Во время гражданской войны в США флот южан значительно уступал в мощи флоту северян, и конфедераты лихорадочно искали способы нивелировать это превосходство. Необходимость противостоять с малыми силами мощному флоту стимулировала конструкторскую мысль южан, и у конфедератов появилась идея удара по противнику из-под воды. В этом случае огневая мощь федеральных кораблей должна была стать бесполезной как из-за внезапности удара, так и неуязвимости от их выстрелов судна, находящегося на глубине. Поэтому почти сразу после начала войны южане объявили конкурс на лучший проект подводного корабля. Наилучшим был признан проект лодки «Пионер» инженеров Бакстера Уотсона и Джеймса Мак-Клинтока. Ее построили в Новом Орлеане в конце 1861 — начале 1862 гг.
Подводная лодка южан «Пионер» так и не стала пионером подводной войны
Лодка имела корпус сигарообразной формы, водоизмещение около 4 тонн, длину 10,3 метра, наибольший диаметр 1,2 метра. Экипаж включал трех человек, двое из которых вращали руками коленчатый вал с гребным винтом на конце - единственно существовавший тогда двигатель (паровой) использовать в загерметизированной лодке было невозможно, поэтому для движения оставалось только применять физическую силу экипажа. Оружием подводного корабля должна была служить шестовая мина.
Лодка «Пионер» прошла успешные испытания на озере Пончартрейн в окрестностях Нового Орлеана. Предполагалось, что после этого она выйдет в море и начнет топить корабли федералов. Однако прежде чем это случилось, федералы взяли Новый Орлеан. Экипаж уничтожил «Пионера», чтобы предотвратить его захват противником.
Интересно, что федералы, несмотря на наличие мощного надводного флота, тоже пытались создать подводную лодку. Слухи о том, что южане разрабатывают экзотическое «чудо-оружие» заставили федералов проверить, действительно ли такое возможно? В 1862 году по проекту Оливера Холстеда на Бруклинской верфи в Нью-Йорке была построена подводная лодка «Умный кит» («Intelligent Whale»). Она представляла собой железную сигару длиной 9,4 метра и с максимальным диаметром 2,6 метра. Экипаж насчитывал 9 человек. Шестеро из них вращали ручной привод, на валу которого находился гребной винт (скорость движения составляла 3-4 узла). Для управления служили вертикальный руль и два горизонтальных руля в кормовой части. При сближении с противником двое водолазов должны были покидать лодку через люк в днище, чтобы прикреплять мины к днищу вражеского корабля. Предварительно лодку надо было ставить на якорь, опуская для этого на цепях два груза, находившихся в специальных выемках корпуса и регулируя ее плавучесть с помощью двух балластных цистерн.
Подводная лодка северян «Умный кит» так их же напугала, что федералы
надолго забыли о подводном кораблестроении
Однако испытания «Умного кита» сопровождались многочисленными авариями; в результате погибли три состава экипажа лодки. К счастью для остальных федеральных моряков, изобретателя застрелил муж его любовницы, после чего дальнейшие эксперименты в этой области во флоте северян прекратились. Причем «самозатопляемость» «Умного кита» так напугала чиновников морского ведомства, что они на протяжении последующих 30 лет и слышать не хотели о подводных кораблях…
Но вернемся к южанам, для которых постройка боеспособной лодки была более важна, чем для и так хорошо вооруженных северян. Еще во время постройки «Пионера» за его изготовлением и спуском на воду внимательно следила комиссия по приемке лодки, в состав которой входил капитан Хорас Ханли. Вот он-то после оставления Нового Орлеана и решил продолжить дело, создав свою подводную лодку.
Будучи полным дилетантом в области судостроения, Ханли построил одно из самых примитивных судов, которые только строились за многовековую историю военного кораблестроения. За основу своей конструкции он взял увиденного им «Пионера», но переработал корабль с учетом имевшихся в его распоряжении скудных средств.
Его «Америкен Дайвер» («Американский ныряльщик») представлял собой самый обыкновенный цилиндрический паровозный котел! Ханли разрезал его вдоль по центральной оси и приклепал между двумя половинами накладку шириной 30 см. Тем самым он придал корпусу овальное сечение. По концам котла добавили заостренные оконечности, сзади вывели вал винта и прикрепили рулевое перо. Длина лодки составила 10,5 метров, ширина — 1,2 метра, высота с наблюдательными башенками — 1,7 метра. Винт приводился в действие вручную сидевшей внутри корпуса командой из восьми человек. Разместившись на скамьях, матросы вращали коленчатый вал, сообщая «Дайверу» скорость в 3-4 узла. Погружение производилось с помощью двух балластных цистерн, встроенных по концам лодки. При открытии клапанов они заполнялись водой, а для всплытия продувались ручными помпами. Кроме того, к днищу судна был приделан железный балласт, который можно было отцепить и сбросить, если требовалось срочно всплыть на поверхность.
