26 октября 2021

Начало конца или конец начало, смотря с какой стороны, июнь 1957 года, Москва, СССР

 

1635179092-6da5a11ec48cc963582140c443898

Эпический июньский пленум ЦК КПСС 1957 года, попытка смещения Хрущёва с поста Генсека.

Оппозиция против Хрущёва из Молотова, Маленкова и Кагановича образовалось сразу после ХХ съезда, уж слишком радикальны были его шаги, подрывающие по их мнению устои партии и авторитет страны в мире.
Пленум, возник вне всяких планов, что было необычно.

Настоящее политическое сражение началось с рассмотрения рутинного вопроса на президиуме Совмина, который был очень близок по составу с президиумом ЦК. Обсуждался состав делегации на празднование 250–летия Ленинграда. Ближайшим сталинским соратникам Маленкову, Молотову, Кагановичу, Булганину удалось перевести разговор в русло резкой критики Хрущева. Июньский 1957 года пленум привычно оценивается как избавление руководства страны от сталинских приспешников, так называемой антипартийной группы. Но из сегодняшнего дня очевиден парадокс. Тогда, на президиуме ЦК, пытаясь сохраниться в руководстве страны, соратники палача требовали от Хрущева именно демократизации: говорили о зарождающемся культе личности Никиты Сергеевича и предлагали отменить пост первого секретаря, требовали не подменять партийными органами деятельности Советов, отмечали развал сельского хозяйства и завиральную инициативу Никиты Сергеевича "перегнать Америку по зерну, молоку и мясу"... 7 против 4 членов президиума проголосовали за отставку Хрущева. Но пока шел спор, глава КГБ Иван Серов на самолетах военно–транспортной авиации свозил в Москву верных Хрущеву членов ЦК КПСС. Члены ЦК, среди которых были маршалы Конев и Малиновский, потребовали встречи и переноса решения о первом секретаре на пленум. Пленум открыли через неделю после начала дискуссии.
Под лозунгом сохранения единства партии Молотов, Маленков, Каганович с компанией были разгромлены. Георгий Жуков, выступавший в прениях первым, огласил документы, которые обличали Молотова, Маленкова и Кагановича в совершении преступлений в период репрессий. Они были названы как "главные виновники арестов и расстрелов советских и партийных работников". Надо сказать, что участники пленума помянули троим своим соратникам многое: и выступления Молотова и Кагановича в страшном 37–м с докладами о вредительстве, и резолюцию Молотова на расстрельных списках "бить и бить", и его же теоретическое обоснование репрессий против рядовых коммунистов, которые в "диверсионно–вредительских целях" лишь прикрываются партбилетом. Однако Каганович обратил внимание на избирательность в упоминании лиц, причастных к массовым расстрелам и арестам... Он обратился с прямым вопросом к Хрущеву: "А вы разве не подписывали бумаги о расстрелах на Украине?" Тот ушел от ответа. Побоялся признать или не посмел отрицать факты участия в злодеяниях.

По итогам пленума Хрущёв остался на посту, а вот все "антипартийцы" были исключены из ЦК, а позже и партии, причём их судьбу разделил и Жуков. В октябре 1957 он был снять с поста Министра обороны и исключен из ЦК, а уже на ХХII съезде который проходил осенью 1961 года, был также объявлен заговорщиком. По сути это было окончание борьбы за власть, начавшийся в марте 1953 года, победителем которой по итогам пяти лет борьбы стал Хрущёв.
Впрочем Никите Сергеевичу оставалось править недолго. В результате пленума на первые должности в стране пришли "Брежневские комсомольцы" те, кто уже через 7 лет снесет самого первого секретаря и его верных соратников.

Но до этого ещё есть время, впереди визиты в США, американская выставка в Сокольниках, кукуруза, Карибский кризис, да и вообще вся почти "Оттепель".