Несмотря на триумфальное шествие ДВС, состоявшееся в начале XX века, паровые тракторы сдались не сразу. Еще в 20-х годах прошлого века компания компании Bryan был сконструирован энтузиастом парового движения Джорджем Брайеном (George A. Bryan) из Нью-Мексико, который шел к этому свершению всю свою жизнь. Испытав в 1913 году длительным пробегом автомобиль с паровой системой (котел+двигатель) собственной конструкции, он в 1916 году основал в Перу (штат Индиана) компанию по производству тракторов Bryan Harvester Co. на паях со своим отцом Оскаром Брайаном.
Бизнес-идея основывалась на доступности топлива к паровикам для фермеров, которым за бензином мотаться далековато, и на огромном по ср. с тогдашними ДВС ресурсе паровой машины, вместе с прекрасными тяговыми характеристиками паровой машины на малых скоростях. Конечно, паровик был создан со всеми достижениями XX века - рабочее давление достигало 42 атмосфер (вдвое выше, чем в паровозах, а предельное давление, на которое испытывался каждый котел было еще выше), водотрубный котел из бесшовной трубки давал пар буквально через пару минут после запуска (не более 5 минут, по паспорту, при любой погоде).
В качестве топлива могла использоваться любая горючая жидкость, требовалась только регулировка форсунки распылителя - а так хоть рапсовое масло, хоть мазут, хоть кукурузная самогонка, хоть смесь всего вышеперечисленного. В принципе, был вариант отопления даже и измельченным углем (видимо, с другой системой подачи). Мощность паровика составляла, в зависимости от интенсивности подачи топлива, от 20-25 до 70 л.с. с прекрасным крутящим моментом (и никаких КПП), что позволяло оптимизировать расход топлива в зависимости от нагрузки и скорости движения.
Дополнительным удобством при длительной работе была тяговая характеристика паровой машины. Выставив подачу топлива можно было спокойно рулить, скажем, во время пахоты, или на подъемах - машина не глохла. При увеличении нагрузки и падении скорости машины крутящий момент автоматически увеличивался (подаваемая в цилиндры паровой машины мощность от оборотов не зависит!) и система самоисправлялась. Подгазовывать, переключать передачи и прочее - не требуется вообще. Утомление водителя в разы ниже.
реанимированный трактор Bryan Harvester Co.
Тракторы Bryan выпускались до конца 20-х годов и, в принципе, пользовались достаточной популярностью среди фермеров, возраставшей пропорционально удаленности ферм от очагов цивилизации. Однако, по мере роста автомобилизации США, бензоколонки и автосервисы постепенно проникли до самой глубинки, так что тракторы с ДВС в конце-концов победили паровиков. Да и Великая Депрессия...
P.S. Про ресурс и ремонтопригодность: простоявший более полувека паровой трактор Bryan был приведен в ходовое состояние всего за десять рабочих дней. Фактически, его отмыли, промыли от загустевшей смазки и остатков топлива, смазали заново, покрасили и заправили. И он поехал.
P.S. Про ресурс и ремонтопригодность: простоявший более полувека паровой трактор Bryan был приведен в ходовое состояние всего за десять рабочих дней. Фактически, его отмыли, промыли от загустевшей смазки и остатков топлива, смазали заново, покрасили и заправили. И он поехал.