На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос,
Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз.
Шейхи молятся, строги и хмуры, и лежит перед ними Коран,
Где персидские миниатюры - словно бабочки сказочных стран.
А поэты скандируют строфы, развалившись на мягкой софе,
Пред кальяном и огненным кофе вечерами в прохладных кафе.
Здесь недаром страна сотворила поговорку, прошедшую мир: -
Кто испробовал воду из Нила, будет вечно стремиться в Каир.
Николай Гумилёв 1918 год
Мухаммед Али-паша официально именуется в историографии основателем современного Египта. Он получил это почётное звание в 1905 году, когда отмечалось 100-летие его прихода к власти. При нём, завоевателе и реформаторе, произошла модернизация и европеизация этой североафриканской страны, что сохраняет значимость для неё и по сей день. Для египетской истории Мухаммед Али-паша – то же, что Пётр I для России или Наполеон Бонапарт для Франции. Кстати, с Петром I он сам себя сравнивал, а против экспедиционного корпуса Бонапарта ему довелось воевать на стороне Османской империи.
Происхождение этого человека навсегда осталось туманным. Известно, что семья его была небогатой и незнатной. По некоторым сведениям, он имел албанские корни; по другим версиям – курдские. Родился он в Европе, на Балканах, в приморском городе Кавала близ острова Тасос - современная Греция, тогда находившаяся под властью Турции. Взрослый Мухаммед Али не любил говорить о своём детстве. Он достиг величия и могущества, при нём Египет претендовал на то, чтобы стать одной из мировых держав. На этом фоне совсем некстати был разговор о бедном и трудном детстве. Даже год его рождения точно не известен. Сам он называл 1769-й, и эта дата его очень устраивала, потому что делала сверстником французского императора Наполеона Бонапарта, маршала Нея и британского полководца Веллингтона. Похоже, что до конца своих дней Мухаммед Али так не научился ни писать, ни читать. Он владел албанским и турецким, но только в устной форме. Правда, когда ему было около 40 лет, в нём пробудилась безумная страсть к образованию и наукам. Он захотел учиться сам и требовал, чтобы учились его дети. У него было 18 жён и наложниц, 19 сыновей и 13 дочерей. И единственное, за что он мог порицать своих детей, – нерадивость в учёбе. В 10 лет Мухаммед по приказу отца, мелкого сборщика налогов, начал заниматься табачной торговлей. Казалось, что ему так и суждена участь безвестного торговца табаком в македонском городке. Ничто не предвещало блистательной биографии. На мальчика повлиял французский консул Мишель Лео, прибывший из Марселя. Он привил Мухаммеду интерес к европейской культуре.
Европейские державы боролись за влияние на Востоке. Северная Греция, Македония, Египет находились тогда в составе Османской империи – бывшей Блистательной Порты - так дипломаты называли её правительство, используя итальянское слово «porta» – «дверь». Высокая Порта находится в центре Стамбула, ведущая во двор великого визиря. Ворота украшены тугрой, персональным знаком правителя.
В 17 лет Мухаммед вступил в наёмное османское войско. Это было вполне естественное решение для юноши из бедной семьи. У него появлялся шанс продвинуться в жизни. Он прослужил не менее 13 лет. Но молодой Мухаммед Али даже и не помышлял о том, что он может стать одним из наиболее могущественных властителей мусульманского Востока. Всё изменил случай. Мухаммед Али был направлен в качестве помощника командира небольшого албанского военного отряда в Египет – навстречу своей судьбе. Это произошло в 1798 году - тогда в Египет вторглись французские войска Наполеона Бонапарта и османское правительство, нуждаясь в дополнительных войсках, стягивало в долину Нила всё новые и новые отряды.
