29 октября 2021

Паровой трактор Bryan Harvester Co., или последнее дыхание паровых тракторов.

3e557b820247t.jpg
Паровой трактор Bryan. (кликабельно)

Несмотря на триумфальное шествие ДВС, состоявшееся в начале XX века, паровые тракторы сдались не сразу. Еще в 20-х годах прошлого века компания компании Bryan был сконструирован энтузиастом парового движения Джорджем Брайеном (George A. Bryan) из Нью-Мексико, который шел к этому свершению всю свою жизнь. Испытав в 1913 году длительным пробегом автомобиль с паровой системой (котел+двигатель) собственной конструкции, он в 1916 году основал в Перу (штат Индиана) компанию по производству тракторов Bryan Harvester Co. на паях со своим отцом Оскаром Брайаном.

32bac275b784t.jpg
потроха трактора со снятым кожухом топки (кликабельно)

Бизнес-идея основывалась на доступности топлива к паровикам для фермеров, которым за бензином мотаться далековато, и на огромном по ср. с тогдашними ДВС ресурсе паровой машины, вместе с прекрасными тяговыми характеристиками паровой машины на малых скоростях. Конечно, паровик был создан со всеми достижениями XX века - рабочее давление достигало 42 атмосфер (вдвое выше, чем в паровозах, а предельное давление, на которое испытывался каждый котел было еще выше), водотрубный котел из бесшовной трубки давал пар буквально через пару минут после запуска (не более 5 минут, по паспорту, при любой погоде).

54e52991813ft.jpg
фотография паровика Bryan Harvester Co. времен производства (кликабельно)

В качестве топлива могла использоваться любая горючая жидкость, требовалась только регулировка форсунки распылителя - а так хоть рапсовое масло, хоть мазут, хоть кукурузная самогонка, хоть смесь всего вышеперечисленного. В принципе, был вариант отопления даже и измельченным углем (видимо, с другой системой подачи). Мощность паровика составляла, в зависимости от интенсивности подачи топлива, от 20-25 до 70 л.с. с прекрасным крутящим моментом (и никаких КПП), что позволяло оптимизировать расход топлива в зависимости от нагрузки и скорости движения.

42dc2bf8339bt.jpg
Замузеенный паровой трактор Bryan

Дополнительным удобством при длительной работе была тяговая характеристика паровой машины. Выставив подачу топлива можно было спокойно рулить, скажем, во время пахоты, или на подъемах - машина не глохла. При увеличении нагрузки и падении скорости машины крутящий момент автоматически увеличивался (подаваемая в цилиндры паровой машины мощность от оборотов не зависит!) и система самоисправлялась. Подгазовывать, переключать передачи и прочее - не требуется вообще. Утомление водителя в разы ниже.


реанимированный трактор Bryan Harvester Co.

Тракторы Bryan выпускались до конца 20-х годов и, в принципе, пользовались достаточной популярностью среди фермеров, возраставшей пропорционально удаленности ферм от очагов цивилизации. Однако, по мере роста автомобилизации США, бензоколонки и автосервисы постепенно проникли до самой глубинки, так что тракторы с ДВС в конце-концов победили паровиков. Да и Великая Депрессия...
P.S. Про ресурс и ремонтопригодность: простоявший более полувека паровой трактор Bryan был приведен в ходовое состояние всего за десять рабочих дней. Фактически, его отмыли, промыли от загустевшей смазки и остатков топлива, смазали заново, покрасили и заправили. И он поехал.