Устройство подводной лодки «Американский ныряльщик»,
впоследствии получившей название «Ханли»
Несомненно, что самоделка капитана Ханли была менее совершенна, чем «Пионер» - детище профессиональных инженеров-судостроителей. Но по иронии судьбы в историю вошел именно «плавающий паровозный котел» капитана Ханли…
Первое тренировочное испытание «Дайвера» произошло весной 1863 года сразу после его спуска на воду. Лодка находилась в надводном положении с открытыми люками и как раз готовилась выйти из дока, когда ее накрыло волной. В считанные секунды «Ныряльщик» погрузился на дно вместе с восемью членами команды, и лишь командиру, лейтенанту Пейну, который стоял в переднем люке, удалось спастись. Но, несмотря на неудачу, секретарь флота Меллори загорелся идеей подводного корабля и распорядился доставить «Дайвер» в Чарльстон, где он мог бы попытаться снять блокаду с порта. Там конфедератам снова удалось набрать команду, с которой они попробовали еще раз спустить лодку на воду. Испытаниями командовал тот же лейтенант Пейн, и опять они закончились плачевно. Волна от проходившего мимо корабля захлестнула лодку с открытыми люками и отправила ее на дно Чарльстонской гавани. Из девяти человек выжили лишь трое, в том числе - опять Пейн, который тут же отказался от командования «плавучим убийцей моряков».
«Американский ныряльщик» после очередного затопления вновь оказался на берегу
Третьим испытанием командовал уже сам Хорас Ханли, конструктор «Дайвера». Поначалу все шло хорошо, и лодка даже совершила несколько удачных погружений. Как доносил позже шпион северян, «Дайвер» нырнул в воду и прошел под днищем корабля «Индиан Чиф», вынырнул, нырнул снова и опять показался на поверхности моря. Затем та же операция была проделана с кораблем «Чарльстон». Лодка погрузилась, не доходя 250 футов (71 м) до стоявшего на якоре судна, и вынырнула в 300 футах (90 м) за ним. Таким образом, «Дайвер» прошел в общей сложности около полумили под водой.
Но тут Ханли решил отработать быстрое погружение по тревоге; он резко направил лодку на глубину, и этот нырок оказался роковым. «Ныряльщик» погрузился и больше не показывался на поверхности. Как выяснилось позже, причиной катастрофы стал забортный клапан лодки, который Ханли так и не смог закрыть. На этот раз погибла вся команда «Дайвера», вместе с его создателем...
Хорас Ханли и Джордж Диксон
Однако положение блокированного Чарльстона было столь тяжелым, что надежда оставалась только на затонувшего «Ныряльщика»; поэтому конфедераты не оставили своих попыток ввести лодку в боевой строй. Лишь через неделю южанам удалось поднять «Ныряльщика» со дна бухты и подготовить его к новому плаванию. С большим трудом они подыскали еще семерых моряков - «самоубийц», согласившихся на участие в смертельно опасном эксперименте с подводной лодкой. Их новым командиром стал лейтенант Джордж Диксон, которого инженер флота южан Дж. Томб характеризовал как храброго и хладнокровного человека.
Диксон намеревался атаковать вражеский флот на рейде и потопить хотя бы один корабль. Единственным оружием для нанесения такого удара могла быть шестовая мина, укрепленная на носу лодки. Сначала она устанавливалась на сосновом шесте, но после третьего испытания постоянно ломавшийся деревянный шест был заменен железным. На конце железного прута была укреплена остроконечная «торпеда» (так ее называли в то время моряки) - мина, содержавшая в себе 90-фунтовый пороховой заряд. Чтобы это устройство могло сработать, лодке предстояло протаранить вражеское судно ниже ватерлинии, а затем привести заряд в действие, дернув за спусковой шнур.
Лейтенант Диксон планировал осуществить эту операцию в подводном положении, однако лучше его разбиравшийся в инженерном деле Томб отверг этот замысел. «Единственный способ использовать торпеду уже был продемонстрирован минным катером «Давид»; он заключается в том, чтобы нанести удар в надводном положении с торпедой, опущенной на 8 футов (2,5 м), — писал он в своем рапорте. — Если попытаться использовать торпеду так, как этого хочет лейтенант Диксон, т.е. погрузив лодку и тараня врага снизу, уровень погружения торпеды будет выше уровня погружения лодки. А поскольку у последней небольшой запас плавучести и нет механического двигателя, то велика вероятность того, что всасывание, которое всегда возникает при потоплении корабля, не позволит лодке всплыть на поверхность, не говоря уже о возможности повреждения ее взрывом».
