26 октября 1957 года, сразу же после возвращения Георгия Жукова в Москву из Югославии, куда он был отправлен с визитом еще в начале октября, «маршал Победы» был снят с поста министра обороны.
26 октября Жукова прямо в аэропорту Внуково пригласили срочно явиться на заседание Президиума ЦК КПСС, на котором его, по сути, обвинят в подготовке захвата власти. Вот как о событиях этого дня позже вспоминал сам Георгий Константинович:
«Явившись в Президиум, я увидел за столом всех членов и кандидатов Президиума и всех маршалов, кто встречал меня на аэродроме. Мне предложили коротко доложить о поездке в Югославию и Албанию. Я доложил основное...
Затем Хрущев сказал: «За время вашего отсутствия Президиум ЦК провел партполитактив Министерства обороны. По этому вопросу доложит Суслов».
Суслов начал с того, что министр обороны Жуков проводит неправильную политическую линию, игнорируя политических работников и Главное политическое управление».
После этого, как пишет Жуков, слово взял Микоян:
«Мне непонятно, и до сих пор волнует одна фраза, сказанная Жуковым на Президиуме ЦК во время работы по поводу антипартийной группы Маленкова, Молотова. Жуков тогда сказал: «Если будет принято решение, предложенное Маленковым (С.И. – снять Хрущева), то он, Жуков, не подчинится этому решению и обратится к армии. Как это понимать?».
Я тут же ответил, да, это было сказано, но я говорил, что обращусь через парторганизации армии к партии, а не к армии.
- Значит, вы сознательно об этом говорили, – сказал Микоян, – а я думал, что вы тогда оговорились.
– Вы что, забыли обстановку, которая тогда сложилась? – ответил я Микояну.
Затем выступил Брежнев. Он наговорил, что было и чего никогда не было, что я зазнался, что я игнорирую Хрущева и Президиум, что я пытаюсь навязать свою линию ЦК, что я недооцениваю роль военных советов».
В этот же день, по предложению Хрущева, подержанному единогласно, Жуков был освобожден от должности министра обороны, на которую был назначен Родион Малиновский, до этого занимавший должность главнокомандующего Сухопутных войск.
На Пленуме ЦК, который прошел 27-28 октября 1957 года, было принято решение исключить товарища Жукова и из состава Центрального комитета, в который он был введен всего 4 месяца назад, после того как поддержал Хрущева в борьбе с «антипартийной группировкой».
В газетах о том, что «маршал Победы» тоже не оправдал доверия партии и оказался «заговорщиком», было объявлено с большим опозданием (только 3 ноября) из-за опасения возможных эксцессов, вызванных огромной популярностью Жукова в армии и народе.
«Официальной причиной смещения Жукова объявили якобы проводимый им курс «на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-морским Флотом со стороны Партии, её ЦК и правительства», склонность к авантюризму, утрату «партийной скромности» и даже «культ его личности».
В неофициальном порядке партийные пропагандисты говорили, что Жуков питал «бонапартистские замыслы», хотел захватить власть, а для этого тайно формировал какие-то особые вооруженные отряды»,
- сообщает современник тех событий, историк, профессор МГУ Валентин Смирнов в кн. «От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи».
Константин Симонов в кн. «Истории тяжелая вода» цитирует Жукова, так описавшего первые дни своего изгнания:
«Вернувшись, принял снотворное. Проспал несколько часов. Поднялся. Поел. Принял снотворное. Опять заснул. Снова проснулся, снова принял снотворное, снова заснул… Так продолжалось пятнадцать суток…. А потом, когда прошли эти пятнадцать суток, поехал на рыбалку. И лишь после этого написал в ЦК, попросил разрешения уехать лечиться на курорт. Так я пережил этот тяжелый момент».
Профессор Валентин Смирнов в кн. «От Сталина до Ельцина…» отмечает, что он, читая газеты, тогда не исключал, что для Жукова дело может кончиться совсем плохо:
«Тюрьмой, если не расстрелом, но опять ошибся. Жукову не дали обещанной «другой работы», хотя он просил об этом и был еще полон сил. Его уволили в отставку и отправили под надзор на загородную дачу. Имя Жукова почти исчезло из книг и статей об Отечественной войне».
27 февраля 1958 года Постановлением Совета Министров СССР № 240 Маршал Советского Союза Г.К. Жуков был уволен в отставку. Приказом министра обороны СССР от 4 марта 1958 года на основании Постановления Совмина маршал Жуков уволен из Вооруженных Сил.