Элизабет Ван Лью (Elizabeth Van Lew) была одним из наиболее эффективных шпионов Севера; причем эта женщина не была завербована и не имела никакого опыта разведки. Став шпионом по собственному желанию, она сама разработала собственную систему шпионажа, принесшую Северу наибольшую пользу в данной области.
Элизабет Ван Лью родилась 25 октября 1818 г., в городе Ричмонд, штат Вирджиния, в семье рабовладельца Джона Ван Лью и Элизы Бейкер, дочери мэра Филадельфии. Впечатлительная девочка с ранних лет видела тяжелое положение рабов и сочувствовала им; обучение в филадельфийской квакер-скул, где повзрослевшая Элизабет получила высшее образование, еще больше усилили ее аболиционистские взгляды.
После смерти отца в 1843 году семейный бизнес перешел к брату Элизабет, Джону Ньютону Ван Лью, и сестра сумела убедить сопротивлявшегося брата освободить хотя бы часть рабов. В результате свободу получили девять человек, среди которых была и Мэри Баузер – будущая известная шпионка Союза. От отца Элизабет досталось в наследство 10.000 долларов (сумма, сегодня равная 200.000 долларов), и девушка решила использовать эти деньги не на приданое, а на выкуп рабов. Теперь ее брат стал постоянным посетителем невольничьего рынка Ричмонда; на деньги сестры он покупал рабов и привозил их домой, где невольники тут же получали свободу. Замуж аболиционистка так и не вышла, оставшись старой девой…
Мисс Ван Лью никогда не скрывала своей ненависти к рабству, поэтому, когда разразилась гражданская война, не было ничего удивительного в том, что она решила поддержать Север. Причем ее сочувствие к янки было настолько открытым, что горожане стали сомневаться в душевном здоровье Элизабет, и дали ей прозвище «Безумная Бет».
Вскоре после начала боевых действий мисс Лиззи сумела устроиться медсестрой в организованную в Ричмонде военную тюрьму Либби, где содержались военнопленные северяне. При этом мисс Ван Лью добилась от начальства разрешения приносить с собой для военнопленных еду, одежду, бумагу и другие необходимые для жизни вещи. Освоившись в тюрьме и добившись доверия руководства, Элизабет стала использовать свое положение для организации побегов пленных. Именно военнопленные стали её первыми информаторами: рассказывали женщине о войсках Юга, которые они видели на своём пути с фронта в тюрьму. Вскоре мисс Ван Лью провела очень важную шпионскую операцию: ей удалось внедрить своего агента в обслугу самого президента Конфедерации Дэвиса! Этим ценным агентом была Мэри Баузер, когда-то получившая от Элизабет свободу. Точно так же Ван Лью внедряла своих агентов в военное и морское ведомства Конфедерации, а так же в мэрию Ричмонда. Не имея никакого опыта в шпионской деятельности, Элизабет Ван Лью «по наитию» создала разветвленную и весьма эффективную шпионскую сеть, охватившую чуть ли не все руководящие органы Конфедерации. В результате информация стекалась к Лиззи широким потоком, и таким же широком потоком перекочевывала в штабы северян. Курьерами северной шпионки работали её собственные слуги; Элизабет уже давно освободила всех своих рабов, но большинство из них добровольно остались с ней, и преданно служили Лиззи. Поначалу Ван Лью передавала собранную информацию в обычных частных письмах, но потом посчитала это слишком опасным – при обыске агента такое письмо становилось его приговором. Чтобы не подводить своих посланцев, Элизабет разработала собственный шифр, основанный на подчёркивании отдельных слов и букв в книгах, пересылаемых на Север. Другим, самостоятельно разработанным Лиззи приемом маскировки информации стали куриные яйца, природное содержимое которых заменялось листочками бумаги с записями о секретах Конфедерации. Все эти сообщения Ван Лью, не имевшая никаких связей с разведывательными службами Севера, посылала конкретным людям: генералам Батлеру и Гранту, а уж те при необходимости передавали информацию разведке. Причем Гранту Элизабет часто отправляла сведения в букетах из собственного сада (видимо, была неравнодушна к генералу). Причем сведений было так много, а генерал Грант получал букеты так быстро и так часто, что цветы даже не успевали завянуть…
Работа Ван Лью была очень высоко оценена в США. Так офицер разведки Потомакской армии Джордж Шарп заявил: «Сведения Элизабет Ван Лью составили большую часть информации, собранной нашей разведкой в 1864-65 годах».
Ричмонд пал перед федеральными войсками в апреле 1865 года; при этом обрадованная победой Элизабет первой бросилась поднимать Флаг Соединенных Штатов Америки на здании Серого дома - резиденции правительства Конфедерации. Когда армия Гранта вошла в Ричмонд, первым домом, который посетил генерал, был дом Элизабет Ван Лью. За чаем Грант сказал добровольной шпионке: «Вы посылали мне наиболее ценные сведения из всех, полученных мною из Ричмонда за время войны».
После войны Ван Лью работала почтмейстером Ричмонда, она служила в почтовой конторе с 1869 по 1877 гг. Это было для нее нелегкое время: жители Ричмонда узнали о шпионской деятельности Элизабет во время войны, и открыто выражали «Безумной Бет» свое презрение. И это при том, что Ван Лью убедила Военный департамент США скрыть от соседей истинные масштабы ее шпионажа. Шпионская деятельность, проводившаяся Элизабет за свой счет, как и выкуп рабов в довоенное время, подорвали и экономическое положение Ван Лью. Женщина пыталась добиться от федерального правительства компенсации потраченных средств, однако – безрезультатно. Тогда обнищавшая Элизабет обратилась за поддержкой к группе состоятельных лиц Бостона, создававших общество ветеранов войны, и те охотно собрали деньги для женщины, оказавшей столь огромные услуги армии Севера, но совершенно забытой правительством. А один бывший федеральный солдат, которому Ван Лью в своё время помогла сбежать из плена, взял на себя содержание Элизабет до конца ее жизни. Личная же жизнь мисс Ван Лью так и не заладилась – как считают её биографы, она так и скончалась девственницей.
Элизабет Ван Лью умерла 25 сентября 1900 года в возрасте 82-х лет, и была похоронена на ричмондском кладбище. Некоторое время ее могила не имела даже надгробия, пока полковник Поль Ревир, еще один пленный, спасенный шпионкой во время войны, не поставил надгробие за свой счет.
Историки и военные специалисты (даже современные) называют Элизабет Ван Лью одним из наиболее эффективных и полезных шпионов за всю историю американской разведки. Тем не менее, многие южане даже сегодня считают «Безумную Бет» простым предателем…