Что представлял собой Египет рубежа XVIII–XIX веков? Чтобы понять это, необходимо заглянуть в прошлое. В стране сменилось несколько разных цивилизаций. Тысячи лет назад существовал Древний Египет. Позже на этих территориях властвовали: Рим с I века до нашей эры по IV век нашей; Византия в IV–VII веках; затем иранское государство Сасанидов. В 639–642 годах произошли арабские завоевания, после которых власть принадлежала династиям Фатимидов (X–XII века) и Айюбидов (XII–XIII века). На смену им в 1250 году пришли мамлюки. Арабское слово «мамлюк», как это ни парадоксально, означает «раб». Так назывались дети из семей порабощённых народов, захваченные и ставшие гвардейцами при последних султанах династии Айюбидов. Они были близки к трону – и в конце концов уничтожили своих хозяев. В 1517 году государство мамлюков было завоевано турками. Османская империя была внеэтническим государством, неким конгломератом территорий, в то время как на Западе с конца XIV века большое значение приняла национальная самоидентичность. Мамлюки оставались в Египте как социальный слой – богатые помещики, серьёзная общественная сила.
В конце XVIII века Наполеон Бонапарт заявил свои права на значительную часть османских земель. Против его экспедиционного корпуса в Египте и должны были действовать по приказу турецкого султана албанцы, среди которых был Мухаммед Али. Видимо, он показал себя толковым и смелым воином и в 1803-м получил повышение – стал командиром отряда.
В 1799 году Бонапарт бросил свою армию и тайно поспешил в Париж захватывать высшую власть. Многотысячные остатки его корпуса в Египте были разбиты близ Александрии в 1801 году и почти полностью уничтожены. В этом Мухаммед Али, видимо, принимал участие. Амьенский мир, заключённый между Англией и Францией в 1802 году, стал своего рода «боевой ничьей». Египет вернулся под власть, пусть и почти символическую, Османской империи. Турецкому султану выплачивалось около трёх процентов бюджета. Реальными силами внутри Египта оставались турецкие войска и поднявшие голову мамлюки. Но Англия и Франция были по-прежнему готовы к вторжению. Никто не хотел отказываться от такого лакомого куска – страны с замечательным географическим положением на пересечении торговых путей, массой природных богатств и древними традициями.
После того, как армия Наполеона наведалась в Египет, страна представляла собой плачевное зрелище. То тут, то там болтались остатки мамлюков, управлявших Египтом более чем полтысячи лет до Наполеона, и недобитых французов. Где-то на побережье пили чай англичане, а в Каире тоже пили, но уже кофе, турки. В 1803 году Мухаммед Али заключил побратимский договор с предводителем мамлюков беем Аль-Бардиси и торжественно пообещал помочь Египту освободиться от повиновения турецкому султану. Но власть пришла к будущему лидеру Египта не через мамлюков. В марте 1804 года в Каире вспыхнуло против них мощное восстание. В этих обстоятельствах Мухаммед Али полностью переориентировался. Он пришёл к руководителю восстания шейху Аль-Азхару и сказал, что вместе со своими албанцами выступит за египетский народ. Это высоко подняло его авторитет. После свержения мамлюков Мухаммед Али был избран заместителем турецкого паши.
С 1801 по 1805 годы шла подковёрная борьба, периодически переходящая в переулочную резню, между остатками мамлюков и новыми хозяевами жизни - турками. У турок, а точнее, имперских османов, поскольку турками эту пёструю толпу албанцев, сирийцев и курдов назвать было тяжело, в конечном счёте выдвинулись два лидера: Мухаммед Али от албанцев, и Ахмед Хуршид-паша, который сделал ставку на сирийцев и пытался всеми силами убедить султана вывести албанские войска из Египта. В итоге, Мухаммед Али переманил сирийцев на свою сторону, и уже в мае 1805 года Каир охватило новое восстание – против паши Хуршида, который правил от имени султана Селима III и пытался железной рукой навести порядок в стране. Он увеличил налоги, прямо заявляя, что крепостные останутся крепостными, нищие – нищими, и никакой модернизации не будет.
Восстание свергло Хуршида, и собрание шейхов – самых уважаемых старейшин – избрало Мухаммеда Али на должность вали – губернатора Египта. Важную роль в этом сыграли мусульманские богословы. Султан Селим III вынужден был утвердить решение шейхов. Прошла пышная церемония назначения. Ректор богословского университета «Аль-Азхар», шейх аш-Шаркави, надел на нового вали ритуальный халат.
