Испанская реконкиста оказалась затяжным мероприятием. Начавшись в 711 году, она заняла столетия. И завершилась в 1492 году падением Гранадского эмирата. Считается, что ответственными за окончательное решение вопроса стали Изабелла I Кастильская и ее супруг Фердинанд II Арагонский. Так прописано в большинстве учебников по истории. А вот в самой Испании творцом победы называют не монархов, а их генерала – Гонсало Фернандеса де Кордову. Который еще известен как Большой Капитан. Не потому, что отличался выдающимися физическими данными. А потому, что проиграл за всю карьеру всего одну битву, и потому, что благодаря его реформам Испания стала сильнейшей военной державой мира.
Он родился в 1453 году в семье богатого дворянина. Но он не был старшим сыном, а потому искал свое счастье самостоятельно, избрав карьеру военного. С 13 лет его отправили ко двору, а с 14 он на войне. Где сразу обращает на себя внимание храбростью и умением вести за собой людей. Что закономерно спровоцировало карьерный рост.
С 1482 де Кордова уже командует армией. Что не мешает ему лично ходить в атаку и забираться на стены по штурмовым лестницам. В ту пору еще встречались генералы, практикующие рукопашную. Врагов Гонсало Фернандес бьет хорошо. И в 1492 году берет Гранаду. Что означает конец эмирата и уход мусульман из Испании. Правда, по деревням и в захолустье еще встречаются партизаны, войной с которыми генерал еще какое-то время занимался. Но скоро прекратились и они. Именно в ту пору де Кордова начал свои эксперименты по сочетанию различных видов оружия – огнестрельного, кавалерии, артиллерии, пикинеров. Но воевал пока по старинке.
В Первой Итальянской войне Гонсало да Кордова терпит первое и единственное поражение в своей карьере – в битве при Семинаре 1495-го французы, находясь в подавляющем большинстве и имея преимущество в вооружении (тяжелая кавалерия против легкой пехоты), громят объединенные неаполитанские и испанские силы. Вот тогда-то испанский генерал и сформировал окончательное видение идеальной армейской единицы. И сразу же, с разрешения монархов, приступил к реформам и обучению личного состава. Отныне из прежде общей перемешанной массы выделялись отдельные отряды с типовым вооружением, которым отводилась определенная роль на поле боя. Появилась знаменитая терция.
В первозданном твиде терция состояла из трех тысяч солдат. С флангов ее охраняла кавалерия и артиллерия, хотя и сама терция являлась самодостаточным формированием. В котором объединялись несколько видов вооружения. В центре находилась группа из трех десятков офицеров, руководивших действиями терции. Туда же запускали барабанщиков – для оповещения. Это ядро окружали пикинеры. Причем сначала ставили тяжелых пикинеров имевших доспехи (только ноги оставались без защиты), за которыми стояли легкие пикинеры с минимальным защитным снаряжением.
Со стороны противника перед каре пикинеров стояли мушкетеры. Их тяжелые мушкеты пробивали латы кавалеристов той поры. А еще имелись аркебузиры. Этих расставляли по углам пикинерского построения. Они часто маневрировали. Их задачей было постоянное беспокойство противника. И аркебузиров, дополнительно вооруженных шпагой, разбавляли меченосцами или алебардщиками.
Идея такова. Идет противник. Его встречают залпы мушкетов. В большинстве армий предпочитали арбалеты, но испанский реформатор сделал ставку на огнестрельное оружие – с ним проще действовать в каре, а гром, пламя и дым хорошо работают против лошадей врага. В строю противника образуются бреши, он расстраивается. Если при этом противник продолжает наседать, мушкетеры уходят под защиту пикинеров. А те держат противника. Практика показала, что с пиками длиной за пять метров пехота для кавалерии просто неуязвима. Могут, конечно, попасться рейтары с пистолетами. Но и тут мушкет выгоднее. Во-первых, он все равно мощнее пистолета и дальше стреляет. Во-вторых, плотность построения и огня у мушкетеров выше. А вот площадь поражения меньше – все же рейтар на коне и так плотно сбиться не может, и силуэт имеет приличный. Мишень, да еще для группового залпа ну просто идеальная.
Мушкетерскую пальбу с флангов дополняют аркебузиры. И потом, слегка проредив противника, или сами со шпагами в образовавшиеся бреши врубаются, или своих меченосцев делегируют, или так же уходят под защиту пикинеров. Для этого, правда, надо уметь хорошо перестраиваться. И испанцы умели это делать просто идеально – сказался принцип организации набора в солдаты.
Быстро оценив испанскую новинку, все основные армии мира реструктуризировались по их примеру. Но получилось все одно слабее первоисточника. Просто в основном в мире воевали наемники, к которым обращались по мере надобности. А в Испании, хоть услугами наемников и не брезговали, предпочитали все же набор своих, доморощенных испанцев. Именно они составляли костяк всех терций. А потому их и организовать, и обучить, и мотивировать получалось более качественно.
Интересно, что с составом терции постоянно экспериментировали. Численность рот, из которых сбивали терцию, колебалась от 100 до 250 человек. Офицеров полагалось то 30, то 150. Постоянно менялось соотношение холодного и огнестрельного оружия. Имели место попытки заменить фитильные мушкеты на колесцовые – не вышло. Потому как фитильный замок проще, дешевле и имеет более мягкий спуск, отчего выстрел был чуть точнее. Так что почти до конца доминирования терций на поле боя солдаты в них воевали с фитильным оружием.
Терции долго не ведали соперников. Вплоть до битвы при Рокруа, что случилась в 1643 году. Именно тогда ярко проявились врожденные недостатки терции – уязвимость перед массированным артиллерийским огнем и слабая маневренность на поле боя. А тут и кремневый замок подоспел в массовых количествах. И привычка дефилировать на поле боя в плотных построениях сменилась линейной тактикой.