30 октября 2021

Англичане, метро и наводнение

Английский авианосец "Триумф" в Ленинграде 1955 г. Набережная лейтенанта Шмидта. Английский авианосец "Триумф" в Ленинграде 1955 г. Набережная лейтенанта Шмидта.

Ленинград, октябрь 1955 года. Школьник Игорь Нейман пишет отцу в Курскую область, где тот находится в командировке от горисполкома Ленинграда  для закупки овощей.  

215567_1000.jpg?at=3860a9b4d7f57922d917f

16/Х-55г.

Здравствуй, папа!

письмо твоё получили, сегодня же пришлю письмо от мамы, второе, как ты уехал, кроме того, она заказала телефонный разговор. Дома пока всё в порядке.

Как тебе известно, 12/Х ночью приехали англичане. Ещё с вечера (вернее часов с 5-6) на набережных было много народу, видать думали, что приедут днём. Говорят, что и ночью, когда корабли входили в Неву, было порядочно зрителей.

Английский корабль "Аполло" в Ленинграде. 1955 г. Английский корабль "Аполло" в Ленинграде. 1955 г.

13/Х бегали смотреть. К этому времени уже столько набилось народу, что трудно пролезть в первый ряд. Я брал с собой бинокль и фото. В бинокль очень хорошо было видно, можно было рассмотреть форму матросов, хотя корабли стоят посреди Невы. До матросов, сошедших на берег, не протолкаться: за ними прямо толпами ходят. Стоит где-нибудь появиться одиночному матросу, как его окружают и лезут со всякими бумажками и пр. Парадная форма у них довольно красивая, у офицеров похожа на нашу, а у так называемых кадетов на фуражках красный околыш и красные лампасы. Каждый вооружён стэком, у некоторой части моряков пробковые шлемы, кажется, у артиллеристов.

Кораблей всего 6 штук: минный заградитель, 4 эскадренных миноносца и авианосец. Довольно здоровые посудины, рядом стоят наши корабли (2 эсминца и канонерская лодка) и имеют не очень бравый вид по сравнению с ними. Особенно выделяется авианосец "Триумф", когда стоишь на Университетской набережной у Дворцового моста, то видно возвышающуюся над мостом лейтенанта Шмидта палубу, которая имеет взлётную площадку длиной 200 метров. Он стоит ближе к берегу за мостом лейтенанта Шмидта, напротив порта, так что всё хорошо видно. На корме стоят самолёты, около 5 штук, но передавали по радио и телевизору, что он может держать и более, что-то около 35. К нему едва протискался, чтобы сфотографировать. Скорость хода кораблей от 40 до 67 км/час. По вечерам они освещаются в отличие от наших не лампочками, а бортовыми прожекторами, получается, весь корабль освещён ровным светом, как днём, а прожектором не видать с берега, все удивляются.  17/Х, в понедельник, они уйдут, наверное, народу будет не меньше, жаль, что надо в школу, а то бы интересно посмотреть их на ходу.

Британский авианосец на рейде Невы ночью. 1955 г. Британский авианосец на рейде Невы ночью. 1955 г.

Ну, иду далее... Вчера ездили на разгрузку хлама в метро на станцию "Технологический институт". Тоже довольно интересно, только измазались сильно, не причинив большой пользы. Сама станция уже отделана мрамором, бронзой и прочим, привинчивают люстры и моют полы, по туннелю уже ходят служебные поезда, вчера видели. Так что видать не на шутку будут скоро пускать.

Первые пассажиры метрополитена в дни посещения по пригласительным билетам на станции "Технологический институт". 6 ноября 1955 года. Фото: В. Капустин, И. Баранов. https://mirmetro.net/ Первые пассажиры метрополитена в дни посещения по пригласительным билетам на станции "Технологический институт". 6 ноября 1955 года. Фото: В. Капустин, И. Баранов. https://mirmetro.net/

Вчера же произошло "историческое" событие, столь привычное для Ленинграда и в то же время выдающееся по силе наводнение, такого уже давно не было. Мы явились его "жертвами". Мы уже возвращались в метро домой и шли пешком через мост Строителей (сейчас Биржевой, — авт.), что у проспекта Добролюбова. С моста уже было видно, что вода поднялась, но никто не думал, что так высоко. Ближайшие к Неве дома стали островами. Дальше моста не пройти, причём вода так быстро прибывала, что приходилось отступать на мост. Машины, которые рисковали идти в воду, "плыли" как корабли с самыми настоящими волнами. Вода была уже по оси автобусов. Было 8 часов. Мы сели в уже набитый грузовик и тоже поехали в воду. Думали, что уже сейчас будем дома, но не тут-то было. 

Высокая вода. Ленинград. Набережная Адмиралтейского канала. Высокая вода. Ленинград. Набережная Адмиралтейского канала.

