31 октября 2021

Так ли дорого было сделать фото в ателье 19-го века



Почему-то считается, что услуги фотографа в позапрошлом веке были настолько дороги, что мало кто имел возможность сделать свой фотопортрет.

На самом деле технология фотографирования в 19-м веке претерпела бурное и быстрое развитие. Это немного похоже на компьютерный бум, свидетелями которому были многие из нас – ведь сначала компьютеры тоже были страшно дорогими и огромными, так, что один из пионеров компьютерной индустрии (Кен Олсен) экспертно заявил в 1977 году, что домашний компьютер не понадобится никому и никогда.

Что-то похожее было и с фотоиндустрией: первые десятилетия после изобретения, в 1840-1850-е годы, техника фотографирования была несовершенной, сложной, с дорогими и нестабильными реактивами, с длительной подготовкой фотосъемки. Из-за этого первые фотокарточки были действительно недешевыми, хотя все равно дешевле живописных портретов.


Дагерротип: изображение на посеребренной медной или латунной пластине, 1840-е годы.

Дагерротипы 1840-х годов в США стоили 3-6 долларов, это примерно 100-200 долларов сейчас.

Однако уже к середине 19-го столетия фотография стала одной из самых популярных городских услуг, и вполне доступной среднему классу.


Американская фотокарточка 1860-х с акцизной двухцентовой маркой на обратной стороне: акциз в два цента говорил, что сама карточка стоила 25 центов.

Для примера – цены на фотоуслуги в США в 1860-х годах. По ним много достоверной информации, потому что в середине 1960-х в некоторых штатах ввели акциз на фотоснимки в размере 3-8% стоимости, выпускались акцизные марки, которые клеились прямо на карточки.

Соответственно сейчас коллекционеры могут точно знать, сколько стоила фотокарточка 1860-х годов, по акцизной марке на ее обратной стороне. Получается, что стоимость фотографии, приклеенной на паспарту (декоративную картонную подложку с именем фотографа), почти всегда составляла от 25 центов до 1 доллара.


Еще одно фото с акцизной маркой, Чикаго, 1860-е

Я посмотрела, что можно было купить на 1 доллар в США в 1870-м году: оказывается, за доллар покупали пару туфель или билет в оперу на «Фигаро». Джинсы «Левис», рабочая одежда, которые продавались дюжинами, тоже стоили чуть больше доллара за штуку.

То есть услуга фотографа, в принципе, была вполне доступной. И это опровергает главный аргумент тех, кто в каждом втором фотоснимке 19-го века видит «посмертные фото» - фотография вовсе не была так дорога, чтобы семья, к примеру, только в случае смерти ребенка могла ужаться и выделить деньги, чтобы иметь хотя бы одно изображение на память.

Отечественные технологии отставали от западных на несколько лет, но и в России к концу 19-го века фотоснимок стоил совсем недорого.


Одна из карточек фотоателье Никифора Зенина, Егорьевск, около 1900 г. На обратной стороне напечатаны расценки фотографа.

В нашей домашней коллекции есть несколько фотографий из ателье егорьевского фотографа Никифора Дмитриевича Зенина. Зенин практиковал простой, но наглядный маркетинг – на паспарту своих снимков он размещал расценки на свои услуги.

Так, за 25 штук «визитных» фотокарточек (примерно 6х10 см) фотограф просил 5 рублей (на паспарту написано 5.00 коп. – почему-то без упоминания рублей, видимо, в целях экономии места). То есть одна карточка обходилась в 20 копеек, это эквивалент трех белых булок в ценах на рубеже 19 и 20 веков (Зенин имел свое ателье в Егорьевске с 1895 года).



Так называемые «кабинетные» фотографии, размером 10х16 см, стоили у Зенина десять рублей за 25 штук, по сорок копеек за карточку.



И пять, и десять рублей были, конечно, совершенно не бросовой суммой в дореволюционной России: зарплата учителя, к примеру, была 25 рублей в месяц, а рабочего – около 40 рублей. Но даже рабочий мог себе позволить иногда сфотографироваться, мастеровые, кстати, часто заказывали групповую фотосессию «на троих», чтобы разделить расходы.