Как правило, из военных кораблей, в особенности эсминцев, получаются плохие коммерческие суда. Однако, как минимум, одним исключением стало переоборудование нескольких выведенных из состава флота американских эсминцев в быстроходные банановозы. В то время судовые рефрижераторные системы были недостаточно эффективными, только высокая скорость и хорошая изоляция трюмов позволяли доставить свежие бананы из Центральной Америки в США, прежде чем они испортятся. Переоборудованные эсминцы с их узкими корпусами и экономичными дизельными двигателями могли развивать 16 узлов, кроме того, их небольшая осадка позволяла им подниматься в мелководные реки Латинской Америки.
Теплоход-банановоз "Тракстан"Переоборудованные эсминцы-банановозы делятся на две группы.
В первую входили «Тракстан» (DD-14), «Уиппл» (DD-15) и «Уорден» (DD-16), построенные на верфи «Мериленд Стил К°» под заводскими номерами 21, 22 и 23 соответственно и спущенные на воду в один день – 15 августа 1901 г. Они были исключены из состава флота 15 сентября 1919 г.; проданы частным владельцам 3 января 1920 г. и впоследствии ходили под никарагуанским флагом и своими первоначальными наименованиями. Они имели тоннаж 545 брт, длину 80,47 м, ширину 7,01 м, осадку 4,27 м. «Уорден» оснащался двумя шестицилиндровыми дизелями «Вульверин», два других получили дизели «Атлас». За время эксплуатации суда сменили несколько владельцев – ими были компании «Снайдер Банана К°», «Саузерн Банана К°», «Америкэн Фрют энд Стимшип К°» и «Банана Шиппинг К°».
«Тракстан» 5 сентября 1938 г. серьезно пострадал в результате пожара на Гаити и не восстанавливался, хотя на слом пошел не ранее 1948 года; «Уорден» погиб 1 мая 1947 г.; «Уиппл» был разобран в 1956 г.
Теплоходы-банановозы "Тракстан" (вверху) и "Уиппл"
В результате подписания Лондонского Морского договора 1930 года американский флот списал 93 эскадренных миноносца «гладкопалубного» типа. Перед продажей на слом эти корабли лишались всех турбин, котлов, вспомогательных механизмов, вооружения и ряда оборудования. Вероятно, успешная эксплуатация предыдущих эсминцев-банановозов побудила компанию «Стандарт Фрют энд Стимшип К°» выкупить несколько списанных «гладкопалубников» для аналогичного переоборудования. По имеющимся сведениям, приобрела шесть корпусов, однако переоборудование прошли только четыре из них; судьба двух других достоверно не установлена, но, скорее всего, они были разобраны.
Переоборудованные теплоходы получили новые наименования:
«Тепа» – бывший «Патнэм» (DD-287), спущен на воду 30 сентября 1919 г.;
«Табаско» – бывший «Уорден» (DD-288), спущен на воду 28 октября 1919 г.;
«Масайя» – бывший «Дэйл» (DD-290), спущен на воду 19 ноября 1919 г.;
«Матагальпа» – бывший «Осборн» (DD-295), спущен на воду 29 декабря 1919 г.
Все четыре эсминца были построены на верфи «Бетлехем Стил» в Сквантэме (штат Массачусетс) под заводскими номерами 367, 368, 370 и 375 соответственно. Их списали 22 октября 1930 г. и продали новым владельцам 17 января 1931 г.
В ходе переоборудования в корпусах бывших эсминцев было устроено по четыре трюма, вмещавших до 25 000 бананов, а также устанавливались новые надстройки и двигатели. В качестве последних использовались низкооборотные судовые дизели с диаметром цилиндров 406 мм, ходом поршня 610 мм, развивавшие до 270 оборотов в минуту. При этом «Тепа» и «Табаско» получили шестицилиндровые дизели мощностью 1500 л.с. и развивали скорость до 15 узлов, а «Масайя» и «Матагальпа» оснащались восьмицилиндровыми дизелями мощностью 2000 л.с. и развивали до 16 узлов. Вместимость банановозов составляла 1184 брт, команда состояла из 30 человек.
Суда ходили между различными латиноамериканскими портами и Нью-Орлеаном, Майями и Норфолком.
«Табаско» (бывший «Уорден») в 1933 году разбился на рифе Алакран в Мексиканском заливе.
Оставшиеся три с началом войны были зафрахтованы американской армией для доставки снабжения на Филиппины, однако после захвата островов японцами использовались в других районах.
«Масайя» (бывший «Дэйл») ушел в Австралию, где использовался в качестве транспорта для снабжения островных гарнизонов с австралийской командой и новым названием, которое не установлено. 28 марта 1943 г. он был потоплен японской авиацией в заливе Оро-Бей на Новой Гвинее (2 убитых).
«Матагальпа» (бывший «Осборн») также ушел в Австралию и 27 июня 1942 г. был уничтожен пожаром в порту Сиднея; впоследствии разобран.
«Тепа» (бывший «Патнэм») задержался в Гонолулу из-за ремонта и впоследствии использовался для доставки грузов из Сиэтла на Аляску. 28 ноября 1942 г., стоя на якоре у Сьюорда на Аляске, он получил серьезные повреждения в результате пожара вспомогательного котла. Пройдя ремонт, до конца войны «Тепа» находился в Сиэтле в качестве учебного судна для экипажей транспортов, принадлежавших армии США и гражданской администрации. После войны судно вернули прежнему владельцу. В 1947 г. его продали фирме «МакКормик Шиппинг К°», и до 1950 года оно занималось перевозкой бананов из Доминиканской Республики в Майями. «Тепа» был сдан на слом в мае 1955 г.