Диксону пришлось согласиться с этими рекомендациями. Произведя ремонт лодки, и закончив обучение нового экипажа, он снова приступил к испытаниям подводного корабля, который в честь погибшего создателя был переименован в «Ханли». На сей раз они прошли успешно. Лодка могла не только нырять и выныривать, но и лежать на дне, хотя, как писал Томб, у экипажа «были проблемы с воздухом и светом в подводном положении».
Экипаж «Ханли» готовится к боевому выходу
Наконец настал день боевого крещения. С наступлением темноты 16 февраля 1864 года в период между отливом и приливом Диксон вывел лодку из гавани и, пройдя мимо форта Самтер, направился к стоявшему за проливом Мэффит федеральному флоту, блокировавшему Чарльстон. Несколько часов матросы «Ханли» обливались потом, вращая пропеллерный кривошип, приводивший в действие винт лодки, пока не приблизились к вражеским кораблям. Первую линию блокады осуществляли броненосцы, которые к тому же прикрыли свои борта сетями, сплетенными из цепей; поскольку эти закованные в броню суда не были подходящими мишенями, Диксон и его экипаж изменили курс, направившись к более уязвимым деревянным судам, стоявшим на якоре в 10-12 милях от берега.
До командования блокировавшей Чарльстон эскадры доходили неясные слухи о невиданном морском оружии конфедератов. Адмирал Дальгрен относился к ним вполне серьезно и даже отдал своим капитанам особые инструкции. Он предупредил их в специальном приказе, что опасность торпедной атаки особенно велика именно в период между приливом и отливом, когда прибрежные воды относительно спокойны. Однако для команды корвета «Хьюсатоника» эти адмиральские инструкции оказались бесполезными.
Около 20.45 вахтенный офицер Кросби заметил примерно в 100 ярдах от правого борта странный предмет, напоминавший бревно и двигавшийся прямо на шлюп. На «Хьюсатонике» немедленно пробили тревогу, стали поднимать якорь и разводить пары, а кто-то даже попытался пустить в дело вертлюжную пушку. Но «бревно» приближалось быстро и неуклонно, и орудие просто не успели подтащить к борту. Тогда стоявшие на палубе моряки открыли по лодке огонь из стрелкового оружия, которое, разумеется, не могло причинить ей вреда. Спустя три минуты после того, как Кросби заметил «Ханли», она нанесла в правый борт шлюпа свой таранный удар. Торпеда вонзилась в корпус «Хьюсатоника» в его кормовой части чуть впереди бизань-мачты. Затем Диксон дал задний ход, дернул за спусковой шнур и произвел взрыв порохового заряда.
«Ханли» атакует корвет северян «Хьюсатоник»
Рана, нанесенная в результате этого взрыва деревянному федеральному шлюпу, оказалась смертельной. Когда около 9.20 вечера находившийся поблизости корабль «Кэнандейгуа» прибыл к «Хьюсатонику» на помощь, тот уже почти затонул. Он погружался в воду кормой и одновременно заваливался на правый борт, так что спасти корабль уже не было никакой возможности. К счастью, команде шлюпа удалось избежать немедленной гибели: моряки взобрались на снасти, которые еще не успели скрыться под водой, и шлюпки, посланные с «Кэнандейгуа» сняли оттуда почти всех. В числе пропавших без вести числились всего 5 человек, спасены же были 21 офицер и 129 матросов.
А вот «Ханли» из рейда не вернулась… Долгое время считалось, что взрыв, уничтоживший «Хьюсатоник», отправил на дно и его «убийцу» — подводную лодку «Ханли», затянутую мощным потоком воды внутрь пробоины. Однако обследование затонувшего судна доказало, что это не так. К тому же световые сигналы с «Ханли» были замечены с берега в проливе Мэффита спустя 45 минут после взрыва. Из этого нетрудно заключить, что лодка благополучно завершила свою миссию и возвращалась в Чарльстон. Это было окончательно доказано в 1994 году, когда затонувшую лодку обнаружили именно там, где ее видели в последний раз - в проливе Мэффит. Видимо, чтобы подать условленный сигнал, Диксону пришлось открыть люк и зажечь газовый фонарь. В этот момент «Ханли», вероятней всего, захлестнула приливная волна, которая и отправила лодку на дно пролива.
Таким образом, несмотря на всю свою неуклюжесть и допотопный способ передвижения, «Ханли» стала первой подводной лодкой, совершившей удачную атаку. Правда, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны, однако оно сыграло важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне в принципе возможно. Впоследствии, когда были созданы бензиновые и электрические моторы, опыт «Ханли» вдохновил многих конструкторов на создание подлодок. В результате к началу Первой мировой войны подводные лодки стали неотъемлемой частью флотов всех ведущих морских держав мира, а сегодня они являются одним из самых устрашающих видов оружия, способным уничтожать не только самые крупные корабли, но и целые города.
Лодка «Ханли» сегодня установлена в Чарльстонском музее