Судьбы различных кораблей — интереснейшая тема для изучения. Каким-то из них суждено навсегда остаться проектом, реализованным лишь на бумаге. Какие-то были построены, но так и не проявили себя в бою. Другие, напротив, усеяли свой боевой путь громкими победами и, в расцвете сил, героически погибли в сражении. Есть и те, кто прожил свой век, а затем мирно ушёл на слом…
Пароход Graf von Gotzen
Но некоторым кораблям история уготовила поистине увлекательное и долгое путешествие по волнам времени. Они участвовали в сражениях, проходили сквозь войны, видели рождение и гибель государств, переходили из одних рук в другие. Биография таких кораблей порой продолжает пополняться и по сей день.
Яркий пример — немецкий транспортный пароход Graf von Gotzen, однажды переделанный в военный корабль. Он стал непосредственным участником Первой мировой, был затоплен и восстановлен, прошёл через несколько модернизаций и, спустя более 100 лет, по-прежнему служит людям. Как же так получилось?
Крупные европейские державы на протяжении веков занимались экспансией. Португалия, Испания и Франция контролировали значительные по размеру территории, не говоря уже про англичан, именовавших свою страну «империей, над которой никогда не заходит солнце». Германия же, несколько опоздавшая к колониальному разделу мира, не могла составить им конкуренцию. К началу XX столетия она имела лишь небольшие колонии в Африке. Ими были современные Того, Камерун, Намибия, Танзания, Руанда и Бурунди.
Немцы со свойственной им основательностью занимались благоустройством своих заокеанских владений. Инфраструктура, железные дороги, сельское хозяйство — всё это интенсивно развивалось. Наиболее активно прогрессировала Немецкая Восточная Африка. Её западная граница проходила по озеру Танганьика. Другой берег принадлежал Бельгии, а с южной стороны озера находились британские владения. Кайзер Вильгельм II вынужден был бороться за лидерство в регионе, в котором бурно развивались торговля и грузопассажирский поток.
Для этого на берегу Индийского океана было решено построить масштабный порт, а также усилить флот на озере Танганьика. В военное время флот служил силой, которая могла бороться с врагом, а в мирное — содействовал развитию торговли. Перед Первой мировой войной в Папенбурге на верфи Meyer-Werft были заказаны три парохода, один из которых построили и перевезли в Африку к 1914 году.
На тот момент транспортировка такого крупного объекта была сложной задачей. Однако с ней справились: пароход разобрали на части, чтобы перевезти на транспортных судах и по железной дороге, после чего собрали на месте. Graf von Gotzen, названный в честь исследователя и экс-губернатора Восточной Африки, был торжественно спущен на воду в феврале 1915 года.
Это был крупный корабль: длина 70 метров, водоизмещение 800 тонн. Две паровые машины давали возможность развить 11–12 узлов скорости, что было достаточно прилично для данной акватории. Местом приписки стал порт Кигома, главный порт на берегах Танганьики. Во время Первой мировой войны новый пароход перестал считаться гражданским судном. Из метрополии пришло распоряжение подготовиться к боевым действиям и сформировать из имеющихся кораблей боеспособные единицы. Получив 105-мм и 88-мм орудия главного калибра и два вспомогательных 37-мм орудия, пароход стал именоваться SMS Graf von Gotzen.
SMS Graf von Gotzen
Боевые действия в Африке разительно отличались от происходящего в Европе. Никаких сражений лоб в лоб, только засады и внезапные нападения. В начале войны немцы решили уничтожить единственный бельгийский пароход на озере Танганьика, Alexandre Del Commune. Первая попытка была предпринята 23 августа 1914 года на реке Лукуге, где бельгиец укрылся под защитой береговых батарей. Пароход Hedwig von Wissmann (на тот момент единственный корабль германских морских сил Танганьики), находясь в зоне действия артиллерии противника, примерно два часа обстреливал Alexandre Del Commune. Получив значительное количество попаданий в котельную установку, серьёзно повреждённый бельгийский пароход выбросился на берег. Немцы же, вследствие искусного маневрирования, не получили вообще никаких повреждений.
Осенью 1914 года германская флотилия на озере получила подкрепление в виде переброшенного парохода Kingani. По большей части он занимался разведкой и снабжением.
Вскоре немцы получили сведения, что Alexandre Del Commune был вновь спущен на воду в Альбертвиле. И вторая попытка расправиться с бельгийцем увенчалась успехом. 22 октября 1914 года Hedwig von Wissmann приблизился к Альбертвилю и прицельным огнём, под обстрелом вражеских батарей, уничтожил Alexandre Del Commune.
