И это касается не только исторических, но скажем и тактических штампов. Например, именно с подачи англичан считается, что наветренное положение лучше, чем подветренное. Хотя например уже Поль Гост пишет о больших преимуществах подветренного положения.
Вот, например, чтоб далеко не ходить, английская Вики.
«Адмирал, занявший наветренное положение, обладал тактической инициативой, будучи в состоянии принять бой, напав на своего противника, или отказаться от боя, оставаясь с наветренной стороны. Флот с подветренной стороны мог избежать битвы, отступив с подветренной стороны, но не мог форсировать свои действия».
На самом деле все не так просто. Во-первых, флот подветренной стороны просто мог отказаться от боя и убежать. Ну это просто логично, как вы понимаете.
Правда Вики пишет:
«Даже отступление по ветру могло быть затруднительным, когда два флота находились на близком расстоянии, потому что корабли рисковали быть разгромленными, когда они поворачивали по ветру».
Но ведь все мы понимаем, что сближающиеся корабли, находящиеся в наветренном положении, при этом сближении вполне могли получить повреждения разной степени тяжести. Но Вики почему-то на этом не акцентирует свое внимание. Интересно – почему?
Во-вторых, второе утверждение, что флот подветренной стороны не мог форсировать события – оно верно только в том случае, если у кого-то рядом была суша, то есть одна из сторон была стеснена в маневре.
Далее Вики пишет:
«Второй недостаток подветренного положения заключался в том, что при сильном ветре парусное судно, идущее в малый бейдевинд (или бейдевиндом), будет крениться с подветренной стороны под напором ветра. Этот крен подставляет часть своего днища под огонь».
Прелестно, правда? А то что в подветренном положении флот может задействовать свои самые тяжелые орудия, расположенные на нижних деках – это как?
Ну и последнее утверждение:
«Наконец, дым от выстрелов кораблей с наветренной стороны обволакивал флот с подветренной стороны».
Давайте рассмотрим два случая. Случай первый: идет ближний бой (200 ярдов и менее). Вам не кажется, что там в дыму и наветренная эскадра, и подветренная? То есть в данном случае дым обволакивает ОБЕ стороны.
Случай второй: дальняя дистанция. И опять, дым создает помеху в целеполагании что для наветренной, что для подветренной эскадры, то есть этот параметр мешает всем.
Ну да ладно, это присказка. А теперь сказка.
Начало 1794 года. Французы собирают эскадру, чтобы перекинуть корабли и войска на Иль-де-Франс (Маврикий) и Реюньон. Изначально собирались послать контр-адмирала Кергелена с тремя 74-пушечниками, тремя срезанными 50-пушечниками и несколькими транспортами. Однако вскоре эскадру сильно урезали – 4 фрегата и 2 корвета под началом контр-адмирала Серси (Sercey). 4 марта 1794 года французы вышли в море из Бреста, и сразу же – катастрофа. Один из фрегатов налетел на скалы недалеко от острова Иль-д’Экс. Минус один. В результате у Серси остались 44-пушечный «Форте», 36-пушечный «Реженере», номинально 36-пушечный «Сена» (разоружен «эн флюйт», несет только пушки на надстройках) и 2 корвета. Серси благополучно достиг Маврикия и Реюньона, посадил там республиканское правительство, присоединил к себе фрегаты «Верту» (40 орудий), «Сивилла» (40 орудий) и 36-пушечный «Прюдан».
8 сентября 1796 года недалеко от Суматры Серси напоролся на два британских 74-пушечника – «Аррогант» и «Викториес»,дивизион коммодора Лукаса. Согласно теории – шансов у него не было вообще, поскольку английский 74-пушечник – это 28х32-фунтовых орудий на нижнем деке, 28х18-фунтовок на верхнем деке, ну и на надстройках и верхней палубе 9-фунтовки.
Ах да, «Аррогант» - французский приз, вооруженный на нижнем деке 24-фунтовками.
У французов самым сильным был фрегат «Форте» - он нес на главном деке 24-фунтовки, остальные фрегаты не имели орудий калибром более 18 фунтов. Ну и набор фрегата был в разы, если так можно выразиться, хрупче набора линкора.
