11 октября 2021

Крупнейшая железнодорожная катастрофа и неудачный фельетон Демьяна Бедного

8 сентября 1930 года у станции Перерва Московско-Курской железной дороги произошла одна из самых крупных за всю историю СССР катастроф: в результате столкновения двух пассажирских поездов погибло 16 и пострадало 46 человек.

74191_original.jpg

Паровоз С-326 после законченного 5 сентября ремонта был запущен в эксплуатацию, несмотря на выявленные в ходе пробной поездки технические неисправности. 7 сентября он был выведен на линию в составе пассажирского поезда № 64, состоявшего из 11 классных пассажирских вагонов и одного вагона-ледника. Вёл паровоз машинист Макаров. По пути в Москву поезд из-за дефекта паровоза трижды совершал вынужденные остановки, поэтому на станции Подольск Макаров запросил отцепить неисправный паровоз, а вместо него вцепить резервный. Однако вместо этого к поезду прицепили вспомогательный локомотив под управлением машиниста Григорьева. При этом вспомогательный паровоз был вцеплен между паровозом С-326 и вагонами, причём задом наперёд, то есть поездом по-прежнему управлял машинист Макаров. Постановка вспомогательного локомотива не решила основную проблему - нарушения в плавности хода у С-326. Мало того, принятые меры привели к трагическим последствиям.  

Дежурный диспетчер, не зная о разрыве поезда, объявил, что к платформе может подходить следующий состав, после чего поезд № 52 на высокой скорости въехал на платформу, и лишь за несколько метров машинист заметил, что поезд № 64 также находится на пути. Тогда же были задействованы тормоза, но поезд не успел остановиться и врезался в хвост неисправного 64-го.

Как пишет историк-краевед Виталий Семенов, у которого в этой аварии погиб дед, 

«судебное разбирательство по аварии на Перерве получило широкий резонанс, о нем писали газеты. Открытый судебный процесс проходил в клубе имени Кухмистерова (сейчас – ЦДКЖ на Комсомольской площади). Машиниста поезда №52, врезавшегося в стоящий состав, и помощника начальника станции Царицыно-дачное посадили на 10 лет, машиниста резервного паровоза – на 8 лет, дежурному по южному блокпосту станции Люблино дали 5 лет. Сроки получили также ремонтники депо «Тула» и руководство Московско-Курской железной дороги».  

На это трагическое событие Демьян Бедный откликнулся стихотворением-фельетоном «Перерва», которое 11 сентября (по другим данным — 10 сентября) 1930 года опубликовали в газете «Правда»:  

«Причина крушенья - небрежность бригады»,

Калеки! Убитые! Стоны и кровь!

Враги, нашей гибели ждущие гады,

Прочтут о Перерве и будут так рады,

Так рады,

Так рады:

- «Крушение вновь!»

И ждать, будут ждать - за Перервою первой

Если дальше позорно так дело пойдёт,

Наш советский-де строй сам собой пропадёт,

Сокрушивши себя всесоветской Перервой!».

74333_original.jpg

Это стихотворение стало одним из предметов критики поэта, его травли. Даже когда Демьян Бедный направил Сталину жалобу, то получил от него критичный ответ:

«В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. Таковы Ваши «Слезай с печки» и «Без пощады». Такова Ваша «Перерва», которую прочитал сегодня по совету т. Молотова. (…) Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из «Домостроя», стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную «Перерву», что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата. (…) Существует, как известно «новая» (совсем «новая»!) троцкистская «теория», которая утверждает, что в Советской России реальна лишь грязь, реальна лишь «Перерва». Видимо, эту «теорию» пытаетесь Вы теперь применить».  

Из-за того, что критика недостатков советского строя «высокочтимого т. Демьяна» в 30-ые годы всё чаще не находила понимания и сочувствия у руководителей СССР, он в 1932 году был лишен квартиры в Кремле, а 1938-ом исключен из партии.