Ну углу Добролюбова и Максима Горького вода набилась в глушитель и мы встали посреди проспекта, по которому плыли доски, листья, а один раз кто-то проплыл на лодке. Вообще, картина была достойной пера художника: плыли листья, шли волны, наперерез которым двигались почтенные отцы и мамаши семейств по колено и выше в воде, держа в руках, наряду с батонами и прочим припасом, туфли, пальто или забранные сверх всякой нормы юбки. При виде машины они прижимались к стенам, но волны и брызги окатывали их почти до головы. Или представь себе почтенного гражданина с бородкой, в шляпе и с тросточкой, в одних трусах, подчас босиком, бегущего за автобусом наперерез волнам. Мы хохотали до упаду. Рядом стояла "Победа" по самую дверцу в воде, вскоре вокруг нашей машины встали "Москвич", "ГАЗ-51" с прицепом и автобус, битком вплоть до прицепа набитые пассажирами. Вначале все смеялись, но когда из соседнего общежития из окна сказали, что по радио передали подъём воды до 3-х метров, на многих нашла паника, люди стали говорить и предлагать чепуху, а когда прошло около часа стоянки, стаи лезть в воду. Военные, что были на машине, стали при всём честном народе снимать галифе и в одних кальсонах лезли в воду, чтобы добраться до первой парадной. Вообще, смехота ужасная.

Фотография сделана вечером 15 октября 1955 г. из окна дома на углу Б.Подъяческой и пр. Римского-Корсакова. Вдали хорошо виден плывущий по улице контейнер для арбузов. Автор фотографии —  Артур-Гейнрих Иосифович Нейман. Фотография сделана вечером 15 октября 1955 г. из окна дома на углу Б.Подъяческой и пр. Римского-Корсакова. Вдали хорошо виден плывущий по улице контейнер для арбузов. Автор фотографии — Артур-Гейнрих Иосифович Нейман.

Ну, в конце концов, когда прошло около полутора, если не больше, часов, то есть примерно в 9.45 нас "спасла" лодка. Мы лишь немного измочились, прыгая с неё на асфальт. 

Ну вот такие у нас события. Погода паршивая, моросит дождь, ветер.

Пока, до свидания. Привет от бабушки.

Гарик

Для школьника Игоря наводнение осталось лишь весёлым приключением, а вот англичанам тем вечером и ночью пришлось несладко. Уважаемый santilian нашёл пару свидетельств очевидцев тех событий, в частности писателя  Василия Аксёнова, тогда студента Первого Мединститута:

"Мое первое знакомство с современной американской прозой состоялось странной ночью осени 1955 года в Ленинграде. Это была ночь настоящего наводнения, когда вода дошла сфинксам до подбородка. Стоявший тогда на Неве английский авианосец «Триумф» уже начал спускать шлюпки, дабы спасать «и страхом обуялый и дома тонущий народ», но страха не было и в помине, народ тонуть, кажется, не собирался, а наоборот, в эту странную ночь по всему Питеру расползлось какое то чуть чуть нервное, но бодрое веселье, и всюду были танцы." ("Круглые сутки нон-стоп").

Тут, конечно, известный пейсатель чутка приврал для американских любителей мега-катастроф и больших цифр: вода могла доходить до подбородка разве что грифонам у гранитных лавочек, но уж никак не сфинксам, на пару метров возвышающимся над парапетом набережной.

Не менее уважаемый Дмитрий Достоевский вспоминает  о проблемах и у другого британского корабля, «Аполло»:

Я свидетель этих событий, тогда мне было 10 лет и жил я рядом у Почтамта. Прежде всего о наводнении. Англ. корабли вошли в Неву до наводнения причем крейсер "Аполлон" стоял между Дворцовым и лейтенанта Шмидта мостами, а авианосец "Триумф" вниз по течению до мостов. Наводнение было из сильных, наша улица была залита водой по щиколотку, и с ураганным ветром. Сорвало оба корабля, видимо прогноз погоды не предупредил. Кстати на след. год пришли французы и бочки использовались уже по две на носу и корме. Если "Триумф", как более парусный удерживали буксиры, то "Аполлон" остался без них, либо не хватило буксиров, либо они не могли пройти под мостом в такую погоду. Вода сошла к утру, и я вместо школы пошел на набережную. Первым увидел "Аполлон", который стоял почти поперек реки (удерживался только кормовой бочкой) имел явные следы удара об набережную на носу. Потом ходили слухи, что англичане самостоятельно на двух катерах пытались удержать корабль, но не смогли, и даже два англ. моряка погибли. 

Автор же нашего письма Игорь отправился утром 17-го октября в школу и этих последствий не увидел. Но и без того он оказался очень неплохим репортёром для своих 15 лет. Несомненно, тут есть влияние мамы, Ирины Нейман, с литературными упражнениями которой мы уже имели случай познакомиться. Отец остался доволен письмом. Отгрузка овощей в Ленинград идёт с задержками, а потому в Курске он  потихоньку прибухивает в гостинице и тоскует по милой жене и по дому.

Бригадир полеводческой бригады к-за Бориспольскогос/совета т. Смыслов Л.Д. на свекловичном поле. Октябрь 1951 г. Курская обл. Ракитянский р-н. Бориспольский с/совет. Фоторепортер Акимов. http://archive.rkursk.ru/ Бригадир полеводческой бригады к-за Бориспольскогос/совета т. Смыслов Л.Д. на свекловичном поле. Октябрь 1951 г. Курская обл. Ракитянский р-н. Бориспольский с/совет. Фоторепортер Акимов. http://archive.rkursk.ru/
Уборка кок-сагыза в к-зе им. Дзержинского. Октябрь 1950 г. Золотухинский р-н Курской обл. .Фоторепортер Панов. http://archive.rkursk.ru/ Уборка кок-сагыза в к-зе им. Дзержинского. Октябрь 1950 г. Золотухинский р-н Курской обл. .Фоторепортер Панов. http://archive.rkursk.ru/