Естественно Серси, находясь в подветренном положении, решил бежать, не принимая боя, «Аррогант» и «Викториес» же начали преследование. К 6 утра 9 сентября 1796 года стало очевидно, что англичане нагоняют французов, Серси выстроил линию и решил принять бой под ветром. Начало эпическое – фрегаты против линкоров.
Около 8.30 линия англичан прошла вдоль линии французов на расстоянии примерно 400-500 ярдов. Результат:
Поскольку на средней дистанции французские фрегаты представляли собой не сильно большую мишень, одни из фрегатов потерял топсель.
В это же самое время «Аррогант», шедший первым, и словивший все прелести сближения наветренном положении, потерял:
- Все топселя.
- Бизань-мачту.
- Фок-мачту.
- Грот-мачта была сильно повреждена.
- Якорь со стороны правого борта.
- Половину бушприта.
То есть, грубо говоря, английский линкор после этого прохода стал хромым, неуправляемым калекой.
Далее французские фрегаты, пользуясь маловетрием, сократили дистанцию между мателотами и набросились на «Викториес» на дистанции примерно в 300 ярдов. Трем французам удалось произвести продольные залпы в корму, «Викториес» получил около 40 попаданий в корпус. В принципе, добили бы, «Викториес» спас поднявшийся бриз, который позволил англичанам поднять паруса и уйти.
В 11.45 бой закончился и французы взяли курс на Маврикий.
Итак, «Аррогант» из 584 человек экипажа потерял 6 убитыми и 27 раненными.
«Викториес» потерял 18 убитыми и 57 раненными.
Потери французов были побольше, они во время боя с «Викториесом» получили определенные повреждения, 42 человека убитыми и 104 раненными, но Серси быстро исправил повреждения и уже после полудня был боеспособен, тогда как Лукас – нет.
Еще раз подчеркну – по всем канонам британского флота Серси был должен проиграть – принял бой в подветренном положении, имея фрегаты против линкоров. Однако – факт, как говорится налицо. Проиграли англичане, и не в последнюю очередь потому, что в наветренном положении могли использовать только орудия верхнего дека и на надстройках, то есть по факту бой велся фрегатскими пушками с обеих сторон.
Вот, например, чтоб далеко не ходить, английская Вики.
«Адмирал, занявший наветренное положение, обладал тактической инициативой, будучи в состоянии принять бой, напав на своего противника, или отказаться от боя, оставаясь с наветренной стороны. Флот с подветренной стороны мог избежать битвы, отступив с подветренной стороны, но не мог форсировать свои действия».
На самом деле все не так просто. Во-первых, флот подветренной стороны просто мог отказаться от боя и убежать. Ну это просто логично, как вы понимаете.
Правда Вики пишет:
«Даже отступление по ветру могло быть затруднительным, когда два флота находились на близком расстоянии, потому что корабли рисковали быть разгромленными, когда они поворачивали по ветру».
Но ведь все мы понимаем, что сближающиеся корабли, находящиеся в наветренном положении, при этом сближении вполне могли получить повреждения разной степени тяжести. Но Вики почему-то на этом не акцентирует свое внимание. Интересно – почему?
Во-вторых, второе утверждение, что флот подветренной стороны не мог форсировать события – оно верно только в том случае, если у кого-то рядом была суша, то есть одна из сторон была стеснена в маневре.
Далее Вики пишет:
«Второй недостаток подветренного положения заключался в том, что при сильном ветре парусное судно, идущее в малый бейдевинд (или бейдевиндом), будет крениться с подветренной стороны под напором ветра. Этот крен подставляет часть своего днища под огонь».
Прелестно, правда? А то что в подветренном положении флот может задействовать свои самые тяжелые орудия, расположенные на нижних деках – это как?
Ну и последнее утверждение:
«Наконец, дым от выстрелов кораблей с наветренной стороны обволакивал флот с подветренной стороны».
Давайте рассмотрим два случая. Случай первый: идет ближний бой (200 ярдов и менее). Вам не кажется, что там в дыму и наветренная эскадра, и подветренная? То есть в данном случае дым обволакивает ОБЕ стороны.
