18 октября 2021

«Манассас». История самого загадочного броненосца

160 лет назад, 12 октября 1861 года, произошло важное историческое событие. В ходе американской гражданской войны в устье Миссиссипи, у городка Хэд-оф-Пасс, состоялась битва флотов, в которой впервые принял участие броненосец.

Этот корабль, названный «Манассас» и построенный в штате Луизиана по проекту Джеймса Кертисса, считается самым загадочным броненосцем тех времен. Известно, что он был переделан из деревянного ледокольного буксира «Енох трэйн», имел длину 43 метра, ширину — 9 метров, водоизмещение — 387 тонн и экипаж из 34 человек. Две паровые машины, работавшие на два винта, сообщали ему скорость до четырех узлов.

Надводная часть корабля имела округлую форму черепашьего панциря и была обшита плитами котельного железа толщиной в один дюйм, уложенными на деревянную подложку. Основным вооружением «Манассаса» был укрепленный на носу чугунный таран, а вспомогательным — гладкоствольное орудие Дальгрена калибра 64 фунта, которое могло стрелять только прямо по курсу.

Все вышеперечисленные технические данные зафиксированы в документах, однако, не сохранилось ни одной фотографии этого корабля. Нет ни его чертежей, ни даже рисунков с натуры, а все изображения «Манассаса» сделаны по словесным описаниям и довольно сильно отличаются друг от друга. Американские историки до сих пор спорят о внешнем облике броненосца, причем среди них нет единодушия даже в вопросе о количестве его дымовых труб.

Битву у Хэд-оф-Пасса можно назвать одним из самых бескровных сражений в мировой истории, поскольку в ней с обеих сторон не было ни одного убитого или раненого. В этом сражении конфедераты пытались уничтожить или, хотя бы, отогнать флот юнионистов, который блокировал их кораблям выход из Миссисипи в Мексиканский залив. Основные надежды возлагались на считавшийся неуязвимым «Манассас», но он их не оправдал.

Броненосцу удалось таранить флагманский корабль северян — винтовой шлюп «Ричмонд» и проломить борт, однако удар не привел к гибели судна, так как он пришелся на заполненный угольный бункер. Уголь воспрепятствовал проникновению воды в трюм, корабль остался на плаву и даже не потерял боеспособности. А второго удара не последовало, поскольку при первом у «Манассаса» отвалился таран. Отступая задним ходом, «черепаха» напоролась на отмель и повредила винты.

Тем временем, канонерки южан столь же безрезультатно вели перестрелку на больших дистанциях с кораблями федералов, пока у обеих сторон не иссякли боеприпасы. На этом битва завершилась. «Манассас» стащили с грунта и увели на буксире в Нью-Орлеан, где он простоял в ремонте до весны.

Следующая битва 24 апреля 1862 года у форта Джексон оказалась для него последней. 25-миллиметровая броня не выдержала попаданий снарядов из тяжелых 68-фунтовых и 70-фунтовых орудий северян. «Мансассас» получил несколько сквозных пробоин, на нем начался сильный пожар, и капитан, видя, что корабль обречен, приказал рулевому посадить его на мель, а команде — прыгать за борт. Так закончилась короткая боевая биография первого броненосца Западного полушария.

Автор: Вячеслав Кондратьев