Hedwig von Wissmann
Спустя год, 26 декабря 1915 года, англичане отыгрались: в засаду попал немецкий Kingani, патрулировавший север Танганьики. Другие два немецких парохода в это же время были атакованы бельгийской авиацией, из-за чего не смогли прийти на помощь. В итоге британцы захватили Kingani и пленили экипаж.
На поиски пропавшего парохода в январе 1916 года отправился Hedwig von Wissman. Его встреча с английскими катерами в устье Лукуги окончилась неудачно: пароход был потоплен. Следом пошёл озёрный флагман немцев Graf von Gotzen, но, после обнаружения во вражеском порту Kingani, было принято решение не нападать на укреплённые позиции британцев.
Активные боевые действия завершились, Graf von Gotzen вернулся в Кигому, где и поддерживалась его боеспособность. В этом порту в июне 1916 года на пароход была совершена атака, которая едва не стала для него последней. Пилоты бельгийских аэропланов сбросили несколько авиабомб, заявляя позднее, что нанесли серьёзные повреждения. Но, как оказалось, эти сведения не соответствовали действительности: сами немцы выявили лишь незначительные повреждения от осколков.
Для Германии в 1916 году война складывалась не лучшим образом. События в Европе, разумеется, отразились и на колониях. В частности, было приказано укрепить береговую оборону. Для этого орудия с Graf von Gotzen были сняты и переправлены в Касангу. Пароход перестал быть боевой единицей и потерял возможность активно влиять на ход боевых действий. Позже немцы оставили Кигому и отвели пароход в устье реки Малагараси. Капитан, желая сохранить своё судно, распорядился демонтировать все механизмы, покрыть их слоем смазки, упаковать в водонепроницаемые чехлы и закопать неподалеку от озера. Корпус парохода заполнили песком, смазали и затопили у берега.
Однако судьба Graf von Gotzen на этом не закончилась. После войны пароход вышел из «спячки». Его пробудили англичане, в 1927 году восстановив судно и дав ему новое имя — Liemba. Бывший немецкий озёрный флагман возобновил свои круизы по Танганьике, перевозя пассажиров вплоть до 1970 года. Затем пароход вновь ушёл на покой и целых 6 лет находился на ремонте, но после его завершения продолжил работу.
Liemba, бывший Graf von Gotzen
Во время конголезских войн в 1997 году он перевёз свыше 75 тысяч беженцев. Долгое время Graf von Gotzen был единственной связью с цивилизацией для местных жителей.
Сегодня последний корабль Кайзеровского флота, успевший принять непосредственное участие в событиях Первой мировой, продолжает рейсы по Танганьике. Очередной ремонт в 2016–2019 годах придал ему новых сил. Сейчас этот пароход крайне популярен и любим туристами!
Пароход Graf von Gotzen
Но некоторым кораблям история уготовила поистине увлекательное и долгое путешествие по волнам времени. Они участвовали в сражениях, проходили сквозь войны, видели рождение и гибель государств, переходили из одних рук в другие. Биография таких кораблей порой продолжает пополняться и по сей день.
Яркий пример — немецкий транспортный пароход Graf von Gotzen, однажды переделанный в военный корабль. Он стал непосредственным участником Первой мировой, был затоплен и восстановлен, прошёл через несколько модернизаций и, спустя более 100 лет, по-прежнему служит людям. Как же так получилось?
Крупные европейские державы на протяжении веков занимались экспансией. Португалия, Испания и Франция контролировали значительные по размеру территории, не говоря уже про англичан, именовавших свою страну «империей, над которой никогда не заходит солнце». Германия же, несколько опоздавшая к колониальному разделу мира, не могла составить им конкуренцию. К началу XX столетия она имела лишь небольшие колонии в Африке. Ими были современные Того, Камерун, Намибия, Танзания, Руанда и Бурунди.
Немцы со свойственной им основательностью занимались благоустройством своих заокеанских владений. Инфраструктура, железные дороги, сельское хозяйство — всё это интенсивно развивалось. Наиболее активно прогрессировала Немецкая Восточная Африка. Её западная граница проходила по озеру Танганьика. Другой берег принадлежал Бельгии, а с южной стороны озера находились британские владения. Кайзер Вильгельм II вынужден был бороться за лидерство в регионе, в котором бурно развивались торговля и грузопассажирский поток.
Для этого на берегу Индийского океана было решено построить масштабный порт, а также усилить флот на озере Танганьика. В военное время флот служил силой, которая могла бороться с врагом, а в мирное — содействовал развитию торговли. Перед Первой мировой войной в Папенбурге на верфи Meyer-Werft были заказаны три парохода, один из которых построили и перевезли в Африку к 1914 году.
На тот момент транспортировка такого крупного объекта была сложной задачей. Однако с ней справились: пароход разобрали на части, чтобы перевезти на транспортных судах и по железной дороге, после чего собрали на месте. Graf von Gotzen, названный в честь исследователя и экс-губернатора Восточной Африки, был торжественно спущен на воду в феврале 1915 года.
