форменные брюки. Этот полк в отличие от многих других «цветных» подразделений американской армии особо не выделился в сражениях, однако его заслуга в том, что солдаты этой части проторили путь для десятков тысяч других чернокожих добровольцев, желавших с оружием в руках заслужить себе свободу. Как выразился полковник Хиггинсон: «Сам вид этих солдат «под ружьем» служил упреком нации, которая не признавала в них людей».
03 негры-солдаты (584x371, 124Kb)
Чернокожий солдат 1-го пехотного полка Южной Каролины («красные штаны») и канонир 8-го «цветного» полка тяжелой артиллерии

После этого негритянские полки стали создаваться один за другим. Тысячи чернокожих афроамериканцев отправлялись на войну, чтобы доказать белым, что они тоже люди – право служить в армии, которое было обузой для белого населения, для чернокожих являлось выражением роста их статуса и обретения общих гражданских прав. Правда, из-за предрассудков, весьма распространённых среди «толерантных» северян, в федеральных вооруженных силах негры продолжали подвергаться дискриминации. Им не только не разрешалось служить в одних частях с белыми, но и командовать – даже неграми: во всех «цветных» полках офицерами служили исключительно белые; даже сержантские должности для чернокожих были редким везением. К тому же федеральное командование, не верившее в боевые способности «цветных» частей, довольно редко использовало их в сражениях, в основном доверяя им только тыловые гарнизонные и хозяйственные работы. Тем не менее, негритянские части все же отличились в ряде сражений; наиболее известной боевой операцией афроамериканцев стал штурм форта Вагнер, осуществленный 18 июля 1863 года 54-м Массачусетским добровольческим негритянским полком (командир – полковник Роберт Шоу).
Форт Вагнер находился на очень узком перешейке, подступы к форту представляли собой полосу песка шириной всего 55 метров между океаном и болотами реки Винсент-Крик; поэтому атаковать форт можно было лишь фронтом шириной в один полк. Каменная стена форта перекрывала все пространство от реки до моря; вокруг форта был прорыт ров, усиленный заостренными пальмовыми бревнами. Вооружение форта состояло из 14 орудий разных калибров, укрепление защищали так же пехотинцы двух полков и двух батальонов.
04 форт Вагнер (595x383, 131Kb) 
Схема укреплений форта Вагнер – к этой грозной крепости федералы должны были приблизиться по узкой, насквозь простреливаемой песчаной косе

В штурме со стороны северян участвовали две бригады общей численностью в 10 полков; первым в атаку пошел 54-й Массачусетский «цветной» полк (624 человека). Когда атакующие подошли на 150 метров, южане открыли по ним ураганный огонь из всех имевшихся пушек и винтовок. Несмотря на ливень свинца и огромные потери солдаты 54-го полка прорвались через заграждения, перешли ров и даже поднялись на вал. Однако на валу полк потерял своего командира: полковник Шоу был убит, и продвижение цветных солдат вперед было остановлено контратакой южан. Некоторое время масачусетсы пытались удержаться на валу, ожесточенно отстреливаясь от атакующих защитников форта, но вскоре они были отброшены назад (потери «цветного» полка составили 281 человек – почти половина личного состава!).
05 штум форта Вагнер (530x367, 201Kb)
54-й Массачусетский полк штурмует форт Вагнер

Не увенчались успехом и последующие атаки на форт других полков северян. В конечном итоге федералы прекратили штурм, потеряв в общей сложности в этой операции более полутора тысяч человек. По окончании сражения южане собрали раненых (своих и чужих) и отправили их в госпиталь; при этом командовавший южанами генерал Борегар приказал особенно позаботиться о раненых северянах, несмотря на то, какой у них цвет кожи, «поскольку люди, решившиеся на такой безумный штурм, заслуживают уважения всей армии». А вскоре сержант 54-го массачуссетского полка Уильям Керни за спасение на стене форта Вагнер полкового знамени был награжден Медалью Почета; Керни стал первым в истории негром, удостоенным этой высшей воинской награды Соединенных Штатов.
06 серж Карни (604x395, 58Kb)
Сержант Уильям Керни
первый афроамериканец, признанный героем, и награжденный правительством США

Удивительным и необычным для того времени стало участие в боевых действиях женщины – негритянки Гарриет Табмен. Известная аболиционистка, беглая рабыня, она еще до войны активно спасала рабов, организуя их побег и переправу на Север. За 10 довоенных лет Гарриет 19 раз, рискуя жизнью, пробиралась на Юг, лично освободив более 300 рабов и вдохновив на побег тысячи негров. В годы Гражданской войны Табмен сражалась в армии северян против Конфедерации; была медсестрой, разведчицей. Летом 1863 года с оружием в руках она участвовала в рейде негритянского партизанского отряда, освободившего 750 рабов. И после окончания войны Гарриет Табмен продолжала борьбу против угнетения негров и за равные права для женщин.
07 Герриет Табман (625x360, 75Kb) 
Негритянка Гарриет Табмен – медсестра, разведчица, боец партизанского отряда

В общем, роль негров в войне оказалась довольно заметной: к 1865 году, когда закончилась война, каждый десятый военнослужащий федеральной армии был чернокожим. Всего за время войны в федеральной армии было сформировано 166 негритянских полков (145 пехотных, 7 кавалерийских, 13 артиллерийских и 1 инженерный); общая численность солдат-афроамериканцев Федерации по разным данным составила от 179 до 186 тысяч человек, а матросов-негров – около 19 тысяч. Из них за время войны погибли почти 37 тысяч солдат и около 3.200 матросов. Правда в боях было убито только около 20% солдат-негров (почти 7.200 человек), остальные скончались от болезней и по другим (не боевым) причинам. А после окончания гражданской войны почти все «негритянские» полки были расформированы: в мирное время Соединенным Штатам не нужна была большая армия. Оставшиеся в строю два кавалерийских и 4 пехотных «цветных» полка были отправлены на юг и запад: пехотные полки представляли собой оккупационные силы на территории побежденных южных штатов, а кавалерийские части – брошены на борьбу с индейцами (но об этом – в последующих статьях).