Случай второй: дальняя дистанция. И опять, дым создает помеху в целеполагании что для наветренной, что для подветренной эскадры, то есть этот параметр мешает всем.
Ну да ладно, это присказка. А теперь сказка.
Начало 1794 года. Французы собирают эскадру, чтобы перекинуть корабли и войска на Иль-де-Франс (Маврикий) и Реюньон. Изначально собирались послать контр-адмирала Кергелена с тремя 74-пушечниками, тремя срезанными 50-пушечниками и несколькими транспортами. Однако вскоре эскадру сильно урезали – 4 фрегата и 2 корвета под началом контр-адмирала Серси (Sercey). 4 марта 1794 года французы вышли в море из Бреста, и сразу же – катастрофа. Один из фрегатов налетел на скалы недалеко от острова Иль-д’Экс. Минус один. В результате у Серси остались 44-пушечный «Форте», 36-пушечный «Реженере», номинально 36-пушечный «Сена» (разоружен «эн флюйт», несет только пушки на надстройках) и 2 корвета. Серси благополучно достиг Маврикия и Реюньона, посадил там республиканское правительство, присоединил к себе фрегаты «Верту» (40 орудий), «Сивилла» (40 орудий) и 36-пушечный «Прюдан».
8 сентября 1796 года недалеко от Суматры Серси напоролся на два британских 74-пушечника – «Аррогант» и «Викториес»,дивизион коммодора Лукаса. Согласно теории – шансов у него не было вообще, поскольку английский 74-пушечник – это 28х32-фунтовых орудий на нижнем деке, 28х18-фунтовок на верхнем деке, ну и на надстройках и верхней палубе 9-фунтовки.
Ах да, «Аррогант» - французский приз, вооруженный на нижнем деке 24-фунтовками.
У французов самым сильным был фрегат «Форте» - он нес на главном деке 24-фунтовки, остальные фрегаты не имели орудий калибром более 18 фунтов. Ну и набор фрегата был в разы, если так можно выразиться, хрупче набора линкора.
Естественно Серси, находясь в подветренном положении, решил бежать, не принимая боя, «Аррогант» и «Викториес» же начали преследование. К 6 утра 9 сентября 1796 года стало очевидно, что англичане нагоняют французов, Серси выстроил линию и решил принять бой под ветром. Начало эпическое – фрегаты против линкоров.
Около 8.30 линия англичан прошла вдоль линии французов на расстоянии примерно 400-500 ярдов. Результат:
Поскольку на средней дистанции французские фрегаты представляли собой не сильно большую мишень, одни из фрегатов потерял топсель.
В это же самое время «Аррогант», шедший первым, и словивший все прелести сближения наветренном положении, потерял:
- Все топселя.
- Бизань-мачту.
- Фок-мачту.
- Грот-мачта была сильно повреждена.
- Якорь со стороны правого борта.
- Половину бушприта.
То есть, грубо говоря, английский линкор после этого прохода стал хромым, неуправляемым калекой.
Далее французские фрегаты, пользуясь маловетрием, сократили дистанцию между мателотами и набросились на «Викториес» на дистанции примерно в 300 ярдов. Трем французам удалось произвести продольные залпы в корму, «Викториес» получил около 40 попаданий в корпус. В принципе, добили бы, «Викториес» спас поднявшийся бриз, который позволил англичанам поднять паруса и уйти.
В 11.45 бой закончился и французы взяли курс на Маврикий.
Итак, «Аррогант» из 584 человек экипажа потерял 6 убитыми и 27 раненными.
«Викториес» потерял 18 убитыми и 57 раненными.
Потери французов были побольше, они во время боя с «Викториесом» получили определенные повреждения, 42 человека убитыми и 104 раненными, но Серси быстро исправил повреждения и уже после полудня был боеспособен, тогда как Лукас – нет.
Еще раз подчеркну – по всем канонам британского флота Серси был должен проиграть – принял бой в подветренном положении, имея фрегаты против линкоров. Однако – факт, как говорится налицо. Проиграли англичане, и не в последнюю очередь потому, что в наветренном положении могли использовать только орудия верхнего дека и на надстройках, то есть по факту бой велся фрегатскими пушками с обеих сторон.