Это был крупный корабль: длина 70 метров, водоизмещение 800 тонн. Две паровые машины давали возможность развить 11–12 узлов скорости, что было достаточно прилично для данной акватории. Местом приписки стал порт Кигома, главный порт на берегах Танганьики. Во время Первой мировой войны новый пароход перестал считаться гражданским судном. Из метрополии пришло распоряжение подготовиться к боевым действиям и сформировать из имеющихся кораблей боеспособные единицы. Получив 105-мм и 88-мм орудия главного калибра и два вспомогательных 37-мм орудия, пароход стал именоваться SMS Graf von Gotzen.
SMS Graf von Gotzen
Боевые действия в Африке разительно отличались от происходящего в Европе. Никаких сражений лоб в лоб, только засады и внезапные нападения. В начале войны немцы решили уничтожить единственный бельгийский пароход на озере Танганьика, Alexandre Del Commune. Первая попытка была предпринята 23 августа 1914 года на реке Лукуге, где бельгиец укрылся под защитой береговых батарей. Пароход Hedwig von Wissmann (на тот момент единственный корабль германских морских сил Танганьики), находясь в зоне действия артиллерии противника, примерно два часа обстреливал Alexandre Del Commune. Получив значительное количество попаданий в котельную установку, серьёзно повреждённый бельгийский пароход выбросился на берег. Немцы же, вследствие искусного маневрирования, не получили вообще никаких повреждений.
Осенью 1914 года германская флотилия на озере получила подкрепление в виде переброшенного парохода Kingani. По большей части он занимался разведкой и снабжением.
Вскоре немцы получили сведения, что Alexandre Del Commune был вновь спущен на воду в Альбертвиле. И вторая попытка расправиться с бельгийцем увенчалась успехом. 22 октября 1914 года Hedwig von Wissmann приблизился к Альбертвилю и прицельным огнём, под обстрелом вражеских батарей, уничтожил Alexandre Del Commune.
Hedwig von Wissmann
Спустя год, 26 декабря 1915 года, англичане отыгрались: в засаду попал немецкий Kingani, патрулировавший север Танганьики. Другие два немецких парохода в это же время были атакованы бельгийской авиацией, из-за чего не смогли прийти на помощь. В итоге британцы захватили Kingani и пленили экипаж.
На поиски пропавшего парохода в январе 1916 года отправился Hedwig von Wissman. Его встреча с английскими катерами в устье Лукуги окончилась неудачно: пароход был потоплен. Следом пошёл озёрный флагман немцев Graf von Gotzen, но, после обнаружения во вражеском порту Kingani, было принято решение не нападать на укреплённые позиции британцев.
Активные боевые действия завершились, Graf von Gotzen вернулся в Кигому, где и поддерживалась его боеспособность. В этом порту в июне 1916 года на пароход была совершена атака, которая едва не стала для него последней. Пилоты бельгийских аэропланов сбросили несколько авиабомб, заявляя позднее, что нанесли серьёзные повреждения. Но, как оказалось, эти сведения не соответствовали действительности: сами немцы выявили лишь незначительные повреждения от осколков.
Для Германии в 1916 году война складывалась не лучшим образом. События в Европе, разумеется, отразились и на колониях. В частности, было приказано укрепить береговую оборону. Для этого орудия с Graf von Gotzen были сняты и переправлены в Касангу. Пароход перестал быть боевой единицей и потерял возможность активно влиять на ход боевых действий. Позже немцы оставили Кигому и отвели пароход в устье реки Малагараси. Капитан, желая сохранить своё судно, распорядился демонтировать все механизмы, покрыть их слоем смазки, упаковать в водонепроницаемые чехлы и закопать неподалеку от озера. Корпус парохода заполнили песком, смазали и затопили у берега.
Однако судьба Graf von Gotzen на этом не закончилась. После войны пароход вышел из «спячки». Его пробудили англичане, в 1927 году восстановив судно и дав ему новое имя — Liemba. Бывший немецкий озёрный флагман возобновил свои круизы по Танганьике, перевозя пассажиров вплоть до 1970 года. Затем пароход вновь ушёл на покой и целых 6 лет находился на ремонте, но после его завершения продолжил работу.
Liemba, бывший Graf von Gotzen
Во время конголезских войн в 1997 году он перевёз свыше 75 тысяч беженцев. Долгое время Graf von Gotzen был единственной связью с цивилизацией для местных жителей.
Сегодня последний корабль Кайзеровского флота, успевший принять непосредственное участие в событиях Первой мировой, продолжает рейсы по Танганьике. Очередной ремонт в 2016–2019 годах придал ему новых сил. Сейчас этот пароход крайне популярен и любим туристами!