Мухаммед получил власть в 1805 году, однако чтобы её сохранить ему приходилось жестоко отбиваться от бесконечных заговоров и интриг. Главными врагами его оставались мамлюки. Но их действия затруднялись тем, что у них было одновременно два лидера: Аль-Эльфи, ориентировавшийся на Англию, и Аль-Бардиси – бывший побратим Мухаммеда Али, сторонник союза с наполеоновской Францией. Борьба против них шла с переменным успехом. Мухаммед Али продемонстрировал беспощадность, когда пригласил мамлюкскую знать на пир в Цитадель Каира – мощную крепость, расположенную на скале. Там он и устроил настоящую резню. Поскольку было объявлено, что гостей позвали для примирения, у них при входе в зал отобрали оружие и сложили в огромный сундук (он находится в музее цитадели),
а потом перебили безоружных.
Это происходило не на Древнем Востоке, а в начале XIX века! В конце 1806 года Аль-Бардиси умер от внезапно открывшегося желудочного кровотечения. В 1807 году мамлюкский эмир Аль-Эльфи, заручившись поддержкой англичан, подошёл к Каиру со своим войском, чтобы изгнать Али-пашу, но внезапно умер. Армия разбежалась, а британский корпус, прибывший в марте того же года и попытавшийся захватить Розетту, был разгромлен и в итоге вытеснен из Египта. Конечно, свидетельств того, что они были отравлены по приказу Мухаммеда Али, не существует. Но не вызывает сомнений тот факт, что ему это было выгодно. Мухаммед Али понимал, что мамлюки, веками игравшие важнейшую роль в египетской политике, будут и дальше представлять угрозу его власти и стремиться вернуть своё высокое положение. Чтобы избавиться от них раз и навсегда, он заманил весь цвет этой касты воинов в ловушку. В 1811 году 480 мамлюкских беев были приглашены на парад в Каир. Под предлогом участия в праздничной процессии по городу они оказались между двумя рядами стен Каирской Цитадели. Ворота были закрыты, и все мамлюки были безжалостно перебиты выскочившими из неоткуда солдатами паши. Мухаммед приказал преследовать и убивать мамлюков по всему Египту, что привело к смерти по разным источникам от 2 до 4 тысяч человек.
Избавившись от опасного военного сословия, Мухаммед стал полноправным хозяином Египта и начал обширную программу по переустройству страны. Он был уверен, что Османская империя рано или поздно падёт, а он сможет на её обломках основать новое царство, которое будет простираться от Евфрата до Тигра. Для империи, в первую очередь, нужна была армия. Несмотря на то, что и французы, и англичане в конечном итоге оказались вышвырнутыми из Египта, вид европейских армий убедил египетского правителя в том, что за ними - будущее. Попытки муштровать родных албанцев по европейскому образцу закончились плачевно: однажды ночью группа албанских офицеров попыталась убить своего губернатора. С тех пор перед Мухаммедом Али встали две проблемы: избавиться от албанцев и создать армию с нуля.
Первую проблему он попытался решить, отправив албанцев в Хиджаз бороться с ваххабитами по просьбе султана. К его удивлению, албанцы не только не сгинули в пустыне, но даже одержали победу, рассеяли ваххабитов и вернулись обратно. Тогда мудрый вали решил совместить решения двух проблем: он отправил албанцев на покорение Судана, с наказом привести ему 20 тысяч негров, дабы сотворить из них рабскую армию наподобие мамлюкской, только на европейский лад. Албанцы застряли в Судане надолго, но негров всё-таки прислали. К сожалению, половина будущих чернокожих воинов умерла по дороге, а оставшихся непривычный климат и болезни косили десятками. Более того, выяснилось, что солдаты из негров выходят не очень, что странно, потому что позже суданские полки были одними из лучших в армии сначала хедивского, а затем английского Египта.
Отказавшись от идеи обучать суданцев, Мухаммед Али снова принялся размышлять. И тут его посетила странная мысль: а не сделать ли солдатами забитых и пассивных египетских крестьян-феллахов, которые тысячи лет не держали в руках оружия? В знаменитой Битве у пирамид превосходство дисциплины и муштры над личной доблестью и силой стало до того очевидным, что не обратить внимания было трудно. Благо Мухаммеду Али очень понравилась европейская концепция «армии как машины«. Позже он и его преемники разовьют эту концепцию до полного маразма и войдут в стадию «общество как машина», с образцовыми деревнями, где каждая комната в доме максимально оптимизирована.