29 октября 2021

О Российском военно-морском флоте – а также инженерах-механиках, тренерах и гимнастике

Сегодня в России отмечается День инженера-механика – не вдаваясь в историю этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда – хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… Так вот – заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте – в 1854-м…




…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате – 30 (или – 20 по ст. ст.) октября 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)

…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов – немалую роль в успехе сыграет свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)

Сказано – сделано… организуют «кумпанства»: дворяне с боярами – по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица – то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, окажется ответственен аж за три!); купечество, навскидку – двенадцать штук со всех… итого – пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложат «полтинными деньгами» – то есть, по пятьдесят копеек со двора…)

…Как вскоре выяснится, именно этот подход оказался наиболее успешным – имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться – но строить сами не хотели, ничего не понимая в этом непрофильном бизнесе!.. Возникнут  затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал – но через пару лет вынужден будет признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строителей поневоле» избавят от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно – десять тысяч рублей); и работы развернутся на казённых верфях (важнейшей из которых станет  «Адмиралтейский двор» в Воронеже)…



…Таким образом, традиция велит вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра – но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)

…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль – а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды – и рванёт каперствовать

….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем – в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!)… так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…



…Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…

...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибудет голштинское посольство – немцы просили разрешения ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласится!.. Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..

…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и  названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).



В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)

…Что дальше?.. Дальше будет очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименуют в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский  Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами  придётся мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё завоёванное непосильным трудом – и сожжём  заложенные корабли!..

…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668 года, на воду сойдёт знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..



P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удастся – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и – то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав…

P.P.S. В  последнюю субботу октября в России отмечается красивый праздник – День гимнастики… Как известно, исторически гимнастика восходит к античным грекам (причём существует дискуссия насчёт самого слова – то ли оно произошло от gymnazo – «упражняю»; то ли от gymnos –  «обнажённый»… что, в сущности, без разницы – поскольку, как мы знаем, греки занимались спортом исключительно голышом.  Практически все уважаемые древние авторы оставили несколько добрых слов о пользе гимнастики – хотя Аристотель как-то молвил: «…постоянные тяжёлые упражнения обращают детей в своего рода диких животных, а в воспитании первую роль должно играть прекрасное».



…В Средние века это искусство, вместе с большинством других, как-то сойдёт на нет – но, разумеется, возродится. Международная федерация гимнастики (на минуточку – старейшая спортивная федерация в истории!) будет образована в 1881-м – а первые российские соревнования, по заверению источников, пройдут в Москве уже в 1885-м.

Что ещё?.. Олимпийским видом спортивная гимнастика вновь станет в 1896-м – то есть, на первых же играх современности; а художественная – в 1984-м. (Правда, она и возникла в сороковых). А ещё, по инициативе Федерации спортивной и художественной гимнастики, сегодня отмечается День Тренера. Впрочем, это – совсем другая история.